Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 04:41, доклад
Отношение к профессии, в частности педагога, – сложное интегральное свойство,
выражающее степень вовлеченности личности в профессиональную деятельность.
Это динамическое свойство, ибо отношение возникает, формируется и
перестраивается на разных стадиях и в разных ситуациях деятельности.
Мотивация педагогической деятельности
Отношение к профессии, в частности педагога, – сложное интегральное свойство,
выражающее степень вовлеченности личности в профессиональную деятельность.
Это динамическое свойство, ибо отношение возникает, формируется и
перестраивается на разных стадиях и в разных ситуациях деятельности. И,
наконец, это выражение целостной позиции молодого специалиста, потому что
отношение к профессии воспитателя нельзя оторвать от всей системы его
жизненных ценностей и ориентации.
Констатация благоприятного или неблагоприятного отношения к профессии дает
хороший повод для обдумывания того, как сформировать, закрепить н развить
любовь к профессии, как перестроить и изменить негативное отношение к ней.
Значит, надо выявлять характеристики педагога, которые лежат в основе
отношения к профессии, определяют его, зачастую оставаясь невидимыми. Речь
идет о системе таких взаимосвязанных характеристик молодого учителя, как его
позиция, ориентация и мотивация. Если искать истоки того или иного
отношения, необходимо углубляться в анализ жизненной позиции, обнаруживать
ее целостность в системе ориентации и видеть возможности ее (позиции)
изменчивости, динамики в развитии мотивации.
Формирование системы ориентации и на ее основе профессиональной позиции
стабилизирует профессиональный выбор молодого учителя. Однако стабилизация
эта относительная, поскольку каждая значимая ситуация деятельности
активизирует новые мотивы, приводит в движение всю мотивационную цепочку, на
что в конце концов “реагирует” и позиция педагога в целом. Изменчивость,
подвижность – характеристики, объективно присущие как профессиональной
мотивации, так и позиции педагога. Однако пределы их возможных превращений
определяются основным ценностно-ориентационным “костяком”; ломка ведущих
ценностных ориентаций означает, как правило, драматические коллизии для
личности, в том числе и в процессе профессионального становления.
В профессиональном поведении, как в человеческом поведении вообще,
зависимость действий человека от социальной ситуации предполагает
“внутренний момент самоопределения, верности себе”. Процесс
профессионального становления личности мы рассматриваем прежде всего как
сознательную деятельность индивида, берущего на себя ответственность
выполнять социальные функции профессии, и не только те, которые направлены на
объективные сферы и предметы, но и те, что позволяют представить себе
“механизм внутренней сознательной деятельности, его духовно-волевую
организацию и нравственную природу”.
Человек, ориентированный на профессию, любящий свое дело и впитавший “дух”
современной школы, скорее окажется способным “властвовать собой” в любых,
пусть даже и сложных, воспитательных ситуациях. Он “ищет и находит все новые
и новые побуждения”. Молодые учителя, охотно принимающиеся за дело, во всех
ситуациях ищут подтверждения тому, что это дело интересное, нужное,
полезное. Развитие их позиции связано с укреплением положительных
побуждений. Если творческий путь начинается с ноты недовольства, всякая
ситуация затруднения отправляется в копилку отрицательных аргументов.
Индифферентное отношение к профессии также сказывается на восприятии
ситуации деятельности. В этих случаях говорят: “Не умею”, в то время как надо
было бы признаться: “Не хочу”.
Отношение к профессии – отнюдь не умозрительная категория. Это внутренний
катализатор внешних воздействий и вместе с тем мера личной ответственности
учителя за принимаемые решения. Именно в этом втором значении отношение и
выступает регулятором профессионального поведения. Как писал С. Л.
Рубинштейн, “только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту,
отсутствие сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним
воздействиям”. Динамика мотивации в режиме саморегуляции (когда сам человек
ищет подтверждение правильности своей позиции и осуществляет избирательную
деятельность) и в режиме “только внешней детерминации” (когда те или иные
действия предпринимаются как прямое исполнение нормы) принципиально отличны.
За ними стоят разные стили профессионального поведения, и в конечном счете
разные личности воспитателей. Поэтому кажется обоснованным выявить
“личностные, психологические условия... формирования должного отношения и
оценочных критериев”.
Мотивы выбора
Выбор профессии педагога,
решение поступить в
учителем – начальный этап длительного процесса профессионального
самоопределения. На любом отрезке этого пути возможен пересмотр позиции. Но
даже и при этом условии сделанный выбор сам по себе становится важной вехой
жизненного пути.
Достаточно хотя бы бегло упомянуть все обстоятельства принятия подобного
решения, чтобы стало ясно: в нем как в фокусе сходятся все притязания, все
основные ожидания – и не только самого молодого человека, но и его близких,
родителей, друзей. Все ждут, кем же будут выпускники школы. Ждет сама школа.
Ждут родители. Ждет и сам абитуриент. И хотя факторов, влияющих на его
выбор, множество: тут и учет собственных возможностей, и престиж в
коллективе сверстников, и традиции семьи, – в конечном счете это он сам
делает выбор. На первый взгляд решение стать учителем (если поступление в
педагогический вуз
от любого другого. Завтрашний врач, инженер, архитектор тоже испытывают все
превратности выбора профессии. Они тоже подчас ошибаются, им тоже угрожает
разочарование в избранном пути. Но, как уже говорилось, сердцевиной
учительской профессии является воспитание, передача другим не только знаний
по предмету, но и социальных и нравственных норм, ценностей. Это делает
выбор особенно ответственным, а роль – необычной.
Выбор учительской профессии – сознательный акт социальной саморегуляции. Как
он осуществляется?
Прежде всего необходимо соотнести собственные склонности, способности,
желания с особенностями профессии, ее спецификой. Только в том случае, как
уже говорилось, если объективное значение и цели профессиональной
деятельности совпадают с ее личностным смыслом, можно говорить о
предрасположенности личности к данной профессии уже на стадии ее выбора.
Определить эту
Если молодой человек в профессии педагога ценит именно возможность передать
свой опыт, знания, взгляды; мысли, чувства, свои ценностные ориентации другим
людям, если он увлечен самим процессом целенаправленного общения с
молодежью, можно говорить
о мотивационной
педагога. Чем раньше выявлены эти потребности, чем полнее приняты цели
деятельности, тем сознательнее и прочнее выбор, тем меньше неожиданностей и
разочарований в будущем.
Уже многие годы престижная оценка профессии учителя у выпускников средней
школы была невысока, устойчиво занимая лишь средние места на шкале престижа.
В последнее время среди
выпускников средней школы
оценке профессий, наблюдается “сравнительная гомогенность шкалы престижа”
(М. X. Титма). Это одно из проявлений того факта, что выбор профессии по ее
статусу в нашей стране все больше теряет свой социальный характер и решающим
становится содержание будущей трудовой деятельности. Характерно, что среди
разных групп – абитуриентов, студентов, молодых специалистов – шкала
престижа наиболее однородна у выпускников школы. Для них различия в
социальной позиции
несущественны. Наиболее высок престиж учителя в сельской местности.
Многие молодые люди, которые, зная о теневых сторонах учительской
деятельности, не придают им значения, потому что в их восприятии
действительную ценность имеют самый смысл и социальная значимость труда
воспитателя. Эта позиция, в частности, свидетельствует о готовности
преодолевать трудности, о развитом чувстве гражданской ответственности.
В педагогический институт поступают, как правило, потому, что людей
привлекает своеобразие и исключительное значение профессии. Так, наибольший
вес имеют мотивы, связанные с осознанием высокой социальной миссии педагога.
Опрошенные подчеркивают общественную значимость и важность профессии
учителя. Нередко в интервью и сочинениях абитуриенты и студенты педвузов
противопоставляют гуманность педагогического труда, его важную социальную
роль всем сложностям и трудностям работы в школе. “Профессия учителя очень
сложная, тяжелая, но благородная и нужная людям”, “Профессия учителя и
врача – самые важные. Я с уверенностью могу сказать, что меня не пугают
будущие трудности” (студенты I курса Гродненского университета).
Мотивы, связанные с осмыслением профессии как общественного блага и
социальной ценности, несомненно, оказывают влияние на стабильность выбора и
последующее профессиональное самоопределение. Почти 60% из тех, кто назвал
эти мотивы в качестве ведущих на стадии поступления в вуз, впоследствии не
только не раскаялись, но утверждают, что вновь повторили бы сделанный выбора
Но даже и в этой группе с годами происходит переоценка ценностей, появляются
сомнения. 10% полагают, что, если бы им пришлось вновь выбирать профессию,
учителями бы они не стали. Выбор и последующее самоутверждение в
профессии – процесс не простой. Естественно, что определенная часть
учителей по разным причинам переживает ощущение неудовлетворенности. И
все же тенденция такова:
чем выше уровень социально-
ожиданий молодых специалистов, тем выше их сопротивляемость естественным
трудностям в процессе
профессионального
закрепляются позитивные взгляды на профессию. В свою очередь, достигнутые
успехи вновь и вновь убеждают в правильности сделанного выбора.
Анализируя ситуацию выбора профессии, важно понять, как объективные
предпосылки выбора трансформируются в личностно значимые и активные
побуждения, направляющие профессиональную деятельность. Человек не просто
реагирует на конкретные условия, объективные обстоятельства, импульсы среды,
общества, но и соотносит их со своим индивидуальным жизненным опытом. Именно
мотив связывает ситуацию выбора и опыт личности, отраженный в сложившейся у
нее системе ценностных ориентации, установок и интересов. Как происходит
“кристаллизация” мотива в процессе дрофессионального выбора?
В последнее время отмечается, что для выпускников средней школы основой
привлекательности конкретных видов труда являются более общие представления о
сфере труда (М. X. Титма). Выбор профессии осуществляется уже в рамках данной