Моделирование в процессе обучения дошкольников математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: Теоретически обосновать и разработать проект работы по использованию моделирования в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и методическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность понятия "моделирование".
3. Провести анализ опыта работы по проблеме использования моделирования в процессе обучения дошкольников математике
4. Описать методику использования моделирования в процессе обучения математике детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы методик использования моделирования в процессе обучения дошкольников математике
1.1 Понятие моделирования в методической и теоретической литературе 5
1.2 Особенности восприятия моделирования у детей дошкольного возраста
Глава 2 Практическое использование моделирования при обучении математике детей старшего дошкольного возраста
2.1 Анализ методик использования моделирования в процессе обучения дошкольников математике
2.2 Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Моделирование в процессе обучения дошкольников математике..docx

— 33.24 Кб (Скачать файл)

Министерство образования РФ

Томский государственный педагогический колледж

(ОГБОУ ТГПК)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

Теория и методика математического развития.

Моделирование в процессе обучения дошкольников математике.

 

 

 

Выполнила:

студетнка группы № 3

отделения Дошкольного образования

Лукашева В.В.

Проверила:

Захарова Г.Н.

 

 

 

 

ТОМСК 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы методик использования моделирования в процессе обучения дошкольников математике

1.1 Понятие моделирования  в методической и теоретической  литературе 5

1.2 Особенности восприятия  моделирования у детей дошкольного  возраста 

Глава 2  Практическое использование моделирования при обучении математике детей старшего дошкольного возраста

2.1 Анализ методик использования  моделирования в процессе обучения  дошкольников математике

2.2 Использование моделирования  при обучении детей дошкольного  возраста математике

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Введение в практику дошкольного образовательного учреждения Различных форм и методов математического развития детей требует современный подход в дошкольному образованию. Одним из приоритетных методов развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста является метод моделирования.

Метод моделирования используется в любых науках, на всех этапах научного познания. Он обладает огромной эвристической силой, которая определяется тем, что с его помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому, то есть модель может сделать любой объект доступным познанию.

Предлагаемый подход к изучению математики позволяет эффективно формировать у ребенка такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления. Фактически данный подход как раз и обеспечит формирование и развитие того, что называют математическим стилем мышления.

Система моделирующих действий ребенка должна быть направлена как на формирование начальных математических представлений, так и на формирование общей способности к моделированию изучаемых объектов. Во всех этих случаях использование моделей и моделирования играет важнейшую роль внешней материализованной опоры нового умственного действия, по типу которой оно будет строиться у ребенка.

Методическая задача заключается в том, чтобы найти материализованную форму этого действия и построить систему моделирующих действий ребенка в соответствии с ее действительным содержанием, что обеспечит интериоризацию (переход во внутренний план) адекватного образа действия или образа понятия. В связи со всем вышесказанным проблема использования моделирования в процессе обучения дошкольников математике, рассматриваемая в курсовой работе, на данный момент является достаточно актуальной.

Объект исследования курсовой работы: воспитательно-образовательный процесс.

Предмет исследования: процесс применения моделирования при изучении математики в ДОУ.

Цель исследования: Теоретически обосновать и разработать проект работы по использованию моделирования в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и методическую литературу по теме исследования.

2. Определить сущность  понятия "моделирование".

3. Провести анализ опыта  работы по проблеме использования  моделирования в процессе обучения  дошкольников математике

4. Описать методику использования  моделирования в процессе обучения  математике детей старшего дошкольного  возраста.

Этапы исследования:

1 этап подборка и систематизация  теоретического материала по  теме исследования;

2 этап изучение опыта  педагогов в области математического  развития дошкольников.

 

Глава 1 Теоретические основы использования моделирования в процессе обучения дошкольников математике

1.1. Понятие моделирования  в методической и теоретической  литературе

 

Известно, что ребенок дошкольного возраста отличается удивительной активностью в познании окружающего и интерес к математике у него проявляется довольно рано. Постепенно складываются представления о предметах, их назначении и свойствах, о величине и численности, форме и увеличить, разделить, пересчитать, измерить. Кругозор ребенка формируется сначала на основе того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось увидеть у взрослых, а так же того, с чем удалось соприкоснуться самому, проэксперементировать. Затем горизонты расширяются: ребенок усваивает то, о чем рассказывают, читают, сам строит догадки, фантазирует. Исходя из этого, одним из ведущих методов развития математических способностей является моделирование. Однако, данный метод в полной мере стал использоваться сравнительно недавно.

Анализ литературы, в которой применяется термин "модель", показывает, что этот термин употребляется в двух значениях: 1) в значении теории и 2) в значении объекта (или процесса как частного случая объекта), который этой теорией отражается. Т.е., с одной стороны, модель носит абстрагирующий по отношению к объекту характер (абстрактная модель), а с другой конкретизирующий (конкретная модель). Последовательно рассматривая основные значения термина "модель", автор монографии "Моделирование и философия" В.А. Штофф предлагает следующее определение: "Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте".

Моделирование — это одно из средств познания действительности. Модель используется для изучения любых объектов (явлений, процессов), для решения различных задач и получения новой информации. Следовательно, модель - некий объект (система), использование которой служит для получения знаний о другом объекте (оригинале). Например, географическая карта.

Моделью некоторого объекта А (оригинала) называется объект В, в каком-то отношении подобный (аналогичный) оригиналу А выбранный или построенный субъектом (человеком) для следующих целей:

- замена оригинала моделью (мысленно или реально) наиболее  удобна для работы и наиболее  доступна;

- с помощью модели можно  дать представления об оригинале, с ее же помощью можно истолковать  оригинал;

- можно исследовать оригинал  с помощью его модели.

Модель выполняет функции замещения, представления, интерпретации и исследования.

Модели делятся на материальные и идеальные. Материальные модели могут быть статическими или динамическими. Идеальные модели могут быть образными, знаковыми и мысленными.

Использование моделирования рассматривается в двух аспектах:

- во-первых, моделирование  служит тем содержанием, которое  должно быть усвоено детьми  в результате педагогического  процесса;

- во-вторых, моделирование  является тем учебным действием  и средством, без которого невозможно  полноценное обучение.

Наглядность моделей основана на следующей важной закономерности: создание модели производится на основе предварительного создания мысленной модели - наглядных образов моделируемых объектов, то есть субъект создает у себя мысленный образ этого объекта, а затем (вместе с детьми) строит материальную или образную модель (наглядную). Мысленные модели создаются взрослыми и могут преображаться в наглядные при помощи определенных практических действий (в которых могут участвовать и дети), дети также могут работать с уже созданными наглядными моделями.

В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как уроки моделирования, в основу которой положен метод моделирования. Уроки моделирования — это изготовление детьми (с помощью взрослых, под их руководством и самостоятельно) простых моделей игр, пособий для себя и для малышей, а также плоскостных и объемных моделей. В работе с детьми можно использовать замещение предметов: символы и знаки, плоскостные модели (планы, карты, чертежи, схемы, графики), объемные модели, макеты.

Использование метода моделирования помогает решать комплекс очень важных задач:

- развитие продуктивного  творчества детей;

- развитие высших форм  образного мышления;

- применение ранее полученных  знаний в решении практических  задач;

- закрепление математических  знаний, полученных детьми ранее;

- создание условий для  делового сотрудничества;

- активизация математического  словаря детей;

- развитие мелкой моторики  руки;

- получение новых представлений  и навыков в процессе работы;

- наиболее глубокое понимание  детьми принципов работы и  строения оригиналов с помощью  моделей.

Модель дает нам не просто возможность создать наглядный образ моделируемого объекта, она позволяет создать образ его наиболее существенных свойств, отраженных в модели. Все остальные несущественные свойства при разработке модели отбрасываются. Таким образом, у нас создается обобщенный наглядный образ моделируемого объекта.

 

1.2 Особенности восприятия  моделирования у детей дошкольного  возраста

 

Доказано, что в качестве общей методологии математического развития ребенка дошкольного возраста может быть рассмотрено моделирование. Являясь специфической опосредованной формой мышления, моделирование, будучи сформировано в специальном обучении, выступает впоследствии как универсальная, общая интеллектуальная способность ребенка, а для дошкольника - и как основное средство продуктивной интеллектуальной деятельности. В математике использование этой методологии требует построения сенсорно воспринимаемых ребенком адекватных моделей изучаемых понятий, а также построения системы моделирующих действий ребенка, связанных не только с изучением предлагаемой ему модели, но и позволяющих ребенку самому построить модель этого понятия, и через процесс ее построения осознать основные свойства и отношения изучаемых математических объектов. При таком подходе к формированию начальных математических представлений учитывается не только специфика математики - науки, изучающей количественные и пространственные характеристики реальных объектов и процессов, но и происходит обучение общим способам деятельности с математическими моделями реальной действительности и способам построения этих моделей.

Являясь общим приемом изучения действительности, моделирование позволяет эффективно формировать такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления. Таким образом, можно считать, что данный подход будет обеспечивать формирование и развитие математического мышления ребенка.

Данный методический подход к обучению математике на дошкольном этапе является преемственным и способствующим математическому развитию ребенка на дошкольном и начальном школьном этапах обучения, поскольку ориентирован на эффективное достижение тех же целей, что и процесс обучения математике в школе.

Сформулированные принципы позволяют разработать содержательную базу процесса математического развития ребенка, обеспечивающую преемственные связи дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования в едином контексте математического развития ребенка.

Такой подход к выбору ведущего метода обучения обеспечивает эффективное развитие приемов умственной деятельности у ребенка (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и др.), развитие практико-ориентированной интуиции в применении математических знаний, самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и таких качеств математического мышления как гибкость, критичность, активность, целенаправленность и др.

Тесная взаимосвязь между конструктивным и пространственным мышлением позволяет обоснованно высказать предположение о том, что в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей математического стиля мышления. Под конструированием понимается вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений. Под обучением конструированию имеется в виду формирование общих конструктивных умений и развитие на этой базе конструктивного стиля мышления. Цель обучения конструированию - научить первичным приемам моделирования на самом простом наглядно-действенном уровне, т. е. уровне, соответствующем наглядно-действенному мышлению детей 3-5 лет и образному мышлению детей 6-7 лет.

При таком подходе к процессу формирования пространственного мышления дошкольника появляется возможность формировать базу первоначальных образов понятий (образов памяти) и образов способов действий (образов операций) через доступную ребенку деятельность конструирования с вещественными моделями. Процесс интериоризации этой деятельности, как в виде отдельных операций, так и общих способов действий будет способствовать накоплению запаса образов, стимулирующих развитие пространственного мышления ребенка.

Информация о работе Моделирование в процессе обучения дошкольников математике