Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:54, курсовая работа
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1.Возрастные аспекты воспитания гибкости............................................
1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности суставов ................
1.3. Методы воспитания гибкости.................................................................
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.................................................................................
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования...................................................................
2.2. Методы исследования............... ..............................................................
2.3. Организация исследования.....................................................................
ГЛАВА 3. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Комплекс упражнений для воспитания гибкости.................................
3.2. Результаты исследований........................................................................
ВЫВОДЫ........................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................. 3
Педагогический эксперимент проводился с учащимися 3-го класса хонхолойской СОШ. В экспериментальной группе использовалась специально разработанный комплекс упражнений для воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
В эксперименте были использованы следующие тесты:
1. Оценка
гибкости производилась по
2. Оценка
гибкости также была
Метод математической статистики. Первичная обработка полученных экспериментальных данных произведена принятыми в педагогических исследованиях методами математической статистики. Были измерены основные антропометрические данные (рост и вес) как в контрольной, так и в экспериментальной группе. По результатам антропометрических данных для оценки соответствия массы тела и роста в динамике в начале и в конце эксперимента был определен индекс Кетле по формуле:
K = масса тела, г / длину тела, см.
Индекс Кетле говорит о соответствии массы тела его длине. Нормальные показатели этого индекса колеблются в пределах от 325 до 400 г / см, при занятиях спортом он может достигать 400 г /см, а в некоторых спортивных специализациях - даже 600 г / см.
Полученные данные для оценки достоверности результатов были обработаны
статистически. Данные об испытуемых представлены в 6, 7 таблицах.
Таблица 5
Некоторые параметры оценки гибкости (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)
Параметры / Оценка |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Плохо |
Расстояние у пальцев рук при наклоне вперед относительно уровня площадки (см). |
+15 |
+ 5 |
0 |
- 5 |
Угол в лучезапястном суставе
с тыльной стороны при |
70 |
90 |
95 |
100 |
Угол туловища к горизонту в пол при наклоне вперед в положении сидя (град). |
5 |
15 |
25 |
35 |
Угол в подколенной ямке при выпрямлении ноги (град). |
182 |
180 |
178 |
175 |
Угол в тазобедренном суставе в продольном шпагате (град) |
180 |
178 |
175 |
172 |
Угол в тазобедренном суставе в поперечном шпагате (град) |
180 |
178 |
175 |
172 |
2.3. Организация исследования
Вся программа исследований была выполнена в три этапа.
Первый этап проводился с сентября по октябрь 2012 года. Основной целью исследований было изучение различных методов воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
Второй этап (сентябрь – декабрь 2012 года) предусматривал проведение сравнительного педагогического эксперимента. Для решения поставленных задач были изучены 2 группы школьников 3-го класса (средний возраст – 10 лет)хонхолойская СОШ. Под наблюдением находились 34 человека. Из них 18 человек составили контрольную группу, 16 – экспериментальную группу. Контрольная группа занималась по школьной программе. Экспериментальная группа занималась по специально разработанному комплексу упражнений, направленных на воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста. Возрастной и половой состав школьников в обеих группах был идентичным.
Третий этап (декабрь 2012 года) предполагала выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования.
Глава 3. Полученные результаты и их обсуждение
3.1 Комплекс упражнений для
Основным методическим условием, которого нужно придерживаться в работе над воспитанием подвижности в суставах, является обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.
Разминка имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий. Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и главным образом мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном "разогревании" мышц, их растяжимость увеличивается.
Разминка включает в себя бег 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, причем каждое из них по 10-15 раз.
1. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
1. – Круговые движение головой вправо.
2. – Круговые движения головой влево.
2. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
1.– Круговые движения руками вперед.
2..– Круговые движения руками назад.
3. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
1. – Отведение рук в стороны.
4. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
1. – Наклоны туловища вперед.
2. – Наклоны туловища назад.
5. И.п. – о.с. Руки на пояс. Поднять правое бедро.
1. – Вращательное движение голени вправо.
2. – Вращательное движение голени влево.
6. И.п. – о.с. Руки на пояс. Поднять левое бедро.
1. – Вращательное движение голени влево.
2. – Вращательное движение голени вправо.
Затем рекомендуется проделать комплекс из 8-10 упражнений на растягивание. Упражнения на растягивание необходимо выполнять сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера.
1. И.п. – о.с.
1. – Рывки руками, правая рука наверху, левая в низу, 10 раз.
2. – Рывки руками, правая рука внизу, левая наверху, 10 раз.
2. И.п. – о.с. Руки перед собой.
1. – Наклоны туловища вперед, стараясь задеть пол, 10 раз.
2. – Наклоны туловища назад 10 раз.
3. И.п. – Сидя на матрасе руки, перед собой.
1. – Тянуться
к носкам ног, не сгибая
4. И.п. – Сидя на матрасе руки перед собой, партнер стоит сзади.
1. – Тянуться
к носкам ног, не сгибая
5. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки на полу.
1. – Приседание на шпагат.
При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.
Пружинящее приседание в положении разведенных в переднезаднем направлении ног следует выполнить обязательно с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у стенки, опираясь на нее руками.
Выполняя упражнение на растягивание, амплитуду движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе. Темп движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) – должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны туловища) - 40-50 движений в минуту. После упражнений на растягивание необходимо проделать упражнения на расслабление.
3.2. Результаты исследований и их интерпретация
Анализ полученных данных показал, что между контрольной и экспериментальной группами испытуемых - школьников имеются существенные различия. Антропометрические данные испытуемых - школьников 3-го класса в обеих группах (контрольной и экспериментальной) соответствуют нормальным средним возрастным показателям. Так, средняя величина роста в контрольной группе составила 123.2 см, в экспериментальной - 121,2 см. Средняя величина веса тела соответственно 20,8 и 21,7 в обеих группах. Данные показатели роста и веса соответствуют возрастной норме. Показатели гибкости приведены в таблицах 6 и 7. В контрольной группе до начала эксперимента (сентябрь) показатель гибкости составил в среднем - 1,4 см, в конце эксперимента (декабрь) - 0,87 см. Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике акцентированного развития гибкости, составили соответственно - 1,4 в начале эксперимента и + 1,31 – в конце эксперимента.
В пересчете на проценты абсолютных величин, в экспериментальной группе показатель гибкости увеличился на 128 % больше по сравнению с контрольной. Показатели гибкости, рассчитанные по углу в тазобедренном суставе в положении "продольный шпагат" дают более полную картину о развитии гибкости. Так, этот показатель в начале учебного года у контрольной группы составил 172 градуса, в конце обследуемого периода - 174 градуса. В контрольной группе соответствующие показатели составили также 172 градуса в начале исследования и достигли 179 градуса в конце исследования. Эти различия весьма существенны и статистически достоверны (t = 4,17 при р < 0, 01).
Интересно отметить, что между исследованными величинами наблюдается
определенная зависимость. Так, чем выше показатель гибкости по наклонному тесту, тем больше величина угла в тазобедренном суставе и наоборот. Между антропометрическим масса-ростовым показателем Кетле и показателем гибкости наблюдалась некоторая отрицательная зависимость.
Таблица 6
Контрольная группа - ученики 3а класса хонхолойской СОШ.
Ф.И.О. |
Возраст (год рождения) |
Рост (см) |
Вес (кг) |
Тест на гибкость до (см), град |
Тест на гибкость после (см), град | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||||||
1. Авдеев А. |
1994 |
120 |
19.500 |
-2/173 |
-3/174 | |||||||
2. Антонова А. |
1995 |
118 |
19.0 |
-3/172 |
-2/173 | |||||||
3. Антонова Э. |
1994 |
125 |
21 |
+1/171 |
+2/172 | |||||||
4. Вахитов Э. |
1994 |
124 |
22 |
-1/168 |
0/170 | |||||||
5. Воробьев Б. |
1994 |
119 |
20 |
+1/172 |
+2/174 | |||||||
6. Загидуллина И. |
1994 |
130 |
21.300 |
-2/170 |
-1/173 | |||||||
7. Иванов А. |
1994 |
125 |
20.500 |
-3/168 |
-1/172 | |||||||
8. Иванов Б. |
1994 |
135 |
23 |
-5/170 |
-4/171 | |||||||
9. Ковальский Н. |
1994 |
124 |
20 |
+1/167 |
+1/170 | |||||||
10. Козлов П. |
1995 |
121 |
21.500 |
-4/165 |
-4/169 | |||||||
11. Кудисова Е |
1995 |
127 |
22 |
-4/169 |
-3/171 | |||||||
12. Уткин Д. |
1994 |
119 |
20.300 |
0/168 |
+1/172 | |||||||
13.Фарвазов М. |
1994 |
125 |
23 |
+1/172 |
0/175 | |||||||
14.Юнусова Р. |
1994 |
118 |
19 |
-1/172 |
0/174 | |||||||
15.Янченко В. |
1995 |
122 |
22.500 |
0/170 |
0/172 | |||||||
Средние показатели гибкости, см. |
123,2 |
20,8 |
-1,4/ 172 |
0,87/174 | ||||||||
Таблица 7
Приложение 2. Экспериментальная группа - ученики 3 б класса хлнхолойской СОШ
Ф. И. О. |
Возраст (год ро-ждения) |
Рост (см) |
Вес (кг) |
Тест на гибкость до (см)/град |
Тест на гибкость после (см)/град |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Бикметов Р |
1995 |
120 |
18.500 |
0/173 |
+2/179 |
2. Бикулова А. |
1994 |
118 |
19 |
-1/172 |
+3/178 |
3. Голощапов В. |
1994 |
119 |
19.500 |
+1/169 |
+4/176 |
4. Евдокимова Г. |
1994 |
125 |
26 |
-1/178 |
0/180 |
5. Зинатуллин Л. |
1995 |
123 |
24 |
-4/172 |
-1/179 |
6. Петров В. |
1994 |
120 |
19.500 |
+1/170 |
+2/178 |
7. Петров Н. |
1994 |
119 |
20 |
-5/169 |
0/178 |
8. Котов О. |
1994 |
1125 |
23 |
-3/172 |
+1/180 |
9. Кравцова С. |
1994 |
124 |
24 |
-2/172 |
+1/180 |
10. Рахматуллин А. |
1995 |
118 |
19.500 |
-4/172 |
0/180 |
11. Нигматуллин М. |
1995 |
119 |
20.500 |
0173 |
+2/177 |
12. Султанбекова Р. |
1995 |
120 |
22 |
+1/171 |
+2/178 |
13. Юлдашев И. |
1995 |
118 |
19.500 |
-1/173 |
+1/176 |
14. Юсупов Т. |
1994 |
125 |
26.200 |
+1/171 |
+3/179 |
15. Яковлева М. |
1994 |
123 |
24.500 |
-3/169 |
-1/177 |
16. Ямишин Д. |
1994 |
124 |
22.300 |
-2/172 |
+1/178 |
Средние показатели гибкости, см |
121,2 |
21,7 |
- 1,4/172 |
+1,31/178 |
Таким образом,
между контрольной и
Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие как пассивной, так и активной гибкости, более значительные изменения объясняются именно эффектом акцентированного развития гибкости. Методика проведения занятий на акцентированное развитие гибкости описана в разделе "Обзор литературных данных".