Методы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:39, реферат

Описание работы

Метод воспитания не придумывается, не создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выборе метода субъект полностью зависит от того, каким он предвидит результат.
Предвосхищение воспитательного результата в сознании педагога создает предпосылки для мысленного конструирования пути (путей) достижения предполагаемого результата. Категория метода воспитания отражает двойственное предвосхищение “знаю, чего хочу получить, знаю и как этого достичь”.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………..……………………стр. 3
2. Понятие метода воспитания……………………………….…………… стр. 3
3. Система методов воспитания.………………...………..………………..стр. 6
4. Система методов педагогического воздействия……………….…..….стр. 11
Резюме ……………………………………………………………………....стр. 15
Список использованной литературы …………………………………….. стр. 17

Файлы: 1 файл

Методы воспитания.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

      В отличие от житейско-бытового представления о деятельности, сводимой к достижению результата: сварить суп – чтобы съесть; вымыть пол – чтобы чисто было и т. д., педагогически организуемой деятельности присущи следующие черты:

–   ценностная мотивация (для кого? ради чего?);

– проживание палитры ценностных отношений (что чувствовал? что понравилось? что обнаружил);

– установление связи деятельности с последующей  жизнью (что теперь в моей жизни? что я попробую изменить?);

– фиксированное  внимание на социальном результате деятельности (что это дает другим?);

– рефлексия3 по окончании деятельности (как я себя чувствовал? как работал?).

      Организовать  осмысление жизни как факторный  метод воспитания ребенка означает постоянную и неуклонную апелляцию  педагога к сознанию ребенка, его развивающейся способности отражать окружающую действительность, выявляя то, что составляет личностно-ценностный смысл: что есть другие люди для моего “Я”? что есть общество для меня? и что есть мое “Я” для общества? в чем смысл жизни? и т. д.

      Выводит педагог на эти существенные вопросы жизни следующим образом:

– указывая постоянно на связь поведения  ребенка с самочувствием и  благополучием других людей (например “Ты любишь шалить? Пожалуйста, пошали немного, только так, чтобы другим плохо не делать”);

– предварительно рисуя возможные последствия  того, что собирается сделать воспитанник (например: “Это твое право поступать как хочешь, но ведь и все имеют право изменить к тебе отношение”);

– приобщая ребенка к чтению книг. К произведениям искусства, к персоналиям выдающихся личностей, людей огромного масштаба;

– развивая интерес ребенка к событиям протекающей  истории человечества и формируя привычку обдумывать получаемую информацию; и т. д.

      Если  педагогическая “соль” второго факторного метода прячется в духовном развитии личности ребенка – в возвышающем влиянии на него разнообразной деятельности, педагогическая сущность третьего факторного метода воспитания состоит в становлении автономного эмансипированного внутреннего мира  “Я”, в развитии способности личности выбрать свою избирательную жизненную позицию, взять на себя ответственность за произведенный выбор.

      Три метода воспитания –  это три стороны  педагогического  влияния на становление  личности:

– педагог  способствует восприятию мира,

– педагог  помогает ребенку осмысливать этот мир,

– педагог  инициирует созидание мира вне и  внутри личностной структуры ребенка.

      Поэтому как только сказанное проецируется на практику воспитания, мы обнаруживаем, что методов воспитания…нет. Ведь каждый акт организуемой жизнедеятельности детей – это комплекс методов, непременно присутствующих во всей объективной палитре. И каждое воздействие педагога – это одновременное сочетание тонких операционных воздействий, сливающихся в нечто целое. Метод воспитания – лишь дитя теоретического анализа, инструмент для вскрытия сущности процесса воспитания.

     Введение  “методов воспитания” обусловлено психологической природой отношения. Отношение  - это связь субъекта с объектом окружающей действительности, избирательно установленная и проявляющая себя в трех формах (субстанциях): рациональной, эмоциональной и практически-действенной. Чтобы прослеживать становление отношений, надо видеть эти три формы, в которых оно существует. И, чтобы воздействовать на отношение, нельзя упускать те же три формы существования отношения. Вот почему понятия “метод воспитания”, несмотря на некоторую туманность, а вернее, пока еще недостаточную теоретическую разработанность, крайне необходимы  и важны в научно-теоретической картине воспитательного процесса. Они и становятся инструментом мышления для педагога-практика: его педагогическое внимание будет ориентировано разом на все стороны складывающихся у детей ценностных отношений.

     Продумывая  работу с детьми, педагог должен всегда сохранять трехканальность  своего методического замысла, так чтобы в одном групповом деле, в одном индивидуальном акте поведения ребенка соединились разум, эмоции, действие как формы выражения складывающегося и развивающегося отношения ребенка к ценностному объекту мира. Единство методов обеспечивает реализацию целостности воспитательного процесса.

4.  Система методов педагогического воздействия

      Если  методы воспитания обладают характеристикой  стратегического плана: прямо выходят на планируемый педагогом результат, то…иначе выглядит система методов воспитательного воздействия, методов тактического плана. Исходным для обнаружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальном проявлении и развитии. Педагог, воздействуя на отношение, корректирует, инициирует отношение, придает формам его культурные контуры.

      Так как отношение имеет три формы  своего существования (субстанции), то естественным и логичным является вывод  о трех воспитательных каналах педагогического  влияния. Рациональная сторона отношения  подвергается влиянию через слово, апеллирующее к разуму. Практическо-действенная складывается в ходе непосредственно организуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение подвластно влиянию через оценочное воздействие. Поэтому в педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.

      Метод убеждения выступает в виде следующего:

– суждение педагога (например:”Глупый неспособен быть свободным, потому что не умеет предвосхищать последствия”);

– аргументация педагога (например:”В транспорте мальчишкам лучше не садиться, ибо всегда найдутся те, кто слабее”);

– мнение, высказанное педагогом, сообщение  о личном отношении и самочувствии (например:”Мне не нравится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы”);

– сообщение  об общепринятом в культуре (например:”Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить из бутылки”);

– диалог педагога с детьми (например:”Я так считаю, а вы что думаете?”);

– раскрытие  внутреннего скрытого смысла происшедшего, отношенческого смысла (например:”Теперь мы не сможем основательно все выполнить, так как необходимый материал легкомысленно забыт тобою”);

– дискуссия, спонтанно либо специально организуемая педагогом (например:”Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она каждому из вас…”);

– обмен впечатлениями по восприятию художественного образа (например:”На этом портрете прекрасное человеческое лицо, а здесь – явная мордашка…”);

– совет, рекомендация педагога по поводу жизненной  коллизии  (например:”Я советую тебе, как умному и красивому человеку, принести извинения в адрес обиженной девочки”);

      Метод упражнения – это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.

      В поступке соединяются внутреннее и  внешнее отношение, но чтобы совершить  поступок, ребенок должен владеть  внешней формой. Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реализуется следующим образом:

– примером педагога(например, учитель-мужчина встает при входе в классную комнату женщины);

– просьбой что-либо сделать, направленной в адрес  ребенка (например:”Пожалуйста, отнеси диапроектор малышам”);

– просьбой что-либо переделать, изменив характер действия (например:”Я вас прошу вернуться и проверить, остался ли класс таким же чистым, каким он был до нашего прихода”);

– показом-инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности (например:”Протяните, юноши, руку девушке – вот так, ладошкой вверх, чтобы она могла опереться”);

– специальным  тренингом, отрабатывающим поведенческие  навыки (например, урок этикета);

– игрой  с этико-психологическими правилами (например, ”честно играть” в прятки или слышать другого в “эстафете смыслов”);

– традиционным оформлением некоторых правил поведения (например, урок считается завершенным только при обмене учителя и детей благодарностью за общение и работу: ”Спасибо” – “Спасибо”);

– приказ к действию в особых случаях, от экстремальных  ситуаций до ситуаций, наносящих оскорбление в чей-либо адрес (например, прекратить драку, отдать взятую без разрешения чужую вещь, не прикасаться к смертоносному предмету);

      Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, так как. Рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.

      Назовем виды открытой оценки, выстраивая их последовательность по усилению меры воздействия. Положительную станем называть по традиции поощрением, отрицательную оценку – наказанием. Поощрение организуется:

– одобрением – предельно лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово ”хорошо”);

– похвалой – развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки (например: ”Замечательно! Теперь всем будет комфортно”);

– материальным предметом, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка-символ, лакомство);

– благодарностью – персональным или коллективным признанием значимости сделанного ребенком;

– присвоением  звания – признанием его существенных качеств и выражением уверенности  в достоинстве личности навсегда.

      Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы.

      В современной практике воспитания увеличивается  доля скрытой педагогической оценки, имеющей следующее выражение:

– “Я – сообщение”, оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных жизненным явлением (например: ”Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова красивой дамы”);

– “Ты – сообщение”, оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например: ”Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно же стыдно?..”);

– “естественное последствие”, как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок (например: ”Разлил? – Неси тряпку!” или “Не сделал? Значит, надо сделать!”);

– возложение оценочных полномочий на ребенка (например: ”Что ты скажешь? Как расцениваешь свои действия?”);

– оттянутая  во времени оценка (например: ”Я потрясен, поговорим, когда я приду в себя…”) и другие.

      Методы  воспитательного воздействия разрабатывает  такая научная дисциплина, как педагогическая технология. Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности, потому нуждается в особом педагогическом искусстве.

Резюме

     Сочетание развивающих методов и средств  воспитания следует использовать в  период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность  активно реагировать на воспитательное воздействие, т.е. действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения, но также используют с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

Информация о работе Методы воспитания