Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 00:13, курсовая работа
Цель работы: изучить мотивацию оценки качества труда педагогов ДОУ.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, для реализации поставленной цели были определены задачи работы:
1. Провести анализ содержания и сущности основных подходов и моделей управления качеством дошкольного образования в педагогической теории.
2. Определить основные пробелы существующей системы управления качеством образования дошкольников.
3. Разработать модель управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы оценки качества труда педагогов ДОУ 5
1.1. Анализ проблемы подготовки кадров и оценки качества труда педагогов ДОУ 5
1.2. Анализ нормативной документации и методического обеспечения оценки качества труда педагогов ДОУ 11
Глава 2. Эмпирическое изучение по оценке качества труда педагогов ДОУ 17
2.1 Организация исследования 17
2.2 Оценка качества педагогического персонала ДОУ 21
Заключение 29
Список литературы 32
Коллектив педагогов можно разделить условно на 3 группы:
1-я группа – педагоги, требующие усиленного внимания, – 40%;
2- я группа – педагоги со сложившейся системой работы – 25%;
3- я группа – педагоги, работающие творчески, – 35%.
Многие педагоги накопили опыт работы по приоритетным направлениям. Эти опыты представлены в методическом кабинете ДОУ.
Коллектив педагогов принимает участие в городских мероприятиях, проводимых по плану Управления образования г. Челябинска, исключение – конкурс «Воспитатель года». В следующем году планируется принять участие в этом конкурсе.
Для оценки качества педагогического потенциала доу №198 г. Челябинска нами было разработано положение о Портфолио воспитателя ДОУ как способу фиксации и предъявления различных материалов и документов и иных свидетельств достижений педагогической деятельности работника; порядок экспертной оценки достижений педагога.
Данное положение разработано в целях реализации Положения о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования РФ от 26.06.00. №1908, временных требований по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) (приложение к письму Минобразования РФ от 29.03.2001 г. №20–52–1350/ 20–5); разъяснений по применению Положения о порядке аттестации (приложение к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 07.02.2003 №03–8 ин/22–03/11.
Нормативно-правовыми документами регионального уровня являются: Методические указания по применению региональных вариативных форм и процедур при аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений (приказ от11.09.2008 №СЭД-26–01–04–104), соглашение между МО ПК и Челябинской краевой территориальной организацией Профсоюза работников народного образования и науки на 2010–2013 годы (подписано 04.09.2010); положение о педагоге-исследователе в Челябинской области (Приложение к приказу департамента образования от 30.05.2003 №172).
Портфолио предназначается для:
– самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ;
– оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, определения размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат и пр.).
Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются:
Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);
Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений:
структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога;
функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов).
Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются:
Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);
Принцип диагностико-прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);
Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);
Принцип индивидуально-
Портфолио представляет собой рабочую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует имеющийся опыт воспитателя ДОУ и отражает совокупность его индивидуальных достижений; это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений воспитателя, включающий интеграцию количественной и качественной оценок педагогической деятельности; это комплект документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя детского сада, актуализирующий рефлексию его собственной деятельности. Портфолио – форма аттестации, в ходе которой воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного накопительного документа.
В Портфолио представляется и оценивается совокупность показателей профессионально-педагогической деятельности воспитателя: квалификации и профессионализма, продуктивности (результативности).
Основными требованиями к оценке Портфолио являются:
– единые процедура и технология оценивания;
– наличие динамики профессионального роста и результатов деятельности воспитателя;
– достоверность используемых данных;
– соблюдение морально-этических норм при сборе и оценивании предоставляемой информации, критериев их оценки, которые находят отражение в формализованных подтверждающих и иных документах (экспертный лист).
Процедура начисления баллов
Каждый показатель оценивается в 4 баллах от 0 до 3. Итоговый балл формируется как суммарный по всем показателям.
Для высшей категории – от 66 до 99 баллов
Для первой категории – от 33 до 66 баллов
Для второй категории – от 25 до 33 баллов
Структура Портфолио
1. Введение
2. Портрет
3. Папка профессиональных достижений
4. Папка достижений воспитанников
5. Папка подтверждающих документов
6. Папка экспертных оценок, отзывов, рекомендаций
Структурные компоненты каждого раздела Портфолио, виды деятельности воспитателя, критерии оценки, «веса баллов», источники получения информации заложены в оценочном листе.
В разделе «Введение» воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения.
В раздел «Портрет» воспитатель включает эссе «Я и моя профессия», характеристику, данную руководителем (зам. заведующего по УВР) ДОУ.
В эссе «Я и моя профессия» воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т.д.
В характеристике на воспитателя, составляемой представителями администрации ДОУ, отражаются: отношение педагога к профессиональной педагогической деятельности, его вклад в развитие образовательного учреждения и совершенствование педагогического процесса, перспективы профессионального роста воспитателя, степень участия в общественной жизни, профессиональные и личные достижения, личностные и профессиональные качества педагога. Работа воспитателя над данным разделом Портфолио позволяет отследить динамику и результаты профессионального становления и развития, определить возможные перспективы и направления профессионального саморазвития.
«Папка профессиональных достижений» включает в себя следующие материалы: планы воспитательно-образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных, и др.
«Папка достижений воспитанников» включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности воспитателя, служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности, компетентности.
«Папка документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально-педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности специалиста, а также уровень его притязаний, официальный статус.
«Папка экспертных оценок» включает в себя внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т.п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту.
Порядок оценки Портфолио
После завершения сбора материалов Портфолио и их оформления с ними работает эксперт. В качестве экспертов выступают специалисты в области дошкольного образования, имеющие сертификат на осуществление экспертной деятельности и назначенные для ее выполнения приказом Департамента образования г. Перми. Начальный этап работы эксперта связан со знакомством с настоящим положением. Эксперту необходимо изучить рекомендации к осуществлению экспертизы профессиональной компетентности и деятельности воспитателя ДОУ, познакомить со структурой, содержанием и требованиями к заполнению листа оценки профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Структура каждого раздела Портфолио (критерии, показатели, баллы, «веса баллов, источники получения информации») представлены в экспертном листе.
Следующий этап предполагает детальное изучение экспертом каждого раздела Потрфолио воспитателя-соискателя на высшую, первую и вторую квалификационные категории. На основе анализа материалов Портфолио эксперт заполняет экспертный лист.
Завершающий этап работы эксперта связан с подсчетом общей суммы баллов – отметок по показателям профессиональной деятельности воспитателя, ее соотнесения с нормативами, определенными данным положением, составлением рекомендаций о присвоении воспитателю той или иной категории.
Порядок введения Портфолио как формы аттестации воспитателя ДОУ на квалификационные категории
1. Изучение нормативных документов Департамента образования г. Перми по использованию Портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации.
2. Разработка Портфолио воспитателя и его внедрение, предполагающее обучение, информационно-методическое сопровождение, мониторинг процесса внедрения и т.д.
3. Размещение электронного Портфолио воспитателя ДОУ на сайте Департамента образования г. Перми для знакомства педагогической общественности с данным документом и настоящим положением, методическими рекомендациями по работе с Портфолио.
4. Экспертная оценка электронного Портфолио воспитателя ДОУ.
Общеизвестно, что работа в детском саду мало привлекательна и не престижная. Причин этому достаточно: и невысокая заработная плата, и низкий статус работников из-за отношения к детским садам как необязательной ступени в системе единого образовательного пространства, а отсюда и финансирование оставляет желать лучшего.
Действующая оплата труда педагогов неэффективна, она лишь в малой доле учитывает важность воспитательной работы, не способствует притоку молодых профессиональных кадров в систему образования. И даже введение новой системы оплаты труда, скорее ожидание от неё эффекта, не решит проблему дефицита кадров.
В качестве заключения проведенного теоретического и эмпирического исследования проблемы оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения сформулируем ряд выводов.
В процессе теоретического анализа научной литературы, философских, психологических и педагогических исследований нами было определено, что оценка качества профессиональной деятельности педагогов сегодня является наиболее дискуссионной проблемой и имеет многообразие подходов к ее изучению. Понятие оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников сложное и включает четыре ведущих подхода: системный, деятельностный, акмеологический и квалиметрический.
Системный подход способствует формированию научно обоснованных представлений о педагогической деятельности, успешной реализации комплексной оценки профессиональной деятельности педагогических работников. Данный подход позволяет определить новую позицию оценки качества данной деятельности: рассмотреть ее как сложную управляемую систему, выявить ее цель, компоненты, их взаимосвязь, обосновать критерии и показатели.
Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становление субъектности педагога в функциональном плане предполагает профессиональную деятельность. Данный подход учитывает жизненные планы, ценностные ориентации, иные параметры субъективного мира конкретного педагога; ориентирует на результативность профессиональной деятельности, где результат является источником новых потребностей, стимулом новых стремлений к повышению качества педагогического труда.
Информация о работе Мотивация оценки качества труда педагогов ДОУ