Методы воспитания гибкости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1.Возрастные аспекты воспитания гибкости............................................
1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности суставов ................
1.3. Методы воспитания гибкости.................................................................
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.................................................................................
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования...................................................................
2.2. Методы исследования............... ..............................................................
2.3. Организация исследования.....................................................................
ГЛАВА 3. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Комплекс упражнений для воспитания гибкости.................................
3.2. Результаты исследований........................................................................
ВЫВОДЫ........................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................. 3

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 76.89 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

    

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1.Возрастные  аспекты воспитания гибкости............................................

1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности суставов ................

1.3. Методы  воспитания гибкости.................................................................

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.................................................................................

ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и  задачи исследования...................................................................

2.2. Методы  исследования............... ..............................................................

2.3. Организация  исследования.....................................................................

ГЛАВА 3. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Комплекс  упражнений для воспитания гибкости.................................

3.2. Результаты исследований........................................................................

ВЫВОДЫ........................................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................

ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................

3

5

8

15

35

36

36

39

40

42

47

49

53

   

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                

Актуальность исследования. Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

Упражнения  на гибкость можно легко и с  успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития. Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном – амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой- либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и  координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [7].

    

Цель работы. Изучить и исследовать методы воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.

 

Объект исследования. Урок физической культуры направленный на воспитание гибкости детей 3 класса хонхолойской  СОШ.

    

Предмет исследования. Комплекс упражнений для воспитания гибкости детей 3класса.

 

Задачи исследования.

1. Анализ научно и учебно-методической литературы.

2. Разработать  комплекс упражнений для воспитания  гибкости.

3. Выявить эффективность разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости у школьников младших классов.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ литературных данных                                  

 

1.1.Возрастные аспекты воспитания  гибкости                  

Гибкость - это  способность человека выполнять  движения с большой амплитудой, одно из важнейших физических качеств спортсмена. Это качество определяется развитием подвижности в суставах. Термином "гибкость" целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильнее говорить "подвижность" (а не гибкость), например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах».

Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных. В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет.

В тазобедренном  суставе рост подвижности наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляется и к 13–14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь с увеличением в результате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах [46].

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным  для развития

физических  способностей, о чем свидетельствуют приведенные в таблице 1 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов  [29].

                                                               

Таблица 1

Темпы роста  активной и пассивной гибкости у  детей 7 – 10 лет (%)    

(по В.Ф.  Ломейко, В.И. Лях)                       

  Суставы

Гибкость

Активная

Пассивная

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных

4,9

3,2

- 1,9

- 0,1

Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах

5,5

6,2

- 8,7

- 9,5

Подвижность различных  отделов позвоночного столба:

- тазобедренный сустав при сгибании  туловища

- нижегрудной поясничный отдел

- верхнегрудной отдел

- шейный отдел

 

 

 

1,8    

 

6,8    

 

22,9    

17,0    

 

 

6,6

 

17,2

 

-6,2

22,2

   

 

 1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности суставов   

Следует различать  понятия «гибкость» и «подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются существенные различия. Матвеев Л.П. [29] дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них (часто узловые компоненты – техники выполнения соревновательных упражнений) не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению

внутримышечной  и межмышечной координации, снижению экономической работы часто является причиной повреждения мышц и связок.

Проявление  гибкости зависит от ряда факторов. В специальной литературе выделяют анатомическою (скелетную) подвижность, которая является главным фактором, обуславливающим подвижность суставов.

Анатомическая подвижность определяется путем  теоретических вычислений. Для этого определяют величину суставной поверхности с помощью рентгенограммы, а затем, вычитая из угла большей кривизны угол меньшей кривизны, определяют предел возможной подвижности в суставе.

Активная  подвижность обусловлена силой  мышечных групп, окружающих сустав, их способностью производить движения в суставах за счет собственных усилий. Активная гибкость зависит от силы мышц, производящих движение в данном суставе.

Пассивная подвижность  соответствует анатомическому строению сустава и определяется величиной возможного движения в суставе под действием внешних сил. Соответственно этому различают и методы развития гибкости. При пассивной гибкости амплитуда движений в суставе больше, чем при активной  [25].

Кроме пассивной и активной форм, гибкость можно подразделить на общую и специальную виды [30]. Под общей гибкостью подразумевают подвижность в суставах и сочленениях, необходимую для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений. Специальная гибкость - необходимый уровень подвижности, которая обеспечивает полноценное владение техническими действиями спортсмена.

Специальная гибкость — способность успешно (результативно) выполнять действия с минимальной амплитудой  [30].

Существенные  трудности могут возникнуть, если развивать гибкость за счет изменения строения сустава. Обычно суставы имеют одинаковое строение у всех людей. Но известно, что подвижность в суставах у детей больше, чем у взрослых. Если давать упражнения с большей амплитудой движения с детского возраста, то большая подвижность сохраняется и в зрелом возрасте. В этом случае суставная головка кости больше покрыта хрящом.

Следовательно, упражнения на гибкость следует давать после разогревания, что достигается выполнением физических упражнений со сравнительно большой нагрузкой  [6].

Амплитуда движений в суставах определяется работой  тормозных аппаратов:

- связочного;

- мышечного;

- костного.

Если бы движение не тормозилось, то оно продолжалось бы бесконечно в одном направлении, даже при минимальной величине движущихся сил, амплитуда движения была бы безграничной.

В случае пассивного движения следует различать тормоз и ограничитель движения, тормозом в таком движении являются мышцы, связочный аппарат и другие мягкие ткани, а ограничителем - кости.

В обычных  условиях человек использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической (предельной) подвижности и постоянно сохраняет огромный резерв пассивной подвижности, который может быть использован в любой момент. Даже во время занятий такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, плавание, которые предъявляют повышенные требования к подвижности в суставах, используется лишь 80-90% анатомической подвижности (таблица 2).

 

Таблица 2

Время, необходимое  для развития

пассивной подвижности в суставах до 900 от анатомической

подвижности (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)

    

Название суставов

Число

дней

Суставы позвоночного столба

50-60

Плечевой

25-30

Локтевой

25-30

Лучезапястный

20-25

Тазобедренный

60-120

Коленный

25-30

Голеностопный

25-30


 

Активное  движение в суставе выполняется  мышцами-синергистами, деятельность которых корригируется центральной нервной системой. Торможение активного движения обеспечивается только мышцами-антагонистами. Связочный аппарат и другие элементы сустава при активных движениях в тормозном процессе не участвуют. Благодаря этому под влиянием центральной нервной системы объем активного движения у одного и того же человека может меняться в зависимости от его функционального состояния  [20].

Учитывая, что  гибкость определяется развитием подвижности  в суставах, у человека можно выделить две основные формы проявления подвижности в суставах:[10]

· подвижность при  пассивных движениях

· подвижность при активных движениях.

Пассивная подвижность  осуществляется под воздействием внешних  сил и нередко, до полного упора и болевых ощущений.

Активная  подвижность выполняется за счет тяги мышц проходящих через сустав.

Активные  движения можно разделить на две  группы: [20]

- медленные, то есть без ускорения,

- быстрые, то есть с ускорением.

Наибольшее  значение  имеет  активная подвижность [27].  Однако  величина  ее в  значительной  степени  определяется уровнем  пассивной  подвижности, которая  характеризует  в  основном способность  человека  к  выполнению широкоамплитудных  движений. Вместе  с этим  необходимо  отметить,  что в спортивной  практике  принято определять  только  амплитуду  активной подвижности  и,  имеющей  наибольшее  практическое  значение,  так  как именно  она  в  значительной степени  реализуется  при  выполнении физических упражнений. И  хотя между   активной  и  пассивной  подвижностью прямой  корреляционной взаимосвязи  не  обнаруживается,  пассивная  является резервом  для  активной гибкости [33].

                    

 

 

 

 

 

1.3. Методы воспитания гибкости                    

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7  лет. У детей 9–14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.  Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Так, после однократной тренировки увеличение относительной растяжимости мышечно-связочного аппарата у детей 10-12 лет, не занимающихся спортом, составляет:[18]

Информация о работе Методы воспитания гибкости