Методы, средства и формы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:08, контрольная работа

Описание работы

1.Методы воспитания………………………………………………………………………………........4
1.2 Классификация методов воспитания………………………………………………..........6
1.3 Характеристика методов воспитания………………………………………………..........8
2. Средства воспитания…………………………………………………………………………...........11
3. Формы воспитания……………………………………………………………………………….........13

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….........3
1.Методы воспитания………………………………………………………………………………........4
1.2 Классификация методов воспитания………………………………………………..........6
1.3 Характеристика методов воспитания………………………………………………..........8
2. Средства воспитания…………………………………………………………………………...........11
3. Формы воспитания……………………………………………………………………………….........13
Заключение..........................................................................................................16
Список использованных источников……………………………………………………............17

Файлы: 1 файл

Контроша по педагогике.docx

— 48.04 Кб (Скачать файл)

Беседа как обсуждение, дискуссия и диспут - это такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Воспитательная беседа, дискуссия состоят, как правило, из краткого вступления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения преимущественно проблемного характера. Диспут - довольно специальный метод воспитания, предполагает обязательное столкновение противоположных мнений.

Пример - рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и/или жизненного факта, личности. Одно значение метода-примера, как мы сказали, обсуждение эталона, но есть и другое - демонстрация образца по ведения собственным поведением взрослого, учителя, родителей, всех членов общества.

Внушение (суггестия) как  педагогический метод редко описывается  в пособиях. Внушение - это воздействие на личность с помощью эмоциональ- ных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему.

Б. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

Положительный опыт поведения  создается путем педагогически правильно организованной деятельности воспитуемых, которая является источником воспитания в этой группе методов. Воспитание в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к ее организации. Деятельность воспитывает, если личностно значима для воспитуемых, имеет «личностный смысл» (А. Н. Леонтьев). Позиция воспитанников должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов. Руководство деятельностью воспитуемых должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.

В отечественной педагогике организация деятельности воспитанников  является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в  себя приучение, педагогическое требование, упражнение, поручение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование понимается как предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в  обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность правил общественного поведения, как  реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия, как просьба, совет, инструкция. По форме  требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным  тоном, особенно на Начальном этапе  воспитания.

Общественное мнение - это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков и выражается в нормах, ценностях, взглядах на жизнь всех членов группы, класса.

Приучение и упражнение содействуют  формированию устойчивых способов поведения, привычек, характера. Приучение - это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методика требует объяснять воспитанникам, что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.

Упражнение - многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности воспитанников, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности. Поручение как метод воспитания - это исполнение учеником какого-либо дела. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности.

Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы воспитателем. Их функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.

В. Методы стимулирования поведения  и деятельности.

Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению  или к торможению, сдерживанию нежелательного поступка. Побудителем к поступку и средством закрепления привычки выступает поощрение, т. е. одобрение. Сдерживающим средством является наказание, осуждение поступка воспитуемого. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка воспитанника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения воспитанников с помощью его оценки.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует воспитанника к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами или другими материальными наградами.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства личности. Формы наказания разнообразны: замечание учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил - убери, нагрубил - извинись.

Д. Методы контроля, самоконтроля и самооценки.

Данные методы направлены на анализ и оценку результатов воспитания. К ним, как было сказано выше, относят наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности, - по сути, это методы диагностики личности. Их вряд ли можно считать собственно методами воспитания, если помнить, что метод - это способ воздействия. Воспитательная функция методов контроля является скорее не основной, а сопутствующей. Они влияют на формирование воспитанников скорее косвенно. Основная функция методов контроля - оценка степени достижения целей воспитательного процесса, т. е. оценка его эффективности по результатам воспитания. Методы же самоконтроля и самооценки относятся скорее к методам самовоспитания, поэтому могут использоваться учениками вне контактов с педагогом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Средства воспитания

Средства воспитания —  слабо разработанная педагогическая категория. Однако актуальность изучения их в последние пятьдесят лет  возросла, потому что школа и учение, книга и слово учителя, родителей  перестали быть единственным источником воздействия на ребенка, действенными факторами формирования и развития личности. Не случайно педагоги стали  больше говорить о процессе социализации личности, о педагогизации среды, о создании образовательной среды. Это значит, что возросла роль других, кроме прямого воздействия учителя и школы, факторов, источников формирования молодежи. К ним относят, прежде всего средства массовой коммуникации (информации), компьютер и Интернет, рекламу и массовую культуру, молодежную субкультуру, процессы глобализации, информатизации, секуляризации. Иначе говоря, современный ребенок, подросток живет и формируется в перенасыщенной информационной среде, увы, часто агрессивной, дегуманизированной.

Проблема состоит в  том, чтобы отсеивать информацию, остаться собой, оградить свой внутренний мир от назойливого вмешательства, вольного или невольного насилия. Но закрыться от жизни школа, система  воспитания, человек не должны. Значит, задача состоит в том, чтобы использовать в педагогических целях все источники, все факторы, средства, как в самой школе, так и в окружающей среде. Для этого надо знать эти факторы.

Слово «средства» в толковом словаре имеет несколько значений. Первое — прием, способ действия для достижения цели. Второе и третье (во множественном числе) — предметы, приспособления для чего-либо; материальные ценности, деньги [3, с.62].

В педагогике изучались преимущественно  средства обучения, дидактические средства, понимаемые как материальные предметы, только что названные нами выше, и идеальные средства — это, можно сказать, завоевания человеческой культуры и цивилизации: письмо, речь, символы и знаки, произведения искусства и т. д. [4, с.112]. В школе средства обучения часто учителем понимаются в основном как технические средства обучения: магнитофон, телевизор, компьютер.

Жизнь заставила расширить  арсенал средств педагогического  воздействия на ребенка. Еще в XIX столетии К. Д. Ушинский называл средствами воспитания учение, труд, игру и саму жизнь ребенка в семье и  школе, его отношения с окружающими, совместные дела и общение.

Итак, что считать средством  воспитания? Во-первых, в очень широком  толковании это все социальное, культурное и природное окружение, все социальные институты и создания цивилизации. Такое понимание слишком широко и оставляет нас на уровне общего закона о развитии личности, согласно которому развитие человека определяется окружающей средой.

Во-вторых, средством воспитания называют предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно, специально включенные в процесс воспитания.

Воспитательным средством  можно назвать не сам по себе предмет, а деятельность воспитанника с этим предметом, которая организуется воспитателем или осуществляется самим воспитанником. Такая логика приводит исследователя  В. С. Селиванова к выводу о том, что  средством воспитания являются виды деятельности воспитанников — учение, труд, игра, общение [5, с.145].

Методисты выделяют определенные виды внеурочной деятельности, которые  возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, цен-ностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Так, познавательная деятельность служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсия, обзоры литературы, олимпиады, конкурсы, лектории, научные конференции, аукционы знаний и т. д.

Ценностно-ориентационная деятельность — это, по существу, не деятельность, а скорее, психологический процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в  органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в различных  ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие  в трудовых, политических и других акциях и кампаниях.

Эстетическая деятельность развивает художественные вкусы, интересы, культуру, способности детей.

Досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором  инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель должен помнить о  своих функциях воспитывающего взрослого, не стороннего наблюдателя. Сюда же можно  отнести и спортивно-оздоровительную  деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы воспитания

Воспитательный процесс, как любое социально-психологическое  и культурологическое явление, имеет  форму. Коль скоро субъекты организованного  процесса индивидуальны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием педагога (либо педагогического  коллектива в качестве совокупного  субъекта), определяет неповторимость и своеобразие формы воспитательного  процесса. Поэтому форму воспитательного  процесса можно определить следующим  образом. Форма воспитательного  процесса — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей  с педагогом, сложившейся благодаря  системе используемых средств, выстраиваемых  в определенном логическом обеспечении  метода работы с детьми [4, с.98].

 Форма как часть  процесса воспитания зависит  от целей, содержания, методов  и одновременно обусловливает  их осуществление, воплощение  в конкретном деле. Поэтому формы  воспитания зависят от конкретных  педагогических ситуаций, и поэтому  они так разнообразны, носят творческий  характер и порой индивидуально  неповторимы. Тем не менее,  наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные  типы форм воспитательной работы  по количеству участников:

 • индивидуальные  — беседы, занятия воспитателя  с одним воспитанником;

 • групповые — несколько  участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном  контакте;

 • массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия [6, с.144].

 Выделены также формы  работы по основному виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы  познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной.

 В свое время Н.  И. Болдырев выделил формы воспитательной  работы в зависимости от метода  воспитательного воздействия:

 • словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции,  встречи, устные газеты, радиожурналы;

 • практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа и др.;

 • наглядные — музеи,  выставки, витрины, стенды, стенные  газеты и пр.

 Современный исследователь  предлагает делить формы внеурочной  воспитательной работы в школе  по воспитательной задаче и  выделяет три группы:

Информация о работе Методы, средства и формы воспитания