Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 09:06, курсовая работа
Целью написания курсовой работы - увеличение количества подростков МО Октябрьский район Оренбургской области, отдыхающих в летних оздоровительных лагерях, и обеспечение их продуктивного отдыха посредством организации оздоровительно-спортивной смены на базе лагеря дневного пребывания «Тополек» .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-дать определения основным понятиям государственной молодежной политики;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Основы молодежной политики в Российской Федерации……………………..5
1.1 Государственная молодежная политика на федеральном уровне….…...…5
1.2. Государственная молодежная политика на уровне субъекта Российской Федерации на примере Оренбургской области ……………...………...….………9
2. Анализ реализации молодежной политики на уровне муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области…………..……………15
2.1 Реализация молодежной политики на территории муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области…………………….….15
2.2. Проблемы организации летнего отдыха молодежи на территории муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области........17
3. Организация летней оздоровительно-спортивной смены для молодежи на базе лагеря дневного пребывания «Тополек»…………………………………….22
Заключение . . . . . . . . . . . ………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . 30
Список использованной литературы . . . . . . . . . .
2.2. Проблемы организации летнего отдыха молодежи на территории муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области
Организация летнего
отдыха детей, подростков и молодежи
является одним из приоритетных направлений
реализации государственной молодежной
политики на территории МО. В Октябрьском районе
сложились свои традиции в организации
отдыха, оздоровления и занятости детей
и подростков в каникулярное время. Это
и работа детского образовательно-
По данным летней оздоровительной кампании 2011 года в 23 школах района работают пришкольные лагеря дневного пребывания. Помимо этого при 18 школах работают 18 детских площадок с охватом 389 ребят, по месту жительства 28 площадок с охватом 588 ребят[5].
В связи с повышенным спросом родителей и детей на организованный отдых школьников и профилактической работой по безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в течение восьми лет на базе МУДОД «Октябрьский Дом пионеров и школьников» работает детская летняя площадка «Непоседы», где реализуется программа «Мы вместе».
Каждый день дети и подростки отправляются в путешествие, участвуют в конкурсах, викторинах, соревнованиях. В течение смены для них проводятся игровые занятия «Зеленый светофор», «Интеллектуальное казино», «Турнир смекалистых», а также досуговые программы «Летние забавы», «Невероятные приключения», спортивные игры и соревнования и др. Традиционными стали коллективные творческие дела, например, «Летопись моего двора», «Чистый двор», экскурсии в краеведческий музей, на предприятия. В ходе реализации программы «Мы вместе» осуществляется подпрограмма «Шанс», которая помогает в психологической коррекции детям с нарушением личностного развития из семей группы риска.
Также на базе летней площадки «Непоседы» осуществляется реализация комплексной межведомственной профилактической операции «Подросток», которая проводится в целях предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основным видом социальной работы с детьми и подростками на летних площадках по месту жительства является осуществление первичных профилактических мер, необходимых для адаптации школьников в микросоциуме. Для этого привлекаются врач-нарколог, специалист КДН и ЗП, инспектор ГИБДД, руководители спортивных секций ДЮСШ, педагоги-психологи. Педагоги проводят конкурсы рисунков, сочинений, поделок «Семья глазами ребенка», интеллектуально-творческую игру ПДД «Эрудит-лото», конкурс плакатов на тему «Мир без наркотиков». Детям и подросткам оказывают психологическую помощь через индивидуальные консультации, тренинговые занятия, коммуникативные игры.
Большое внимание в районе уделяется трудовому воспитанию ребят. Одной из наиболее эффективных форм трудового воспитания школьников является организация работы лагерей труда и отдыха, которых в районе 15, около 200 учащихся получают в них трудовую закалку.
Ребята выполняют такие сельскохозяйственные работы, как прополка картофеля, свеклы, овощей, заготовка сена, уход за скотом. Особое внимание уделяется, прежде всего, строгому соблюдению техники безопасности, качеству работы, культуре труда, трудовой дисциплине.
Педагоги и администрация района стараются организовать летний отдых своих школьников так, чтобы им не было скучно. Ведь хорошо проведенное лето – это залог прекрасного настроения и бодрости на предстоящий учебный год[5].
Однако, при анализе мероприятий по организации летнего отдыха молодежи за последние три года выявлены серьезные проблемы в этой сфере деятельности.
3. Возможность отдохнуть в загородном и городских лагерях имеют только категории детей, выделяемые по ведомственному и социальному признаку. К категории детей, выделяемой по подведомственному признаку, относятся дети работников промышленных предприятий, в ведомстве которых находятся загородные оздоровительные базы отдыха(например ОАО Газпром).
К категории детей, выделяемой по социальному признаку, относятся:
- дети-сироты;
- дети-инвалиды;
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей;
- дети, состоящие на учете в ОДН.
4. Возможность получить путевку в один из всесоюзных детских центров или профильных областных лагерей существует только у победителей городских конкурсов, одаренных детей и подростков, активистов молодежных общественных объединений, что связано с ограниченным количеством путевок.
Таким образом, получается, что дети бюджетников не имеют никакой возможности отдохнуть в загородном лагере, тем более приобщиться к деятельности одного из объединений по интересам (туристическое, спортивно-оздоровительное, патриотическое и др. направления), им остается довольствоваться участием в районных мероприятиях.
5. Возможности детского образовательно-
6.Материально-техническая база муниципальных баз отдыха устаревает, а стоимость проведения планируемых смен увеличивается в связи с отсутствием систематического поддержания материально-технической базы.
7. Отсутствует система подбора педагогического персонала оздоровительных лагерей, за исключением специализированных учреждений (вспомогательных школ, социально-реабилитационного центра, коррекционного детского дома и др.), педагогический состав которых выезжает в лагери вместе со своими воспитанниками. Таким образом, не всегда учитывается наличие специального образования, опыта работы с конкретной категорией детей, личные качества. Последствием такого подбора кадров является неквалифицированный подход к исполнению обязанностей и неполноценный отдых детей, менее эффективное использование финансовых средств, выделяемых на летний отдых.
На наш взгляд, наибольшее распространение в Октябрьском районе на сегодняшний день получили такие малозатратные формы организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, как палаточные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, туристические походы, многодневные мероприятия для детей, которые сложились в целях компенсирования дефицита финансовых возможностей.
Предлагаю в целях частичного решения перечисленных проблем организовать оздоровительно-спортивную смену для молодежи в возрасте 14-17 лет - на базе лагеря дневного пребывания «Тополек» в МБОУ «Российская СОШ» Октябрьского района Оренбургской области.
3. Организация летней оздоровительно-спортивной смены для молодежи на базе лагеря дневного пребывания «Тополек»
Обязательной составной частью продуктивного летнего отдыха молодежи в лагере является обеспечение досуговой занятости отдыхающих (культурная программа). Интересная программа требует определенных материальных вложений. Рассмотрим примерную программу организуемой смены.
Данная программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления и отдыха в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены. Программа рассчитана на детей 14-17 лет.
Программа создана с учетом следующих нормативно-правовых документов
Основной состав лагеря - это учащиеся «Российская СОШ». При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, имеющих родителей – работников бюджетной сферы.
Планируемое количество детей в I смене(04.06.12. - 27.06.12.): 33 человека.
Время нахождения в лагере дневного пребывания с 8.00 до 14.30 часов. Обеспечивается двухразовым питанием.
Направление деятельности,
направленность программы - спортивно-
оздоровительное, эколого- крае
Основными целями смены являются:
- организация летнего отдыха подростков в лагере;
-оздоровление подростков, укрепление физического здоровья через привлечение к систематическим занятиям в спортивных секциях и участие в спортивных соревнованиях, эстафетах, конкурсах;
- создание условий
для развития и реализации
творческих способностей
- формирование гармонически
развитой и общественно-
- помощь в приобретении знаний по экологии, здоровому образу жизни.
Для достижения поставленных целей необходимо не только обеспечить достойные условия содержания подростков (безопасность, питание), но и обеспечить насыщенную, интересную культурную программу сезона.
Программа позволит и подросткам обрести за период летних каникул реальный социальный опыт, реализовать свои творческие, интеллектуальные и физические возможности.
Финансовое обеспечение проекта- фонд социального страхования.
География программы: Администрация МО Российский сельсовет.
Площадка программы: основной реализующей программы является
МБОУ « Российская
средняя общеобразовательная
Социальные взаимодействия и партнеры: основными партнерами в работе по реализации программы являются Российский СДК, сельская библиотека, администрация МО Российский сельсовет , ФАП.
Материально-технические условия:
Материально-техническая база |
Применение |
Ответственные |
Кабинет |
Комната отдыха, спортзал, компьютерный кабинет. |
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал. |
Спортивный зал |
Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) |
Учитель физической культуры,воспитатели. |
Спортивная площадка |
Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания, зарядка |
Учитель физической культуры, воспитатели. |
Школьный двор |
Отрядные дела, игры-путешествия |
Воспитатели. |
ФАП |
Медицинский контроль помещения пищеблока, спортивных мероприятий лагерной смены. |
Медицинский работник |
Школьная библиотека |
Литература для педагогов и детей лагеря |
Библиотекарь |
Школьная столовая |
Завтрак, обед |
Повар |
Комнаты гигиены |
Туалеты, раздевалки |
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Техническое оснащение работы лагеря
1. DVD – плайзер 1
2. Компьютер мультимедийный - 1,
3. Проектор, экран -1
4. Телевизор -1
5. Видеомагнитофон – 1
6. Диапроектор -1
7. Фотоаппарат -1
Цифровые образовательные ресурсы
Мультимедийные диски с информационно – справочным материалом, рассчитанные на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. Аудио и видео материалы.
Игры
Настольные игры
Спортивное оборудование
Мячи волейбольные 2 шт.
Мячи футбольные 2 шт.
Мячи баскетбольные 2 шт.