Методы воспитания гибкости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1.Возрастные аспекты воспитания гибкости............................................
1.2. Общая характеристика гибкости и подвижности суставов ................
1.3. Методы воспитания гибкости.................................................................
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.................................................................................
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования...................................................................
2.2. Методы исследования............... ..............................................................
2.3. Организация исследования.....................................................................
ГЛАВА 3. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Комплекс упражнений для воспитания гибкости.................................
3.2. Результаты исследований........................................................................
ВЫВОДЫ........................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................. 3

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 76.89 Кб (Скачать файл)

Педагогический  эксперимент проводился с учащимися 3-го класса хонхолойской СОШ. В экспериментальной группе использовалась специально разработанный комплекс упражнений для воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.

В эксперименте были использованы следующие тесты:

1. Оценка  гибкости производилась по общепринятой  методике – измерялось расстояние у пальцев рук относительно изолинии, проходящей через площадку, установленную выше пола. За положительный результат (знак "+") было принято расстояние ниже изолинии, за отрицательный - расстояние выше изолинии (знак "-") (таблица 5). Измерения были проведены в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного полугодия (декабрь) как в контрольной, так и в экспериментальной группе.

2. Оценка  гибкости также была произведена  по углу в тазобедренном суставе  в положении "продольный шпагат" с помощью общепринятых методов гониометрии. Для измерения  углов использовался  циркуль,  который накладывался  в положении продольного шпагата на измеряемый участок тела. Далее он в соответствующем положении проецировался на транспортир.

Метод математической статистики. Первичная обработка  полученных экспериментальных данных произведена принятыми в педагогических исследованиях методами математической статистики. Были измерены основные антропометрические данные (рост и вес) как в контрольной, так и в экспериментальной группе. По результатам антропометрических данных для оценки соответствия массы тела и роста в динамике в начале и в конце эксперимента был определен индекс Кетле по формуле:

K = масса  тела, г / длину тела, см.

Индекс Кетле говорит о соответствии массы тела его длине. Нормальные показатели этого индекса колеблются в пределах  от 325 до 400 г / см, при занятиях спортом он может достигать 400 г /см, а в некоторых спортивных специализациях - даже 600 г / см.

Полученные  данные для оценки достоверности  результатов были обработаны

статистически. Данные об испытуемых представлены в  6, 7 таблицах.

                          

 

 

 

 

Таблица 5

Некоторые параметры оценки гибкости  (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)

    

Параметры / Оценка

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Плохо

Расстояние у пальцев рук  при наклоне вперед относительно уровня площадки (см).

+15

+ 5

0

- 5

Угол в лучезапястном суставе  с тыльной стороны при отведенной кисти (град).

70

90

95

100

Угол туловища к горизонту в  пол при наклоне вперед в положении сидя (град).

5

15

25

35

Угол в подколенной ямке при  выпрямлении ноги (град).

182

180

178

175

Угол в тазобедренном суставе  в продольном шпагате (град)

180

178

175

172

Угол в тазобедренном суставе  в поперечном шпагате (град)

180

178

175

172


 

 

 

2.3. Организация  исследования

Вся программа  исследований была выполнена в три  этапа.

Первый этап проводился с сентября по октябрь 2012 года. Основной целью исследований было изучение различных методов воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.

Второй этап (сентябрь – декабрь 2012 года) предусматривал проведение сравнительного педагогического эксперимента. Для решения поставленных задач были изучены 2 группы школьников 3-го класса (средний возраст – 10 лет)хонхолойская СОШ. Под наблюдением находились 34 человека. Из них 18 человек составили контрольную группу, 16 – экспериментальную группу. Контрольная группа занималась по школьной программе. Экспериментальная группа занималась по специально разработанному комплексу упражнений, направленных на воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста. Возрастной и половой состав школьников в обеих группах был идентичным.

Третий этап (декабрь 2012 года) предполагала выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Полученные результаты и их обсуждение

3.1 Комплекс упражнений для воспитания  гибкости            

Основным  методическим условием, которого нужно  придерживаться в работе над воспитанием подвижности в суставах, является обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.

Разминка  имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий. Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и главным образом мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном "разогревании" мышц, их растяжимость увеличивается.

Разминка  включает в себя бег 6-10 минут в  непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, причем каждое из них по 10-15 раз.

 

1. И.п. –  Ноги на ширине плеч, руки на  пояс.                 

1. – Круговые движение головой вправо.

2. – Круговые  движения головой влево.

 

2. И. п.  – Ноги на ширине плеч, руки  перед собой.

1.– Круговые  движения руками вперед.

2..– Круговые  движения руками назад.

 

3. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой.

1. – Отведение рук в стороны.

 

4. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс.

1. – Наклоны  туловища вперед.

2. – Наклоны  туловища назад.

 

5. И.п. – о.с. Руки на пояс. Поднять правое бедро.

1. – Вращательное  движение голени вправо.

2. – Вращательное  движение голени влево.

 

6. И.п. – о.с. Руки на пояс. Поднять левое бедро.

1. – Вращательное  движение голени влево.

2. – Вращательное  движение голени вправо.

 

Затем рекомендуется  проделать комплекс из 8-10 упражнений на растягивание. Упражнения на растягивание необходимо выполнять сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера.

 

1. И.п. –  о.с.

1. – Рывки  руками, правая рука наверху,  левая в низу, 10 раз.

2. –  Рывки  руками, правая рука  внизу, левая  наверху, 10 раз.

 

2.  И.п.  – о.с. Руки перед собой.

1. – Наклоны  туловища вперед, стараясь задеть  пол, 10 раз.

2. – Наклоны  туловища назад  10 раз.

 

3. И.п. –  Сидя на матрасе руки,  перед  собой.

1. – Тянуться  к носкам ног, не сгибая колени  10 раз.

 

4. И.п. –  Сидя на матрасе руки перед  собой, партнер стоит сзади.

1. – Тянуться  к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера.

 

5. И.п. –  Ноги на  ширине плеч, руки на  полу.

1. – Приседание  на шпагат.

 

При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.

Пружинящее  приседание в положении разведенных  в переднезаднем направлении  ног следует выполнить обязательно с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у стенки, опираясь на нее руками.

Выполняя  упражнение на растягивание, амплитуду  движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе. Темп движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) – должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны туловища) - 40-50 движений в минуту. После упражнений на растягивание необходимо проделать упражнения на расслабление.

 

 

 

 

3.2. Результаты исследований и  их интерпретация  

Анализ полученных данных показал, что между контрольной  и экспериментальной группами испытуемых - школьников имеются существенные различия. Антропометрические данные  испытуемых - школьников 3-го класса в обеих группах (контрольной и экспериментальной) соответствуют нормальным средним возрастным показателям. Так, средняя величина роста в контрольной группе составила 123.2 см, в экспериментальной - 121,2 см.  Средняя величина веса тела соответственно 20,8 и 21,7 в обеих группах. Данные показатели роста и веса соответствуют возрастной норме. Показатели гибкости приведены в таблицах 6 и  7. В контрольной группе до начала эксперимента (сентябрь) показатель гибкости составил в среднем - 1,4 см, в конце эксперимента (декабрь) - 0,87 см. Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике акцентированного развития гибкости, составили соответственно - 1,4 в начале эксперимента и + 1,31 – в конце эксперимента.

В пересчете  на проценты абсолютных величин, в экспериментальной  группе показатель гибкости увеличился на 128 % больше по сравнению с контрольной. Показатели гибкости, рассчитанные по углу в тазобедренном суставе в положении "продольный шпагат" дают более полную картину о развитии гибкости. Так, этот показатель в начале учебного года у контрольной группы составил 172 градуса, в конце обследуемого периода - 174 градуса. В контрольной группе соответствующие показатели составили также 172 градуса в начале исследования и достигли 179 градуса  в конце исследования. Эти различия весьма существенны и статистически достоверны  (t = 4,17 при р < 0, 01).

Интересно отметить, что между исследованными величинами наблюдается

определенная  зависимость. Так, чем выше показатель гибкости по наклонному тесту, тем больше величина угла в тазобедренном суставе и наоборот. Между антропометрическим масса-ростовым показателем Кетле и показателем гибкости наблюдалась некоторая отрицательная зависимость.

 Таблица 6

Контрольная группа - ученики 3а класса хонхолойской СОШ.

    

Ф.И.О.

Возраст

(год  рождения)

Рост

(см)

Вес

(кг)

Тест на гибкость до (см), град

Тест на гибкость после (см), град

1

2

3

4

5

6

1. Авдеев А.

1994

120

19.500

-2/173

-3/174

2. Антонова А.

1995

118

19.0

-3/172

-2/173

3. Антонова   Э.

1994

125

21

+1/171

+2/172

4. Вахитов Э.

1994

124

22

-1/168

0/170

5. Воробьев Б.

1994

119

20

+1/172

+2/174

6. Загидуллина И.

1994

130

21.300

-2/170

-1/173

7. Иванов А.

1994

125

20.500

-3/168

-1/172

8. Иванов Б.

1994

135

23

-5/170

-4/171

9. Ковальский Н.

1994

124

20

+1/167

+1/170

10. Козлов П.

1995

121

21.500

-4/165

-4/169

11. Кудисова Е

1995

127

22

-4/169

-3/171

12. Уткин Д.

1994

119

20.300

0/168

+1/172

13.Фарвазов М.

1994

125

23

+1/172

0/175

14.Юнусова Р.

1994

118

19

-1/172

0/174

15.Янченко В.

1995

122

22.500

0/170

0/172

Средние показатели гибкости, см.

 

123,2

20,8

-1,4/ 172

0,87/174

                   

 

Таблица 7

Приложение 2. Экспериментальная группа - ученики 3 б класса хлнхолойской СОШ

    

Ф. И. О.

Возраст

(год ро-ждения)

Рост

(см)

Вес

(кг)

Тест на гибкость до (см)/град

Тест на гибкость после (см)/град

1

2

3

4

5

6

1. Бикметов Р

1995

120

18.500

0/173

+2/179

2. Бикулова А.

1994

118

19

-1/172

+3/178

3. Голощапов В.

1994

119

19.500

+1/169

+4/176

4. Евдокимова Г.

1994

125

26

-1/178

0/180

5. Зинатуллин Л.

1995

123

24

-4/172

-1/179

6. Петров В.

1994

120

19.500

+1/170

+2/178

7. Петров Н.

1994

119

20

-5/169

0/178

8. Котов О.

1994

1125

23

-3/172

+1/180

9. Кравцова С.

1994

124

24

-2/172

+1/180

10. Рахматуллин А.

1995

118

19.500

-4/172

0/180

11. Нигматуллин М.

1995

119

20.500

0173

+2/177

12. Султанбекова Р.

1995

120

22

+1/171

+2/178

13. Юлдашев И.

1995

118

19.500

-1/173

+1/176

14. Юсупов Т.

1994

125

26.200

+1/171

+3/179

15. Яковлева М.

1994

123

24.500

-3/169

-1/177

16. Ямишин Д.

1994

124

22.300

-2/172

+1/178

Средние показатели

гибкости, см

 

121,2

21,7

- 1,4/172

+1,31/178


 

Таким образом, между контрольной и экспериментальной  группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в гибкости у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе.

Поскольку в  экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие как пассивной, так и активной гибкости,  более значительные изменения объясняются именно  эффектом акцентированного развития гибкости. Методика проведения занятий на акцентированное развитие гибкости описана в разделе "Обзор литературных данных".

Информация о работе Методы воспитания гибкости