Молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы - увеличение количества подростков МО Октябрьский район Оренбургской области, отдыхающих в летних оздоровительных лагерях, и обеспечение их продуктивного отдыха посредством организации оздоровительно-спортивной смены на базе лагеря дневного пребывания «Тополек» .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-дать определения основным понятиям государственной молодежной политики;

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Основы молодежной политики в Российской Федерации……………………..5
1.1 Государственная молодежная политика на федеральном уровне….…...…5
1.2. Государственная молодежная политика на уровне субъекта Российской Федерации на примере Оренбургской области ……………...………...….………9
2. Анализ реализации молодежной политики на уровне муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области…………..……………15
2.1 Реализация молодежной политики на территории муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области…………………….….15
2.2. Проблемы организации летнего отдыха молодежи на территории муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области........17
3. Организация летней оздоровительно-спортивной смены для молодежи на базе лагеря дневного пребывания «Тополек»…………………………………….22
Заключение . . . . . . . . . . . ………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . 30
Список использованной литературы . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

работа исправленное.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Для начала обозначим, что входит в понятие молодежная политика.

Государственная молодежная политика в Оренбургской области - деятельность органов государственной власти области, направленная на создание политико-правовых, социально-экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для социального развития и становления молодежи, ее наиболее полной самореализации в интересах всего общества, а также на развитие и поддержку инициатив молодежи, молодежных и детских общественных объединений[3].

В Оренбургской области, которая является одним из динамично развивающихся субъектов Российской Федерации, молодежи уделяется самое пристальное внимание. Молодежная политика, как система коллективных действий множества организаций, объединяющих в своих рядах разные категории молодежи и отражающих их интересы, организационно оформлена.

На наш взгляд, сегодня в Оренбургской области создана собственная модель государственной молодежной политики. Однако единый комплексный подход к реализации молодежной политики только формируется. Доказательством этому является принятый Закон Оренбургской области от 01.09.2006 № 579/107-IV-ОЗ (ред. от 04.05.2008) «О государственной молодежной политике в Оренбургской области», где основными направлениями реализации государственной молодежной политики в Оренбургской области являются[3]:

обеспечение соблюдения прав и свобод молодежи;

формирование условий  для гражданского становления и патриотического воспитания молодежи;

обеспечение прав молодых  граждан в сфере образования  и воспитания;

содействие физическому, духовному и нравственному развитию молодых граждан, профилактика асоциального поведения;

содействие в решении проблем занятости и трудоустройства, реализации экономических и трудовых прав молодых граждан;

формирование системы  поддержки молодых семей, содействие решению жилищных проблем молодых  семей и специалистов;

содействие реализации прав молодых граждан в сфере информации, культуры и искусства;

взаимодействие с молодежными  и детскими объединениями, поддержка  общественно значимых инициатив  молодых граждан и их объединений;

содействие международному и межрегиональному сотрудничеству молодежи.

С нашей точки зрения, сегодня необходимо переходить от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени ее интеграции в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения.

В настоящее  время на территории Оренбургской области реализуется областная целевая программа реализации государственной молодежной политики в Оренбургской области «Молодежь Оренбуржья» на 2011 - 2015 годы. Целью программы является: совершенствование системы государственного влияния на процессы социализации молодежи,  создание  условий и гарантий самореализации молодых граждан[17].

Таким образом, государственная молодежная политика является важным направлением деятельности законодательной и исполнительной власти Оренбургской области. Считаем, что принятая программа стала новым этапом в реализации государственной молодежной политики. Программа определила на четыре года общие принципы, гарантии, приоритеты по обеспечению прав, свобод и защите интересов молодых граждан во всех сферах общественной жизни. Ее основанием является повседневная практическая работа всех уровней власти.

Важно отметить, что в нашем регионе ход  реализации государственной молодежной политики находится под личным контролем  губернатора области.  
    Также одним из приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики считается организация летнего отдыха детей, подростков и молодежи .

Вопросами организации  летнего отдыха  и оздоровления детей в Оренбургской области  занимается департамент общего и  профессионального образования Оренбургской области, комитет по делам молодежи Оренбургской области, учреждения дополнительного образования и др.. Согласно Указу Губернатора Оренбургской области №211-ук от 12.04. 2012 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Оренбургской области в 2012 году и последующие годы» межведомственное взаимодействие организаторов летнего отдыха детей осуществляет областная межведомственная комиссия, включающая представителей различных ведомств[13]. В   ведении ведомств разнообразные аспекты организации каникулярного отдыха детей, экспертиза воспитательных программ и проектов, организация конкурсов, фестивалей, развитие сети детских оздоровительных лагерей, кадровое, методическое обеспечение их деятельности.

По нашему мнению, межведомственное взаимодействие,  укрепление и расширение партнерских отношений с другими ведомствами и государственными учреждениями  - залог успешного разрешения проблем в организации детского отдыха и оздоровления в период летних каникул.

Реальность  такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей.

  В последние годы очевидно  возрастание внимания к организации  летних оздоровительных лагерей.  Они выполняют важную миссию  оздоровления, и воспитания детей,  когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. На брифинге, посвященном итогам летней оздоровительной кампании детей, в 2011 году министр социального развития области Татьяна Самохина напомнила о том, что принята областная целевая программа «Организация отдыха и оздоровления детей в Оренбургской области» на 2011-2014 годы. Также она отметила, что при проведении летней оздоровительной кампании отмечался ряд недостатков[18]:

1. Материальная база большей части  оздоровительных лагерей области находится в ветхом состоянии и не отвечает современным требованиям надзорных служб. По данным областного реестра детских оздоровительных учреждений средний возраст имеющихся зданий и сооружений в лагерях области – 34,2 года.

В 22 муниципальных образованиях (50% территорий области) загородные оздоровительные лагеря отсутствуют. Особенно это актуально для западной зоны области: из 18 муниципальных образований только 6 имеют свои лагеря, которые могут оздоровить на своей базе в течение летнего сезона лишь 5% детей, проживающих в западном Оренбуржье (средний областной показатель – 10,7%).

2. Недостаточно был организован  контроль за деятельностью детских  оздоровительных учреждений со  стороны местных исполнительных  органов (р-ны: Соль-Илецкий, Кувандыкский и др.).

3. Дефицит педагогических кадров, готовых к высококвалифицированной  работе с детьми и подростками  (не выдерживалось штатное расписание  оздоровительных лагерей, слабая  подготовка и текучесть кадров  старших вожатых и воспитателей) (г.Орск, Домбаровский, Соль-Илецкий районы и др.).

4. Отмечалось слабое методическое  сопровождение детской оздоровительной  кампании и реализация недостаточно  качественных летних программ  в лагерях всех типов (Домбаровский, Кувандыкский, Соль-Илецкий и др. районы).

5. Низкая активность оздоровительных лагерей в конкурсном движении, слабая и несвоевременная подготовка конкурсных материалов (г.г. Медногорск, Новотроицк, Бугуруслан; р-ны: Кувандыкский, Курманаевский, Кваркенский, Сакмарский, Ташлинский, Тоцкий, Тюльганский и др.).

6. Несвоевременное предоставление  и небрежное оформление отчетной  документации (неполная информация, ошибки, неточности и т.д.) (г.Орск, р-ны: Матвеевский, Адамовский, Кваркенский,  Ясненский, Домбаровский, Пономаревский,  Беляевский и др.).

По данным Министерства социального развития области в 2012 году на организацию отдыха и оздоровления детей из регионального бюджета выделят 490 млн. рублей. Данные средства позволят организовать отдых и оздоровление более 200 тысяч юных оренбуржцев. Кроме того, второй год из областного бюджета выделяются средства на укрепление материально-технической базы загородных лагерей в размере 100 млн. руб.

В 2012 году средняя стоимость  путёвки и набора продуктов питания  в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия составит 17.100,72 руб., из расчёта до 814,32 руб. на одного ребёнка в сутки (2011г. - 754 руб.), в загородные оздоровительные лагеря - 10.461,78 руб., из расчёта - 498,18 руб. на одного ребёнка в сутки (2011 г. - 456,30 руб.). Стоимость набора продуктов питания в лагерях дневного пребывания составит из расчёта до 58,86 руб. на одного ребёнка в день (2011г. - 54,50 руб.).

В летний период текущего года запланированы к работе 1150 учреждений отдыха и оздоровления детей. Из них 26 - санаторных, 44 - загородных стационарных, 27 - по типу загородных, 1039 - дневного пребывания и 14 - палаточных. В общей сложности в детских оздоровительных учреждениях смогут отдохнуть и поправить свое здоровье более 115 тысяч детей области.

Таким образом, главной задачей летней кампании 2012 года является обеспечение комфортного и безопасного пребывания детей в учреждениях отдыха и оздоровления[18].

2. Анализ реализации  молодежной политики на уровне  муниципального образования Октябрьский  район Оренбургской области

2.1 Реализация молодежной  политики на территории муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области

К настоящему моменту  практически во всех муниципальных  образованиях Оренбургской области действуют муниципальные органы по работе с молодежью, представленные как самостоятельными отделами и комитетами, так и совмещенными структурами, а также отдельными специалистами. В соответствии с действующим законодательством местные органы по делам молодежи не подчинены областному комитету. В то же время они являются соисполнителями большинства областных молодежных программ, широко пользуются организационной, информационной, методической поддержкой областного комитета.

Полагаем, что реализация основных направлений муниципальной молодежной политики должна строиться так, чтобы укреплять целостность общегосударственной молодежной политики.

Приоритетные направления молодежной политики на муниципальном уровне выстраиваются  в соответствии с Законом области  «О государственной молодежной политике в Оренбургской области». На территории муниципального образования реализуются программы, направленные на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, профилактику социально-негативных явлений среди молодежи, поддержку творческой молодежи, деятельность молодежных и детских общественных объединений . В настоящее время активно действует районная целевая программа «Молодежь Октябрьского района на 2011–2015 годы» [9]. 

Отдел по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму  тесно взаимодействует с органами образования, культуры, спорта, здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних, городскими и районными военными комиссариатами, ветеранскими организациями, центрами занятости населения, детскими и молодежными общественными объединениями. За последние три года работа основывалась на выполнении Программ «Реализация государственной молодежной политики в районе на 2009 год» и «Развитие физической культуры, спорта и туризма на территории МО Октябрьский район на 2007-2010 годы»[8]. Под данные программы Советом депутатов в бюджете района были утверждены финансовые средства соответственно 300тыс. руб. и 1,5 млн. рублей, которые полностью реализованы. Анализ проделанной работы показывает, что в последние годы идет устойчивое поступательное движение в привлечении к занятиям физической культурой и спортом во всех слоях населения. За год фактическое количество занимающихся физкультурой и спортом составило 4541 человек. Среди учащейся молодежи проведены 25 спортивно - массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми с общим охватом 2118 человек. Ежегодно самыми массовыми соревнованиями являются «Зарница», русская лапта, волейбол, районный туристский слет, в апреле 2012 года проходили президентские спортивные игры и др. Укрепилась материально-техническая база спортивной школы и сборных команд района по видам спорта. Приобретен инвентарь для подготовки и очистки льда на хоккейном корте с. Октябрьское. Самым масштабным мероприятием стало строительство физкультурно-оздоровительного комплекса «Надежда», который по плану будет сдан 1 сентября 2012 года.

Заметим, что приоритетными направлениями в реализации молодежной политики на территории муниципального района являются также развитие гражданственности и патриотизма молодежи, профилактика ассоциальных явлений в молодежной среде, развитие молодежных и детских общественных объединений, работа с подростками по месту жительства, развитие художественного творчества и работа с молодыми семьями.

Наряду с положительными тенденциями в МО остаются острыми и насущными многие вопросы, связанные с реализацией молодежной политики. Эти проблемы связаны, прежде всего, с объективными сложностями, имеющимися в сфере трудоустройства молодых специалистов, приобретением жилья для молодежи, нехваткой квалифицированных кадров, слабой материальной базой учреждений, работающих с детьми и молодежью.

Таким образом, в целом необходимо отметить рост активности муниципальных органов по работе с молодежью, увеличение числа проводимых мероприятий и количества участвующей в них молодежи. Наблюдаем, что местные власти перешли на систему долгосрочного планирования молодежной политики и приняли соответствующие программы. В своей работе специалисты органов по делам молодежи используют инновационные методы, активно привлекают внебюджетные средства (спонсорская помощь, гранты). Вполне устоявшейся и эффективной можно назвать систему взаимодействия областного комитета по молодежной политике и муниципального отдела по работе с молодежью.

Информация о работе Молодежная политика