Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 00:13, курсовая работа
Цель работы: изучить мотивацию оценки качества труда педагогов ДОУ.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, для реализации поставленной цели были определены задачи работы:
1. Провести анализ содержания и сущности основных подходов и моделей управления качеством дошкольного образования в педагогической теории.
2. Определить основные пробелы существующей системы управления качеством образования дошкольников.
3. Разработать модель управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы оценки качества труда педагогов ДОУ 5
1.1. Анализ проблемы подготовки кадров и оценки качества труда педагогов ДОУ 5
1.2. Анализ нормативной документации и методического обеспечения оценки качества труда педагогов ДОУ 11
Глава 2. Эмпирическое изучение по оценке качества труда педагогов ДОУ 17
2.1 Организация исследования 17
2.2 Оценка качества педагогического персонала ДОУ 21
Заключение 29
Список литературы 32
дошкольный персонал образовательный педагогический
Современное ДОУ производит свою работу на основании следующих основных нормативных документов:
– Закон РФ от 10.07.1992 №3266–1 «Об образовании»
– Указ Президента РФ от 28.04.2008 №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»
– Указ Президента РФ от 28.06.2007 №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
– Федеральный закон от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 07.02.2011)
– Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
– Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (ред. от 17.12.2010)
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 №91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»» (ред. от 20.12.2010)
– Приказ Росстата от 20.07.2010 №255 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования» (ред. от 12.10.2010).
В экономической теории под эффективностью понимается, во-первых, минимизация затрат при неизменном результате и, во-вторых, максимизация результата при неизменных затратах.
При оценке эффективности бюджетных расходов речь, как правило, идет о первом варианте. Однако проводить минимизацию затрат при неизменном результате можно лишь до определенного предела, поскольку государственные учреждения оказывают услуги в соответствии со стандартами, предполагающими наличие минимальных затрат на их реализацию.
Впервые об оценке эффективности деятельности бюджетных учреждений заговорили в связи с выходом Указов Президента РФ от 28.06.2007 №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и от 28.04.2008 №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Установленные в них показатели позволяли не только дать качественную характеристику соответствующего уровня образования, но и определить объем неэффективных расходов – на управление кадровыми ресурсами и в связи с низкой наполняемостью групп. Однако указанными документами утверждались методики оценки только для общего образования, начального и среднего профессионального образования, а ведь вопрос оценки эффективности деятельности и качества услуги актуален и для дошкольного образования, в отношении которого были определены лишь показатели, характеризующие деятельность органов местного самоуправления в данной сфере, но не способ определения неэффективных средств.
Оценка качества образовательной услуги – вопрос спорный, поскольку до сих пор не определены характеристики качественной услуги. Объясняется это тем, что пока не утверждены стандарты для всех уровней образования. В настоящее время существуют различные определения качества: в одних внимание акцентируется на внешней характеристике услуги (условия предоставления и т.д.), в других – на том, отвечает ли она ожиданиям потребителей, в третьих – на некой комбинации этих аспектов. Кто-то качеством признает должное выполнение норм и стандартов, кто-кто утверждает, что стандарты – это необходимый минимум для оказания услуги, а качество – это все, что свыше.
Организация процесса управления в ДОУ на современном этапе, по мнению Клариной М.В., ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей, и интересов, «а не от образовательной системы, существующей как неличностная структура»
По мнению Зверевой В.И. [25], педагогическая диагностика – процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в конкретный момент на основе использования необходимых для этого параметров.
Педагогический диагноз, в работе Никишиной И.В. [24], – это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов.
Диагностика всегда представляет собой, утверждает Никишина И.В., научно – практическую деятельность, а постановка диагноза – практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний. Задача руководителя как диагноста оказать конкретную помощь, обеспечить надежное функционирование и развитие исследуемого объекта, увидеть в частном общее типичное.
По ее мнению, диагностика педагогического мастерства, успешности педагога позволяет оптимально решать проблемы аттестации работников образования, так как устраняет субъективизм в оценке администрации образовательного учреждения. Однако руководителям образовательного учреждения, советует, помнить, что диагностика не самоцель, а лишь один из этапов работы с педагогами наряду с консультацией, коррекцией, адаптацией и поддержкой.
До недавнего времени педагогическая диагностика сводилась к элементарной проблеме оценки каких-либо признаков. Сегодня же педагогическая диагностика становится все более полифункциональной.
Основные функции диагностики рассматривает в своих исследованиях Лизинский В.М. [25]:
Информационная функция – это постоянная информация всех участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.
Собственно – диагностическая функция – это психолого-педагогическое изучение обученности, воспитанности, развития ребенка, а так же уровня компетентности педагога.
Коррекционная функция – это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазвития.
Ориентационная функция – это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач ДОУ, на устранение тех «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов.
Аналитическая функция – это психолого-педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. В отличии от контролирующей функции, направленной лишь на выявление недостатков, аналитическая функция выявляет причинно – следственные связи в учебно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения.
Наряду с диагностикой педагогической существуют и другие виды диагностики – социологическая и психологическая.
Задачи педагогической диагностики наиболее точно сформулировал Сунцов М.С. [20]:
– выявление личностных качеств учителя влияющих на учебный процесс;
– выявление положительных и отрицательных сторон педагога;
– разработка критериев эффективности работы педагога;
– фиксация профессионально необходимого уровня знаний и умений педагога.
При изучении профессиональной деятельности воспитателя дошкольного учреждения следует исходить, прежде всего, по мнению Дубровой В.П. [13], из общих принципов в изучении профессиональной деятельности, разработанных в психологической науке, – принципа единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принципа единства личности и деятельности (К.К. Платонов), взаимосвязи внешних и внутренних условий, принципа развития и историзма (С.Л. Рубинштейн), принципа личностного подхода к человеку (К.К. Платонов) и др.
Чтобы проанализировать эффективность работы в ДОУ, Анушкова Е.Ю., предлагает сформулировать критерии ее оценки. Она отмечает, что их количество может быть разным и зависеть от конкретного детского сада, но выделяет, ряд общих критериев, которые нужно всегда учитывать.
Первым критерием результативности работы можно считать результаты развития детей, достижение оптимального уровня для каждого ребенка или приближение к нему за отведенное время без перегрузки детей.
Второй критерий экономичности работы определяется как соотношение возрастания мастерства воспитателей, затрат и времени и усилий на методическую работу и самообразование, но без перегрузки для педагогов этими видами деятельности.
Третий критерий заключается в том, что в коллективе наблюдаются улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворенности результатами своего труда.
Государственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 198», в дальнейшем именуемое «Учреждение» детского сада построено по типовому проекту, двухэтажное, светлое, центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. Групповые комнаты и спальные комнаты отделены друг от друга. Каждая группа имеет свой вход. Имеются спортивный и музыкальный залы, методический кабинет, кабинет психолога, игротека, комната русского быта, живой уголок. Расположен по адресу: г. Челябинск, Металлургический район, ул. Электростальская, 22. Заведующая – Мишурина Лидия Александровна.
Кухня-пищеблок расположен на первом этаже (заготовочная и варочная). Кухня обеспечена необходимыми наборами оборудования (холодильные шкафы – 3 штуки, бытовой холодильник двухкамерный – 1 штука, морозильная камера – 1 штука, электроплиты – 2 штуки, электрическая мясорубка, овощерезка, картофелечистка, электрический кипятильник, электрические котлы – 2 штуки, электрическая сковорода.
Территория детского сада занимает 14,430 кв. м., для каждой группы есть отдельный участок, на котором размещены игровые постройки, есть теневые навесы.
Имеется физкультурная площадка с ямой для прыжков.
Учреждение основано на муниципальной собственности с правом оперативного управления имуществом и финансируется собственником полностью.
Учреждение является некоммерческой организацией.
Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в органах казначейства, печать установленного образца, бланки со своим наименованием.
Целью создания Учреждения является оказание населению города Колпино в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет услуг по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования и услуг по содержанию детей в учреждении в соответствии с муниципальным заданием.
Основными задачами Учреждения являются:
– охрана жизни и укрепление здоровья детей;
– обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– взаимодействие с семьей для оказания помощи в воспитании детей, обеспечения полноценного развития ребенка.
Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
Учреждение приобретает право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, с момента выдачи ему лицензии в установленном порядке.
Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».
Учреждение работает по 5 – дневной рабочей неделе с 7 до 19 часов. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные. Учебный год длится с 1 сентября по 31 мая.
Здание Учреждения рассчитано по проекту на 10 групп – 185 детей. Фактический списочный состав – 256 детей. Количество возрастных групп 10, из них три группы раннего возраста, семь дошкольных групп.
Группы скомплектованы по одновозрастному принципу на основании Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
– 2 группы для детей раннего возраста с 1,5 до 3 лет;
– 1 группа для детей от 3 до 4 лет, вторая младшая;
– 2 группы средние для детей от 4 до 5 лет;
– 2 группы старшие для детей от 5 – 6 лет;
– 2 группы подготовительные к школе от 6 до 7 лет.
На 01.05.2009 г. штатным расписанием предусмотрено 30 единиц педагогов, из них:
– заведующий;
– старший воспитатель;
– педагог-психолог;
– музыкальный руководитель – 2 чел.,
26 воспитателей, из них:
– изоруководитель;
– специалист познавательного развития;
– специалист по театральной деятельности.
Биологический средний возраст педагогов составляет 41 год.
На 12.05.2012 г. в МДОУ отсутствуют физрук и музыкальный руководитель, воспитатель ясельной группы.
Высшее образование имеют – 7 человек. Среднее специальное – 19 человек. Из них 2 человека обучаются в вузах. По результатам аттестации педагоги имеют следующие квалификационные категории: высшая – 1 человек (2%); первая – 7 человек (25); вторая квалификационная – 14 (50%) человек; без категории – 4 человека, которые являются молодыми специалистами (23%).
Педагогический стаж распределяется следующим образом:
– до 5 лет – 5 человек (20%);
– 5–10 лет – 2 человека (8%);
– 10–15 лет – 2 человека (8%);
– 15–20 лет – 1 человек (4%);
– 20–25 лет – 6 человек (20%);
– 25–30 лет – 10 человек (40%).
60% педагогов имеют стаж работы свыше 20 лет, из них 5 человек получают пенсию за выслугу лет и продолжают успешно работать, имея первую и вторую квалификационную категории.
В этом учебном году физрук уволился из ДОУ по состоянию здоровья, музыкальный руководитель перешел в другой детский сад, 1 педагог ушел в декретный отпуск.
Курсы повышения квалификации в 2011/12 учебном году прошли 3 человека, 6 человек нуждаются в прохождении курсов.
Педагоги работают над своим самообразованием: это выступления на семинарах, педчасах, в «Образовательном салоне»; работа в методсовете; участие в смотрах-конкурсах ДОУ: развивающая среда по физическому воспитанию; развивающая среда по опытно-экспериментальной деятельности.
Информация о работе Мотивация оценки качества труда педагогов ДОУ