Мотивация учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.

Содержание работы

1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
2. Мотивация учебной деятельности.
1) мотивация деятельности достижения
2) внешняя и внутренняя мотивация
3) учебная ситуация и проблемы мотивации учения
4) организация мотивации учебной деятельности
3. Заключение.

Файлы: 1 файл

мотивация учебной деятельности.docx

— 33.62 Кб (Скачать файл)

Оглавление: 

 

1.    Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.

2.    Мотивация учебной деятельности.

1)             мотивация деятельности достижения

2)             внешняя и внутренняя мотивация

3)             учебная ситуация и проблемы мотивации учения

4)             организация мотивации учебной деятельности

3.                    Заключение.

 

Проблема мотивации  в отечественной и зарубежной психологии.

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения  в практику психологических исследований, выход к реальному поведению  человека, к его регуляции требует  сегодня познания закономерностей  поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.               

Обзор работ отечественных  психологов показывает, что в настоящее  время в психологии накоплены  данные, как для уточнения некоторых  исходных позиций, так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.

Многочисленные исследования проведены  отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л.И.Божович и её сотрудники, и последователи длительное время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебной деятельностью.

Исследуя отношение школьников к учению, Л.И.Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную  деятельность школьников. Ею сделан вывод  о том, что проблема формирования устойчивости личности есть прежде всего проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Божович и её сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является её положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и с её отношением к окружающей действительности, а также о структурности мотивации.

Божович и её сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших  моментов, раскрывающих сущность отношений  школьников к учению, является совокупность мотивов: " При этом под мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его учиться".

В зарубежных исследованиях  изучению мотивов уделяется большое  внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные  работы по вопросам побуждений в поведении  человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в  различных областях психологической  науки с использованием множества  методов.

Своеобразное понимание  мотивации характерно для гештальтской психологической школы.        К.Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так    К.Левиным в "теории поля" понималась категория мотива. Поведение К.Левин объяснял, исходя из отношений, складывающихся у личности с непосредственной конкретной средой в данный временной микроинтервал.   Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе "организм - среда", сделал важный шаг вперёд в развитии учения о мотивах. Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций.

В теории Д.К.Маккеланда говорится  о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь "стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний", видов  удовлетворения или результатов. Мотив  достижения рассматривается как  первопричина человеческого поведения.

Г.Олпорт в своей книге " Личность" как представитель "персоналистического" направления  выдвинул идею личностного подхода  к мотивации человека. В его  теории самореализации личность рассматривается  как первопричина человеческого  поведения.

В теории мотивации Э.Даффи  поведение описывается через  его направленность (подход, общая  линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность).   При определении мотивации необходимо определить активацию и её направление.  

Д.Берлайн разработал сложную  систему мотивации, согласно которой  потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него тесно  связана с потенциалом возбуждения  первичных структур, и поэтому  его теория физиологична.

В теории мотивации И.Аткинсона  и К.Бёрча Аткинсон выделяет несколько "языков" мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий, математический. Основываясь на взглядах К.Левина и Э.Толмена Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых, ценности, превращающейся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и Бёрч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий.              В теории мотивации А.Маслоу отмечается  стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Таким образом, среди отечественных  и зарубежных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре  личности.

Мотивация учебной  деятельности.

Мотивация деятельности достижения.

Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек  осознал необходимость целенаправленного  обучения подрастающего поколения  и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших  в современной психологии и педагогике обучения. 

Для определения мотивации  учебной деятельности нам представляется возможным подробнее осветить взаимодействие личности и ситуации, как основу понимания поведения и деятельности. Основные положения теории личностных диспозиций Х.Хекхаузена:

1.Поведение человека определяется  набором стабильных латентных  переменных (черт, диспозиций), которые  обозначаются в психологии как  "черты личности и характера", "способности", "установки", "ценностные ориентации", "потребности", "мотивы".

2. Порядковый номер субъекта  относительно выраженности конкретной  личностной черты остаётся одним  и тем же в различных ситуациях.  В этом проявляется надситуативная  стабильность поведения личности, определяемая данными диспозициями.

3.Различия в поведении  людей определяются различиями  в выраженности личных черт.

Но в реальной жизни  эта схема действует не всегда. И в психологии мотивации и  диагностике личности развивается  новый подход - интеракционизм.. Положения этой теории:

1.Основа своеобразия поведения  человека кроется в непрерывном  взаимодействии личности и ситуации.

2.Поведение человека в  разных ситуациях неоднородно,  То есть надситуативной стабильности  поведения не существует.

3.Человек является активным  компонентом взаимодействия с  ситуацией.

4.Со стороны личности  ведущую роль во взаимодействии  с ситуацией играют когнитивные  факторы: оценка и интерпретация  ситуации.

5.Со стороны ситуации  ведущим является психологическое  знание ситуации для субъекта.

То есть не личность сама по себе со своими чертами и особенностями, не ситуация как таковая побуждают  человека к определённому поведению, а взаимодействие личности и ситуации, субъективное видение и интерпретация  человеком внешнего мира как имеющего или не имеющего личностного смысла выступают причиной конкретного  поведения.

Когда мы хотим понять, почему и как человек чего-то достигает, поему он так или иначе относится к учению, мы должны выделить личностные и ситуационные предпосылки этой формы поведения.

Схема механизмов взаимодействия личности и ситуации.

 

   

           
   

   
     

         
 

   
       




 
               

 

                 актуализированные структуры                 

 латентные структуры

 
               

 А, В- классы функционально  эквивалентных ситуаций: 1,2,3; 4,5;                                                   С- личность, 6,7,8- диспозиции, с помощью которых интерпретируются ситуации, 9- актуализированное эмоционально- мотивационное состояние, 10,11- диспозиции, актуализирующие определённые типы поведения; 12- поведенческий репертуар;                                           Д- реальный поведенческий акт и его моторный 13, вербальный 14, соматический 15 компоненты.                                                                                                                                                                               

 

Из классов функционально  эквивалентных ситуаций нас интересует ситуация достижения, имеющая такие  критерии: 1) в ситуации достижения от индивида требуется достижение определённого  результата, который можно зафиксировать, измерить, оценить;   2) этот результат оценивается, существует некоторый стандарт для оценки поведения индивида в данной ситуации; 3) требования, предъявляемые индивиду в ситуации достижения, в меру трудные, то есть такие, которые позволяют добиться результата при приложении определённых усилий. Деятельность достижения - форма активного целенаправленного поведения, которая является эквивалентной ситуации достижения. Хекхаузен пишет, что деятельность достижения имеет следующие особенности: 1) предпринимаемая деятельность направлена на достижение результата, который она должна после себя оставить; 2) индивид должен переживать направленность (желание или принуждение) на достигаемый результат; 3) индивиду необходимо самому предпринимать усилия, направленные на достижение результата; 4) деятельность должна сопровождаться специфическими для неё аффективными реакциями (эмоциональными состояниями) как в процессе, так и по окончании достижения результата, которые связаны с наличием некоторого нормативного стандарта достижения. Для описания причин побуждения, направленности и факторов поддержания деятельности достижения вводится понятие мотивация деятельности достижения. Мотивация обеспечивается совокупностью мотивационных механизмов.

Внешняя и внутренняя мотивация.

Гомеостатический принцип: чтобы жить, человек должен получать энергию. Организму нужен определённый уровень питательных веществ в крови. Как только он изменяется, организм предпринимает попытки для восстановления равновесия. Одна из форм восстановления равновесия - поведение человека, его активность, целенаправленная деятельность. Поведение, деятельность человека, обслуживающего внешние по отношению к самому этому поведению потребности и запросы, получили название инструментальных, то есть выступающих средством, инструментом в достижении целей. Побудительная сила, которая в этом случае придаёт человеку активность, стала называться внешней мотивацией, то есть мотивацией, являющейся внешней по отношению к самой деятельности, когда побудительная сила находится вне, за пределами деятельности и поведения.

В организме, кроме соматовегетативных гомеостатических потребностей и вторичных  побуждений, на них базирующихся, есть врождённое стремление действовать: видеть, слышать, возбуждаться, исследовать, создавать, творить. Это тенденция к активному освоению мира и взаимодействию с ним, где разные действия, созидание нового совершаются не ради внешней цели, а ради процесса действования, созидания. В основе лежит потребность нервной системы быть активной, испытывать и продуцировать возбуждения, функционировать и реализовывать свои возможности и потенции.

Информация о работе Мотивация учебной деятельности