Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 04:41, доклад
Отношение к профессии, в частности педагога, – сложное интегральное свойство,
выражающее степень вовлеченности личности в профессиональную деятельность.
Это динамическое свойство, ибо отношение возникает, формируется и
перестраивается на разных стадиях и в разных ситуациях деятельности.
педагогической деятельности,
поскольку с ней связаны
деятельности учителя как о рутинной, не приносящей морального удовлетворения
и успеха. Бывает и обратное: к педагогической профессии тянутся потому, что
не мыслят себе расставания с детством и юностью, пытаются навсегда остаться в
кругу дорогих впечатлений, “остановись время”. Такой путь мотивирования
выбора профессии представляется главным образом инфантильным: дело жизни
выбирается по примеру своих учителей, вслед за добрыми воспоминаниями о своей
школе, с надеждой на то, что в дальнейшем придется работать в знакомой
обстановке, где всегда все было хорошо, и т. д.; отвергается профессия
потому, что “повторение пройденного” пугает, пример учителей не вдохновил, а
школа не оставила добрых воспоминаний.
Ретроспекция опыта иногда убеждает в том, что разочаровываются в профессии
не только те, кто заведомо отвергал для себя педагогическую деятельность, но
и те, кто тянулся к ней, стремясь “вернуться назад”. Прошлый опыт играет
большую роль в выборе профессии, но только тогда, когда “уроки опыта”
включаются в актуальную для молодого человека социальную ситуацию, в которой
от строит планы на будущее.
Для того чтобы выпускник совершил осознанный выбор, необходимо расширение
границ его социального опыта, в частности и путем организации педагогической
и воспитательной деятельности – в доступных масштабах. Работа вожатыми,
помощь отстающим, иногда самостоятельное проведение уроков – все эти и
многие другие формы деятельности в школе и семье носят чисто педагогический
характер. Однако социальный опыт формируется не только под влиянием “чистой”
деятельности. Необходимо и соответствующее ее осмысление. Самосознание
учащегося, который хоть
раз прикоснулся к
сохраняет впечатление о своем выполнении роли педагога. Систематическое же
участие в педагогической деятельности способствует формированию установки на
такого рода деятельность. Как бы редко ни звучали призывы заниматься
педагогической деятельностью, как бы ни была скромна ее реклама, тот, кто уже
вышел на это поприще, постарается увидеть и услышать о ней все, что его
интересует.
Подводя итог всей этой работе, можно сказать, что проблема мотивации
педагогической деятельности действительно одна из наиболее сложных и
неразрешенных. Есть много причин выбора той или ной профессии. И причины эти
зависят в первую очередь от самой личности.
В этой работе была рассмотрена как сама педагогическая деятельность в целом,
так и личность учителя. Изучение этих двух аспектов показало, что мотивация
оказывает большое влияние на успешность профессии, а также сами мотивы выбора
зависят от отношения молодых специалистов к своей будущей профессии.
Мотив выбора отражает позицию личности, сформировавшуюся на основе
собственного опыта и осмысления социально значимых целей деятельности. Есть
все основания полагать, что педагогические способности – одни из ранних, они
складываются и проявляются в годы детства и юности. Тем не менее, переход в
профессиональную категорию связан с перестройкой личности, прежде всего, с
ценностно-ориентационной перестройкой.
В мотивации личности главную роль играет направленность самой личности,
которая включает в себя ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы.
Направленность личности определяет то, как человек относится к окружающему
миру и самому себе, единство его поведения и деятельности, создает
устойчивость личности, позволяя
противостоять нежелательным
изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для
нравственной оценки целей и средств поведения.
Подводя анализ данной работы, можно сказать, что для учителя недостаточно
обладать необходимыми знаниями и навыками, чтобы хорошо выполнять свои
обязанности, что эта профессия требует каких-то специфических качеств
личности. Из опыта известно: хорошее знание учебного предмета, методики его
преподавания, старание ещё совсем не дает гарантии, что данный работник
является хорошим учителем.
Все исследователи сходятся на том, что работа учителя будет успешной только в
том случае, если основные качества его личности соответствуют характеру
профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного,
выбор профессии учителя
целого ряда факторов. Прежде всего необходимо знать требования, которые
профессия предъявляет к физическими и психологическим особенностям человека,
взвесить свои личные возможности. Достаточно ли значимы и оправданы факторы,
влияющие на выбор профессии, так как успешность педагогической деятельности
зависит именно от того, насколько обдуман и осмыслен был сам мотив выбора
профессии педагога, то есть изучив психолого-педагогическую литературу по
заявленной проблеме и проанализировав теоретические источники, была выявлена
зависимость между личностными характеристиками и мотивами выбора профессии.
Было выяснено, что мотивация педагогической деятельности, как и любой
деятельности, зависит от самой личности, поэтому оказывает влияние на
успешность будущей профессии. Таким образом, цель исследования была
достигнута.
Реализация модели руководства профессиональным развитием педагогов может быть достигнута только при наличии определенных организационно-педагогических условий, обеспечивающих благоприятную мотивационную среду.
1 условие: саморазвитие лидерской компетентности руководителя. Только компетентный руководитель:
- знает и хорошо понимает
стратегию развития
- осознает значимость изменений в образовательном учреждении; и обеспечивает необходимые условия для внедрения этих изменений;
- проявляет желание и
готовность разрабатывать и
- мотивирует педагогов,
создавая мотивационную
- обеспечивает образовательное
учреждение
- создает систему
- осуществляет эффективные коммуникации;
- создает положительный
имидж образовательного
- демонстрирует потребность
и выражает способность к
2 условие: формирование
профессиональной
- сплоченность;
- сработанность;
- совместимость.
Профессиональная
- уважать и поддерживать
стремление учителей к
- предлагать эффективное применение опыта педагогов в новых условиях;
- создавать и поддерживать
благоприятный эмоциональный
- учитывать индивидуальные особенности педагогов, ценить способности каждого;
- устранять препятствия,
мешающие педагогам
- создавать позитивную обратную связь.
Только профессиональная
управленческая команда создает
положительную репутацию
3 условие: Создание мотивационной среды.
Для мотивации профессионального
роста педагогов создается
- формирование устойчивой
мотивации профессионального
- психологическое сопровождение
профессионального развития
- обновление и развитие
системы повышения
- усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, планирование его профессиональной карьеры.