Мотивация учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.

Содержание работы

1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
2. Мотивация учебной деятельности.
1) мотивация деятельности достижения
2) внешняя и внутренняя мотивация
3) учебная ситуация и проблемы мотивации учения
4) организация мотивации учебной деятельности
3. Заключение.

Файлы: 1 файл

мотивация учебной деятельности.docx

— 33.62 Кб (Скачать файл)

Основа жизнедеятельности  организма - не удовлетворение соматических гомеостатических потребностей ради биологического выживания, а активное взаимодействие с миром ради освоения мира, овладения  им, ради развития человеком своих  способностей, талантов. Эта тенденция  не имеет специфического предмета, она ненасыщаема, не связана с  уменьшением напряжения, она это  напряжение создает. Все виды активности, создаваемые этой тенденцией - "самодеятельность", при которой есть направленность не на внешнюю цель (предмет потребности), а прежде всего на самоё себя. Самодеятельность -  деятельность, выполняемая ради удовольствия от процесса её.

Побудительная сила самодеятельности - внутренняя мотивация. Это то, что  побуждает и мотивирует этот вид  деятельности, находится в ней  самой, а не вне. Характеристики внутренней мотивации: 1. Стремление к новизне. Различают абсолютную новизну и новизну как необычное сочетание знакомых раздражителей. 2.Стремление к двигательной активности. 3. Стремление к эффективному, умелому, экономичному освоению мира. Многие виды деятельности человек предпринимает для того, чтобы быть умелым и компетентным. Как этого достичь? Через обучение. Более высокий уровень стремления к эффективному освоению мира - стремление к созиданию, совершенствованию. Делает человек это не только для улучшения качества, но и из-за чувства удовлетворения от хорошо сделанной вещи. Внутреннее неприятие несовершенства мира побуждает человека к творчеству. Здесь награда - удовольствие от их совершенства, уважение к себе как к деятелю, способному создать нечто новое. 4. Стремление к самодетерминации - изнутри идущей активности, которая отвечает  полноценному развитию человеческой личности. Личность стремиться быть источником своей деятельности. 5. Самореализация, самоактуализация, самоосуществление. Человек способный свободно реализовывать свою сущность, испытывая при этом высочайшее чувство удовлетворения и счастья, является самореализующейся личностью, то есть психически здоровой, зрелой, осуществляющей свой рост личностью. Здесь проявляется и чувство компетентности, эффективности и самодетерминации.

Учебная ситуация и проблемы мотивации учения.

Деятельность достижения универсальна, поэтому актуально  изучение ее мотивации. Учебная ситуация- это ситуация достижения, и механизмы  мотивации в ней те же.

Учебная ситуация- единица  анализа проблем мотивации учения. Учение человека всегда идет в контексте  конкретных учебных ситуаций. Содержание учебной ситуации следующее: предмет  освоения, субъект учения, учебная  деятельность, учитель.

Предмет освоения - это система  знаний о том или ином аспекте  действительности, орудие и система  действий по его использованию, система  умственных действий и операций, которые  подлежат освоению в процессе обучения.

Субъект учения это ученик, который 1) находится в состоянии  направленности на освоение предмета; 2) обладает определенными предпосылками  для этого освоения (это сформированные ранее психологические системы  регуляции деятельности, в том  числе и сформированные мотивационные  механизмы, существующие задатки и  способности, психофизиологическую, психическую  и социальную зрелость для овладения  той или иной деятельностью).

Учебная деятельность - то средство, благодаря которому ученик распредмечивает  идеальное содержание, заложенное в  предмете освоения. Учебную деятельность можно определить как специально организованную активность субъекта учения, направленную на распредмечивание и  усвоение содержания предмета освоения. Отличительной чертой учебной деятельности, в отличие от освоенной, является а) ожидаемый продукт состоит в изменении не материального предмета, а самого человека, он приобретает новые знания, качества; б) ученик не в состоянии самостоятельно регулировать свою деятельность, так как у него еще не сформированы соответствующие структуры. Следовательно, необходим учитель.

Учитель осуществляет регуляцию  деятельности ученика, пока тот не будет  в состоянии делать это самостоятельно. Учитель организовывает деятельность ученика по освоению предмета. Функции  учителя: мотивация ученика, планирование, контроль и коррекция его деятельности.

Учебная ситуация и ее компоненты.     

                             субъект-объектные отношения

               
   

 
               
   

     
 

   

             




 

предмет освоения              учебная деятельность            субъект учения

                                                                                                                                   группа учеников                                                                                                                                             

 
                                      

  организация учебной деятельности                       

                 -мотивация                                      

   -планирование

                                         -контроль, оценка                                      

   -коррекция, регуляция                                                                                         

                                субъект-субъектные

                                                                                                                                       отношения                                                                                                  учитель

Некоторые практические вопросы организации и мотивации  учебной деятельности.

В ситуации учения взаимодействуют  два фактора : деятельность учения и личность ученика. Деятельность учения - это процесс организации учения, предмет освоения и учитель. Личность ученика- это ребенок с его запросами, интересами, потребностями и целями, с которыми он вступает в процесс учения. Поэтому мотивация учения складывается из двух направлений работы: 1) "расконсервирование" мотивационного потенциала самого процесса учения, 2) раскрытие потенций личности.  

 Реализация гуманистического  подхода к обучению - это такая  организация его процесса, когда  у личности раскрываются все  ее потенции, включается внутренняя  мотивация, самодетерминация, обеспечивающие  полноценное ее развитие. Вопрос  в том, с какой стороны - от  деятельности и ее организации  или от личности и формирования  ее установок - строится процесс  мотивирования.               Стремление учиться заложено в природе человека. Учение является деятельностью с ограниченным мотивационным потенциалом. Как биологическому существу освоение нового опыта необходимо человеку для выживания, как социальному- в качестве средства социализации и включения в социум, в психологическом плане- только через обучение человек повышает свою компетентность и адекватность, добиваясь роста самооценки, приобретая чувство хозяина над собой, окружающей средой и в конечном счете самоутверждает свою сущность. Учение по своей природе внутренне мотивированно и предполагает внутренний контроль, когда для человека сам факт приобретения чего-то нового в себе выступает как величайшая награда. Это то, что касается мотивационного потенциала деятельности учения как таковой.   

 Личность имеет две  ведущие мотивационные системы:  внешней и внутренней мотивации.   

 Система внешней мотивации  связана с инструментальной деятельностью  и внешней системой контроля. При работе этой системы повышение  сложности ситуации ведет к  росту напряженности, которую  организм стремится снять. Когда  цель инструментальной деятельности  достигнута, возникает состояние  удовлетворения и релаксации.  

 Система внутренней  мотивации - это система самодеятельности  и внутреннего контроля, поиска  напряжения и трудностей сопровождаемых интересом и воодушевлением. Отсутствие напряжения в этой системе приводит к скуке и апатии, чего человек всегда стремится избегать. У психически здорового и зрелого человека должны эффективно функционировать обе системы при относительном доминировании последней. Система обучения должна быть таковой, чтобы полноценно реализовывать задачу развития двух ведущих систем личности.   

 Существующая система  обучения эксплуатирует и перегружает  систему внешней мотивации при  практическом игнорировании системы  внутренней мотивации, что приводит  к ее атрофированию.  

 Главная задача мотивации  учения - такая организация учебной  деятельности, которая максимально  способствовала бы раскрытию  внутреннего мотивационного потенциала  личности ученика.  

 Условия для внутреннего  мотивирования процесса учения:  

1. Предоставление свободы  выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения  родителей к школьному обучению  непосредственно сказывается на  мотивации их ребенка) должны  иметь возможность выбора школы,  учителя, программы обучения, видов  занятий, форм контроля. Свобода  выбора дает ситуацию, где ученик  испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие , человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.  

2. Максимально возможное  снятие внешнего контроля. Минимизация  применения  наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

Эти два условия стимулируют  внутреннюю мотивацию только при  наличии интересного задания  с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания  нужны не для контроля, а для  информации ученика об успешности его  деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для  вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.  

3. Задачи обучения должны  исходить из запросов, интересов  и устремлений ученика. Результаты  обучения должны соответствовать  потребностям ребенка и быть  значимыми для него. По мере  взросления у ребенка формируется  такая важная потребность, как  потребность в структурировании  будущего. Степень выраженности  и осознанности этой способности  является одним из показателей  социальной личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение  этой потребности и по мере  созревания личности у нее  должна определяться все более  и более дальняя жизненная перспектива. При  этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким образом вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.  

4. Урок следует организовать так чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и  взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Об организации таких уроков писал Амонашвили.  

5. Важна для психологически  грамотной организации мотивации  учебы ориентация учителя при  обучении на индивидуальные стандарты  достижений учеников. Хайнц Хекхаузен  говорит о том, что важнейшую  роль в формировании мотивации  играют эталоны, с которыми  человек сравнивает полученные  результаты деятельности. Их роль  выполняют личные стандарты достижений. Личные стандарты вырабатывает  для себя сам ученик. Но такой же стандарт относительно достижений своих подопечных формирует и учитель. Он может быть ориентирован на усредненные общественно-ориентированные абсолютные нормы (большинство сегодняшних учителей ) или на индивидуально относительные нормы. Вторая модель работает так: учитель ставит перед каждым учеником индивидуальные задания, ориентированные на его возможности, цели. Ученик или выбирает эти цели, или ставит их перед собой самостоятельно, или вырабатывает их совместно с учителем в режиме сотрудничества. По этим индивидуальным нормам учитель и сам ученик оценивают полученные результаты. Так как эти нормы соответствуют возможностям ученика и нередко им самим и установлены, то итоги объясняются внутренне контролируемыми причинами (усилиями, старанием). Такой характер объяснений при наличии ответственности за выполняемое дело создает высокую мотивацию и интерес к учению. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а сего же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.  

Информация о работе Мотивация учебной деятельности