Мотивация педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 04:41, доклад

Описание работы

Отношение к профессии, в частности педагога, – сложное интегральное свойство,
выражающее степень вовлеченности личности в профессиональную деятельность.
Это динамическое свойство, ибо отношение возникает, формируется и
перестраивается на разных стадиях и в разных ситуациях деятельности.

Файлы: 1 файл

Быкова.docx

— 41.84 Кб (Скачать файл)

педагогической деятельности, поскольку с ней связаны воспоминания о

деятельности учителя  как о рутинной, не приносящей морального удовлетворения

и успеха. Бывает и обратное: к педагогической профессии тянутся  потому, что

не мыслят себе расставания  с детством и юностью, пытаются навсегда остаться в

кругу дорогих впечатлений, “остановись время”. Такой путь мотивирования

выбора профессии представляется главным образом инфантильным: дело жизни

выбирается по примеру  своих учителей, вслед за добрыми  воспоминаниями о своей

школе, с надеждой на то, что в дальнейшем придется работать в знакомой

обстановке, где всегда все  было хорошо, и т. д.; отвергается  профессия

потому, что “повторение  пройденного” пугает, пример учителей не вдохновил, а

школа не оставила добрых воспоминаний.

Ретроспекция опыта иногда убеждает в том, что разочаровываются в профессии

не только те, кто заведомо отвергал для себя педагогическую деятельность, но

и те, кто тянулся к  ней, стремясь “вернуться назад”. Прошлый  опыт играет

большую роль в выборе профессии, но только тогда, когда “уроки опыта”

включаются в актуальную для молодого человека социальную ситуацию, в которой

от строит планы на будущее.

Для того чтобы выпускник  совершил осознанный выбор, необходимо расширение

границ его социального  опыта, в частности и путем организации педагогической

и воспитательной деятельности – в доступных масштабах. Работа вожатыми,

помощь отстающим, иногда самостоятельное проведение уроков – все эти и

многие другие формы деятельности в школе и семье носят чисто педагогический

характер. Однако социальный опыт формируется не только под влиянием “чистой”

деятельности. Необходимо и  соответствующее ее осмысление. Самосознание

учащегося, который хоть раз прикоснулся к педагогической работе, неизбежно

сохраняет впечатление о своем выполнении роли педагога. Систематическое же

участие в педагогической деятельности способствует формированию установки на

такого рода деятельность. Как бы редко ни звучали призывы  заниматься

педагогической деятельностью, как бы ни была скромна ее реклама, тот, кто уже

вышел на это поприще, постарается  увидеть и услышать о ней все, что его

интересует.

                                Заключение                               

Подводя итог всей этой работе, можно сказать, что проблема мотивации

педагогической деятельности действительно одна из наиболее сложных и

неразрешенных. Есть много  причин выбора той или ной профессии. И причины эти

зависят в первую очередь  от самой личности.

В этой работе была рассмотрена  как сама педагогическая деятельность в целом,

так и личность учителя. Изучение этих двух аспектов показало, что мотивация

оказывает большое влияние  на успешность профессии, а также  сами мотивы выбора

зависят от отношения молодых  специалистов к своей будущей  профессии.

Мотив выбора отражает позицию  личности, сформировавшуюся на основе

собственного опыта и  осмысления социально значимых целей  деятельности. Есть

все основания полагать, что педагогические способности  – одни из ранних, они

складываются и проявляются  в годы детства и юности. Тем  не менее, переход в

профессиональную категорию  связан с перестройкой личности, прежде всего, с

ценностно-ориентационной перестройкой.

В мотивации личности главную  роль играет направленность самой личности,

которая включает в себя ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы.

Направленность личности определяет то, как человек относится  к окружающему

миру и самому себе, единство его поведения и деятельности, создает

устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне и

изнутри, является основой  саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для

нравственной оценки целей  и средств поведения.

Подводя анализ данной работы, можно сказать, что для учителя  недостаточно

обладать необходимыми знаниями и навыками, чтобы хорошо выполнять  свои

обязанности, что эта профессия  требует каких-то специфических  качеств

личности. Из опыта известно: хорошее знание учебного предмета, методики его

преподавания, старание ещё  совсем не дает гарантии, что данный работник

является хорошим учителем.

Все исследователи сходятся на том, что работа учителя будет  успешной только в

том случае, если основные качества его личности соответствуют характеру

профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного, выбор профессии учителя находится  в зависимости от

целого ряда факторов. Прежде всего необходимо знать требования, которые

профессия предъявляет к  физическими и психологическим особенностям человека,

взвесить свои личные возможности. Достаточно ли значимы и оправданы  факторы,

влияющие на выбор профессии, так как успешность педагогической деятельности

зависит именно от того, насколько  обдуман и осмыслен был сам  мотив выбора

профессии  педагога, то есть изучив психолого-педагогическую литературу по

заявленной проблеме и  проанализировав теоретические  источники, была выявлена

зависимость между личностными  характеристиками и мотивами выбора профессии.

Было выяснено, что мотивация  педагогической деятельности, как и  любой

деятельности, зависит от самой личности, поэтому оказывает  влияние на

успешность будущей профессии. Таким образом, цель исследования была

достигнута.

 

Реализация модели руководства  профессиональным развитием педагогов  может быть достигнута только при  наличии определенных организационно-педагогических условий, обеспечивающих благоприятную  мотивационную среду.

1 условие: саморазвитие лидерской компетентности руководителя. Только компетентный руководитель:

- знает и хорошо понимает  стратегию развития образования,  нормативно-правовые основы функционирования  и развития системы образования,  теоретические основы управления, стили эффективного руководства  коллективом, системы и методы  материального и морального стимулирования  работников, современные методы  контроля образовательной, финансово-хозяйственной  деятельности и делопроизводства  в образовательном учреждении;

- осознает значимость  изменений в образовательном  учреждении; и обеспечивает необходимые  условия для внедрения этих  изменений;

- проявляет желание и  готовность разрабатывать и внедрять  новые модели управления образовательным  учреждением, обеспечивая повышение  эффективности управления;

- мотивирует педагогов,  создавая мотивационную рабочую  среду, обеспечивающую совершенствование  содержания и технологий образования  в учреждении;

- обеспечивает образовательное  учреждение высококвалифицированными  кадрами, продумывая их поддержку,  выступая гарантом доступности  качественного образования;

- создает систему управленческой  поддержки инновационных процессов;

- осуществляет эффективные  коммуникации;

- создает положительный  имидж образовательного учреждения;

- демонстрирует потребность  и выражает способность к собственному  профессиональному развитию, обеспечивая  создание в школе культа саморазвития  личности и руководителя, и педагога.

2 условие: формирование  профессиональной управленческой  команды. Под профессиональной управленческой командой понимается высший уровень развития группы, состоящей из директора и его заместителей, объединенных совместной деятельностью по достижению общей цели, исходя из профессиональной компетентности каждого и ориентированной на общий успех. Признаки управленческой команды:

- сплоченность;

- сработанность;

- совместимость.

Профессиональная управленческая команда должна отвечать требованиям, которые могут развить и повысить профессиональный рост педагогов:

- уважать и поддерживать  стремление учителей к освоению  новшеств, разработке новых методик  и приемов;

- предлагать эффективное  применение опыта педагогов в  новых условиях;

- создавать и поддерживать  благоприятный эмоциональный климат, педагогическую атмосферу открытости  и свободы общения;

- учитывать индивидуальные  особенности педагогов, ценить  способности каждого;

- устранять препятствия,  мешающие педагогам продуктивно  работать;

- создавать позитивную  обратную связь.

Только профессиональная управленческая команда создает  положительную репутацию учреждению, положительная репутация учреждения привлекает лучших детей и родителей, а работа на лучших родителей привлекает новых талантливых педагогов  в учреждение.

3 условие: Создание  мотивационной среды.

Для мотивации профессионального  роста педагогов создается среда, обеспечивающая атмосферу вдохновения  и желания продуктивно работать. В качестве приоритетных направлений создания мотивационной среды можно выделить следующие:

- формирование устойчивой  мотивации профессионального развития (акцент на ценностно-мотивационные  детерминанты профессиональной  деятельности и потребность в  саморазвитии педагога);

- психологическое сопровождение  профессионального развития педагогов;

- обновление и развитие  системы повышения квалификации  педагогов и обучения их в  образовательном учреждении;

- усиление индивидуальной  и дифференцированной работы  с педагогом, планирование его  профессиональной карьеры.


Информация о работе Мотивация педагогической деятельности