ЭССЕ «Моя педагогическая
философия»
Будь терпелив в ожидании чуда.
И
будь готов для встречи с ним
в ребенке.
Ш.М.Амоношвилли
Не один раз в своей жизни
я задавала себе вопрос: «Кто я?» и, не раздумывая,
отвечала: «Я – учительница». Наверное,
это не правильно. Наверное, правильнее
бы сказать: «Я мать», или: «Я – женщина».
Но «Я – учительница!». Я думаю, что учитель
– это даже не профессия. Это образ жизни.
Это осознание огромной ответственности
перед государством, обществом, а прежде
всего – перед учеником.
Каждый день на меня смотрят
глаза моих учеников. За партами на моих
уроках сидит будущее России. И в этом
будущем мне тоже предстоит жить.
Я не просто учитель. Я –
первая учительница. Я – первый учитель,
который входит в жизнь ребенка и его семьи.
Родители доверяют мне самое дорогое,
что у них есть, своих детей. От меня, первого
учителя, зависит как сложится школьная
жизнь ребенка, как родители будут относится
к школе, станут ли они моими единомышленниками.
Много лет я незримо буду присутствовать
в семье каждого ученика.
Моя задача, как учителя,
быть и наставником, и помощником, и другом,
который призван помочь ребенку приобрести
не только знания об окружающем мире, овладеть
умениями и навыками, но и помочь адаптироваться
в этом мире, раскрыть и проявить свои
способности, почувствовать себя самостоятельной,
творческой личностью.
В моей педагогической философии
на первое место я ставлю индивидуально-личностное
развитие ребенка, развитие его человеческого
и творческого «Я». Личностно-ориентированные
технологии ставят в центр всей образовательной
системы ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА, обеспечение
комфортных, бесконфликтных и безопасных
условий для развития и реализации ее
природных потенциалов. В центре внимания
педагога – уникальная, целостная личность
ребенка, стремящаяся к максимальному
проявлению своих возможностей, открытая
для восприятия нового опыта. Главное
– умение выслушать ребенка, дать ему
возможность выразить свое мнение. При
этом я учу своих учеников думать, размышлять,
высказывать и отстаивать свои суждения,
что формирует коммуникативные свойства
личности.
Убеждена, все дети без исключения
– талантливы. Каждый ребенок может проявить
свой талант по какому-либо предмету: это
может быть чтение, математика, рисование,
а может и физкультура. Поэтому для каждого
ученика я создаю ситуацию успеха, отмечать
каждое достижение, опираясь на его индивидуальный
уровень развития. И не в сравнении с достижениями
других, а в сравнении с самим собой, со
вчерашними достижениями.
Изучая педагогическую
литературу, новые технологии, методы,
анализируя свой опыт работы я определила
для себя позицию педагогической деятельности:
личностно-ориентированный
подход к детям, который строится на учебном
диалоге ученика и педагога;
проблемно-диалогическое обучение,
в основе которой лежит постановка проблемной ситуации на уроке и в процессе диалога учителя с учащимися находятся пути решения проблемы;
проектно-исследовательская
деятельность учащихся под руководством
педагога, направленная на исследование
различных объектов с соблюдением процедур
и этапов, близких к научному
исследованию, но адаптированных к уровню
познавательных возможностей школьников;
валеологические технологии, т.е. здоровьесберегающие технологии;
Великий русский писатель
Л.Н.Толстой считал, если ребенок
в школе не научится творить,
то в жизни он всегда будет
только подражать. Это утверждение
созвучно с мыслью, что современному
обществу нужны не исполнители,
а творческие, инициативные, имеющие
свою точку зрения личности.
Вот уже много лет я работаю
в школе. Все было за это время: радости
и огорчения, победы и поражения. Прошедшие
годы- годы поисков, раздумий, открытий.
Бывает, что в трудные минуты наступает
разочарование. Приходится все пройденное
заново анализировать, находить ошибки
и исправлять их. Затем все начинать сначала,
но никогда я не пожалела, что стала учителем.
В своей работе я руководствуюсь
несколькими заповедями:
Уважай чувство достоинства
каждого ученика.
Помоги ребенку обрести уверенность
в себе.
Стимулируй ученика на открытие
нового, поддерживай в его начинаниях.
Развивай творческое начало
детей на каждом уроке.
Каждый ребенок всегда должен
знать, что его любят. Люби своих учеников!
Моя профессия
– учитель!
И верю: труд мой
не напрасный.
Мой ученик не
просто зритель,
Не просто наблюдатель
праздный.
Он, верю, искренний
читатель, поэт, актер.
Он - созидатель!
«Работа - лучший способ
наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант.
Так буду же ей наслаждаться, обладая великой
силой учителя и воспитателя – умением
владеть сердцами своих учеников.
Завтра будет новый школьный
день. Завтра в классе на меня будут смотреть
глаза. Глаза моих учеников.
Моим выбором стала
профессия педагога-психолога. Еще в школьные
годы, принимая активное участие в школьных
и городских мероприятиях, я поняла. насколько
важны уверенность в себе и умение общаться
с людьми. В тоже время я понимала, что
не все люди обладают данными умениями,
и для этого им нужен знающий помощник,
каким может являться психолог, ведь психолог
подобен мастеру, плетущему из человеческой
души прекрасное кружево, раскрывая ту
природную красоту, которая есть в каждом
человеке, или наполняющему своей силой,
мудростью, теплом и любовью соты человеческой
души, помогающему человеку обрести гармонию
с самим собой и окружающими его людьми.
Переступив порог университета,
я решила для себя, что буду работать в
детском саду, потому что именно в дошкольном
возрасте закладываются базисные основы
личности, начинается процесс становления
и формирования социокультурного опыта
и, как говорил В.А.Сухомлинский, «Детство
–важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И оттого, как прошло детство, кто вёл ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его
разум и сердце из окружающего мира, –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
Поэтому одной из важнейших
задач своей работы я считаю формирование
у детей уверенности в себе и в своих силах,
а также позитивного отношения к себе
и к окружающему миру, поскольку для того,
чтобы ребенок чувствовал себя счастливым,
был способен лучше адаптироваться и преодолевать
трудности, ему необходимо иметь положительное
представление о себе.
И для меня очень важно,
чтобы дети на моих занятиях могли ощущать
единение друг с другом, свою принадлежность
группе, переживать чувство общности и
групповой сплочённости, ведь именно это
помогает пробуждать у них эмоциональную
чуткость, отзывчивость и проявлять уверенность
в своих действиях.
Но самым ценным в моей
работе является тот момент, когда ребенок,
прежде неуверенный в себе, подавляющий
свои желания в угоду другим, не выражающий
свою точку зрения, начинает меняться
и осознавать себя и следовать собственным
целям и желаниям, принимать свои решения,
охотно взаимодействовать со сверстниками.
И такое мгновение хочется получше запечатлеть
и сохранить в своей памяти. Это счастье,
которое никто не отнимет.
И я благодарна детям:
они всегда напоминают мне о том, как радостно
и тревожно быть Человеком. Именно у детей
я учусь тому, о чём мы в нашей ежедневной
рутине забываем: простоте, полноте, силе,
изумлению и любви. Только дети учат меня,
что жить нужно настоящим – здесь и сейчас,
потому что счастливы лишь те, кто живут
настоящим. И вместе с детьми мы учимся
быть открытыми миру, потому что любить
другого и быть рядом с людьми – большими
и маленькими –самый естественный из
даров.
ЭССЕ
«МОЯ ФОРМУЛА УСПЕХА»
С чего начать…Как
приступить…Передо мной чистый лист бумаги,
на нем появился заголовок, первая буква,
пальцы замерли на клавиатуре, курсор
мигает, призывая к действию…проходят
секунды, минуты, время затягивается, а
я все думаю – с чего начать? как приступить?
Это потом буквы стремительно станут слагаться
в слова, слова в предложения, стук пальцев
и вот уже абзацы складываются в текст,
время завертелось, побежало, дело спорится,
горит в руках, но…но сейчас время остановилось,
я замерла и напряженно думаю – с чего
начать? как приступить? Но я знаю, что
не только должна, но и могу найти ответ,
а главное своевременно начать. Поэтому
я руководитель, лидер, Тот Кто Принимает
Решения, доводит их до конца и несет за
них ответственность.
Три года назад я переступила
порог нашей школы, переступила и замерла
– с чего начать, как приступить к работе
молодому директору? Тогда мне было 25,
почти столько же, сколько большинству
учеников вечерней школы, в два раза меньше,
чем большинству педагогов. Переступила,
замерла…и начала свою административную
деятельность, потому что должна – в меня
поверили, доверили такое сложное и важное
дело, потому что могу – ведь я согласилась.
Тогда я не знала основ менеджмента,
не имела солидного опыта руководящей
работы. Прежде была простым учителем,
потом методистом. У меня не было плана,
программы действий, даже сама цель была
туманна, приходилось решать насущные
задачи. Но уже тогда я понимала, что «один
в поле не воин», необходимо создать вокруг
себя команду. Первыми моими помощниками
стали заместители, но этого оказалось
мало.
Объединить усилия большого
количества людей, организовать и распределить
работу, рационально распределить функции
– это большое искусство. Здесь нет и не
может быть какого-то одного рецепта. Руководитель
школы должен сам найти лучшее, подходящее
только для его школы решение. С поиска
данного решения и началась моя управленческая
карьера.
Три года назад школа находилась
в сложной ситуации: права на землю и здания
(их три) были не оформлены, ими заинтересовались
бизнес-структуры; низкие показатели в
сравнении с другими вечерними школами
города; существование одного общего школьного
методического объединения; средний возраст
педагогов 60 лет; окончание срока действия
лицензии и аккредитации. Но при этом в
школе сложилась благоприятная морально-психологическая
атмосфера, способствующая адаптации
сложных подростков, взрослой молодежи,
дружный коллектив.
Тогда не существовало возможности
задать конкретную траекторию движения
к цели, сама эта цель была неясна. За два
года удалось: пройти аттестацию, лицензирование
и аккредитацию школы, получить лицензии
на профессиональную подготовку по четырем
профессиям, пройти государственную регистрацию
прав на землю и здания; создать сбалансированный
по возрасту педагогический коллектив,
стремящийся к саморазвитию и мотивированный
на работу по развитию образовательного
учреждения; сложилась методическая система
работы; зародилось ученическое самоуправление;
сложилась определенная система социального
партнерства с КДН, ОДН, ССП; воспитательная
система получила профилактическую направленность;
в городском рейтинге вечерних школ О(С)ОШ
№ 2 заняла ведущие позиции. Но главное
- школа стала работать стабильно.
Однако остались проблемы: сохранение
контингента; преимущественно низкий
уровень общеучебных умений и навыков
учащихся школы; нежелание учащихся учиться,
слабая учебная мотивация, уклонение от
обучения; самоустранение родителей от
воспитания своих детей, перекладывание
проблем воспитания на школу; системное
использование в образовательном процессе
современных образовательных технологий;
неразвитость системы общественного управления;
недостаточная материально-техническая
база.
Нельзя сказать, что школа не
пыталась решать данные проблемы, однако
в целом реализованные инновации не имели
системного характера. Были необходимы
системные решения, которые нашли свое
отражение в Программе Развития О(С)ОШ
№ 2 на период с 2007 года по 2012 год. Создание
Программы развития обусловило переход
к программно-целевому управлению.
Управление развитием предполагает
создание условий для запуска, поддержки
и реализации. Как приступить к чему-то
новому? С чего начать инновационную деятельность?
Эффективный способ внедрения новшества
– участие в инновационной работе всех
и каждого в коллективе, в этом я уверена.
За первые два года управленческой работы
я поняла - самой важной способностью,
которой должен обладать руководитель,
является способность получения результатов
через других. Это мое профессиональное
кредо, моя формула успеха.
Создать вокруг себя команду,
творческий коллектив мне удалось ненасильственным
методом управления. Управленческие действия
совершаются мною не через принуждение
(приказ), а через побуждение. Молодой руководитель
стремлением подавить, манипулировать,
подчинить другого человека может вызвать
в лучшем случае негодование, в худшем
- неприятие, отторжение, злобу. Считаю,
важно признавать достоинства других
(будь то подчиненный учитель, родитель
или ученик) и относиться ко всем субъектам
образовательного процесса как к соратникам
в одном общем деле. А потому действовать
необходимо через собеседование, сотрудничество,
согласие, сочувствие. Я отказываюсь и
не приемлю авторитарно-деспотическое
управление. Управляя, пытаюсь содействовать
раскрытию, реализации потенциала человека.