Например, когда мы формировали
новую методическую систему в школе,
решили не преодолевать сопротивление,
а создать совершенно иную среду. Ведь
согласно народной мудрости: «Сколько
ни прививай яблоню к березе,
яблоки на ней все равно не вырастут».
Мы действовали через побуждение учителей
к активизации методической работы, формировали
мотивационную среду.
Создали новые условия работы,
которые требовали новые виды деятельности.
Расширили круг общения учителя. Статус
педагога в нашем коллективе зависит от
уровня его компетентности и образованности,
была установлена прямая зависимость
результатов труда от профессионального
роста. Мы убеждаем учителя в его способности
обучиться новым методам работы и адаптироваться
к изменениям. С помощью психолога снимаем
с педагога тревожность, поднимаем самооценку.
Ставим индивидуальные привлекательные
цели для учителя, достижение которых
требует наличие новых знаний. Оказываем
необходимую помощь (информационную, материальную
и др.) учителю для удовлетворения его
потребности в профессиональном развитии.
Переносим обучения на более удобные сроки,
согласованные с учителем. Поощряем, поддерживаем
тех, кто активно участвует в методической
работе. Создали систему экономического
стимулирования успешной деятельности.
При этом можно сколько угодно
говорить о профессиональном развитии,
но, если оно само не является для школы
организационной ценностью, никакого
развития педагогических кадров учреждения
не произойдет. Профессиональный рост
– ценность, разделяемая коллективом
и администрацией. Ежегодно все члены
администрации проходят курсовую подготовку
и как руководители, и как учителя-предметники.
Это еще одно из правил управления - руководитель
должен быть примером.
Все эти меры привели к стабильным
положительным результатам: за эти годы
количество учителей, прошедших курсы
повышения квалификации, составило 100
%, при этом большая часть учителей проходит
несколько курсов в год, в том числе и дистанционно;
76 % педагогов применяют информационные
технологии на уроках, 57 % из них в системе;
апробировано шестнадцать факультативных
программ. Внедряются программы заочно-модульного
и индивидуально-группового обучения
с использованием информационных технологий
(по договору совместной образовательной
деятельности с ОГОУ ДПО «МЦОКиПП» г.Иркутска).
Ежегодно на базе школы проводятся семинары-встречи
вечерних школ города, где происходит
обмен опытом. Это дает стабильный прирост
процента учителей с категориями (за три
года 61 % учителей повысили категорию).
Я бы определила свой подход
к управлению как человекоцентристский.
Центром моего административного внимания
является человек, основу управляющей
деятельности составляет уважение к человеку,
доверие к нему, придание управлению мотивированного
характера в целом и, в частности, в процессе
принятия решений. Все субъекты образовательного
процесса, считаю, должны понимать каких
результатов ждут, быть уверены, что смогут
получить эти результаты, видеть позитивные
последствия для себя от участия в деятельности
и оценивать их как более значимые, чем
возможные негативные последствия. Это
составляет сущность рефлексивного управления,
которое сложилось в процессе реализации
программы развития. Рефлексивное управление
побуждает собственную активность и самостоятельность
управляемых, влияет на процессы самоуправления
и тем самым обеспечивает их субъектную
позицию в образовательном процессе.
На практике рефлексивное управление
осуществляется нами через циклы: информационно-аналитический;
мотивационно-целевой; планово-прогностический;
организационно-исполнительский; контрольно-диагностический
и регулятивно-коррекционный. Рефлексивное
управление вновь и вновь повторяется
в соответствии с этими циклами. Меняются
управленческие функции: от анализа к
планированию и проектированию, далее
к организации, контролю, диагностике
и коррекции, меняются субъекты и объекты
управления и уровни, но цикл повторяется
в каждой управленческой функции.
В нашей школе происходит делегирование
многих полномочий и ответственности
за результаты самим участникам образовательного
процесса. Управление методической работой
осуществляет Методический совет, часть
полномочий перераспределена на руководителей
школьных методических объединений. В
воспитательном пространстве большую
роль играет ученическое самоуправление
(Совет старшеклассников, школьный парламент,
Президент), которое обеспечивает развитие
самостоятельности учащихся в принятии
и реализации решений для достижения общественно
значимых целей. Функционирует Совет
учреждения, в состав которого входят
представители общественности, ученического
и родительского коллективов, сотрудники
школы. Совет Учреждения разрабатывает
стратегию развития и ведет контроль реализации
Программы развития. Создается Попечительский
совет. Работает общешкольный родительский
комитет.
Стоит отметить, что сегодня
педагогический коллектив, в отличие от
ученического и родительского, перестроился
на рефлексивное управление. Ученическое
самоуправление создано в нашей школе
недавно, структура еще формируется (в
этом году появился институт президента),
однако учащиеся приобретают все большую
самостоятельность в принятии решений,
начали проявлять инициативность и даже
сделали первый проблемный анализ школьного
самоуправления за прошлый учебный год,
то есть, готовы принять рефлексивное
управление. Гораздо тяжелее привлечь
к взаимодействию родительский коллектив,
общественность. Однако одна из задач
модернизации российского образования
предполагает взаимодействие всех субъектов
образовательного процесса. Поэтому
мое профессиональное будущее управленца
невозможно без создания и развития общественно-гражданских
форм управления школой.
Концепция модернизации российского
образования, одобренная Правительством
РФ, ставит новые ориентиры в образовательных
целях школ. В то числе остро стоит вопрос
создания условий для заинтересованного
участия общества в развитии образования,
так как только тогда в полной мере будет
учитываться общественный запрос со стороны
различных групп населения. Все это приводит
к отказу от субъект-объектного образовательного
процесса в пользу субъект-субъектного.
Обучающиеся и их законные представители,
учителя, представители социума (бизнесмены,
интеллигенция, общественные организации
и т.п.), а не только управленцы различного
уровня, занимают в образовании активную
позицию.
Учитывая это, Концепция инновационного
развития образования опирается на принцип
открытости образования и общественного
участия. Этот принцип предполагает достижение
общественного согласия, на основе которого
власть, общество, бизнес, общественные
организации и профессиональное педагогическое
сообщество принимают на себя обязательства
по совместному продвижению инновационных
образовательных процессов. Достигнутое
общественное согласие позволит выстроить
конструктивные взаимовыгодные отношения
всех субъектов, что обеспечит необходимые
изменения в такой сложной социально-экономической
сфере жизни, как образование.
На мой взгляд, роль лидера в
образовании главным образом и заключается
в объединении усилий большого количества
людей. Организовать и распределить работу,
будь это министр образования или директор
школы, должен каждый на своем уровне.
Повторюсь, рациональное распределение
функций – это большое искусство.
Только координация усилий
всех субъектов образовательного процесса
(учителей, обучающихся, родителей), а также
власти, бизнеса, общественных организаций
позволит выстроить конструктивные взаимовыгодные
отношения, что обеспечит необходимые
изменения в школе. Лидер в образовании
– это руководитель, который умеет координировать
усилия многих, рационально распределять
функции, получать результат через других.
Хороший «сильный» руководитель умеет
общаться с людьми, в общении проявляет
доброжелательность, внимательность,
наблюдательность, выдержку, терпение,
настойчивость; способен отказаться от
своей точки зрения, если подчиненные
докажут, что она не оптимальна; обсуждает
свои качества, принимает критику, но при
этом сохраняет уверенность в себе; способен
вызвать расположение к себе; способен
видеть изменения внутри организации
и вне ее; готов к изменениям, готов их
начать; умеет продуктивно использовать
время свое и других; имеет достаточно
развитые знания по психологическим особенностям
личности и коллектива; компетентен в
проблемах управления.
Использование именно этих
управленческих технологий позволило
мне создать команду, коллектив, стремящийся
к саморазвитию и мотивированный на работу
по развитию школы, организовать инновационную
деятельность, внедрять новшества
через добровольное и творческое участие
педагогов.
Мой профессиональный стиль
управленца все еще формируется, остро
чувствую отсутствие теоретической подготовки
менеджера. Поэтому в будущем планирую
получить второе высшее образование по
направлению «менеджмент в образовании».
Теоретическая подготовка и управленческая
практика при соответствии портрету лидера
в образовании позволит мне продуктивно
руководить любой образовательной структурой.
Ведь я руководитель, лидер, Тот Кто Принимает
Решения, доводит их до конца и несет за
них ответственность.
Мое педагогическое
кредо
В своей работе я
руководствуюсь изречением Сократа:
«Не насиловать душу ученика,
а вести его за собой, давать
ему делать свои робкие шаги».
Главная цель моей
концепции – всестороннее развитие
личности каждого ученика.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Дать ученикам прочные и глубокие
знания по предметам.
Вызвать у ребенка интерес к
знаниям, научить его иметь собственное
мнение.
Научить исследовательской
деятельности.
Содействовать творческому
развитию каждого ученика.
Воспитывать у детей любознательность,
самостоятельность.
Развивать интеллектуальные
способности.
Быть настоящим гражданином
нашей страны.
Взаимоотношения с
учащимися я строю на основе
демократии и дисциплины. Между
мной и учениками существует
педагогика сотрудничества, основанная
на справедливости, уважении к
личности ученика. Стиль взаимоотношений
с учащимися – оптимистический.
Я считаю, что важно
не только развивать интерес
детей к знаниям, но и учить
их добывать эти знания самостоятельно.
Каждого ученика включаю в
разнообразные виды деятельности:
учебную, познавательную, проектную, исследовательскую.
Систематически анализирую свою
работу: что получается, что нет,
почему? В этом очень помогает
использование ИКТ и метод
проектов в моей педагогической
деятельности. Сейчас уже ясно, что
главная задача современного
педагога не только дать максимальное
количество знаний, а научить
ребенка ориентироваться в реалиях
информационного общества, самостоятельно
добывать и анализировать информацию.
Современный урок должен соответствовать
запросам общества, к этому я
и стремлюсь. Во внеурочной деятельности
проявить инновационные технологии
позволяет работа в школьном
научном обществе «Исследователи»
и в школьном интеллектуальном
клубе «ШИК», основателем которого
я являюсь.
Этому же учу школьников.
Регулярно информирую учащихся
и родителей об итогах –
удачах и неудачах.
В начале каждого
учебного года определяю цели,
задачи, условия по образованию
школьников, всегда тщательно продумываю,
какие методы и формы работы
можно использовать на уроке
и вне урока.
Основными методами
моей работы с учащимися являются:
контроль и самоконтроль; анализ
и самоанализ; самостоятельная и
творческая работа учащихся, создание
мультимедийных презентаций, взаимодействие
обучения и воспитания, наблюдения за
учащимися, беседы на различные темы.
Я считаю, что учитель
– это личность. Дети берут
с него пример. Учитель мудр, но
он должен уметь говорить и
«устами младенца». Учитель строг,
но не слишком.
Основа моей деятельности –
любовь к детям. Могу гневаться, но не ненавидеть.
Я должна нести знания
детям, а знания не стоят на
месте. Поэтому я должна всегда
учиться.
Я должна понимать
своих учеников, уметь слушать
их.
Я должна не только
подготовить детей к взрослой
жизни, но и научить жить в
настоящем.
Невозможно заставить
каждого ученика хорошо учиться
и быть воспитанным. Надо, чтобы
он захотел этого сам. Но для
этого ученику нужна цель, ради
которой он учится и старается
стать Человеком. А Я ЕМУ В
ЭТОМ ПОМОГАЮ.
Мои размышления
о своей профессии
Я учитель истории и общественных
наук, очень люблю свои предметы и считаю,
что их преподавание в школе должно вестись
на самом высоком уровне. Так скажет любой
учитель-предметник в школе, и будет прав.
Но я считаю, что именно история, обществознание
и право – предметы, которые учат жизни,
формируют активную жизненную позицию,
определяют нравственные устои человека
в обществе, его гражданскую позицию и
любовь к стране, в которой живешь. Передо
мной очень трудная задача, потому что
я должна подготовить своих учеников к
жизни в современном обществе. Я поставила
перед собой вопрос, каким должен быть
молодой человек? И ответ на этот вопрос
стал целью моей педагогической деятельности.
Молодой человек должен быть юридически
грамотным, компетентным во всех сферах
общественной жизни, интеллектуальным.
Выпускник школы должен смело шагать по
жизни, быть самостоятельным и уверенным
в себе. Я знаю, что изучение моих предметов
делает моих учеников именно такими людьми.
Поэтому люблю свою профессию, и благодарна
судьбе за то, что она дала мне возможность
быть полезной людям. И до сих пор я ни
разу не пожалела о выбранной профессии.
Учитель истории МОУ
«ТСОШ №2» М.В.Казначеева
ЭССЕ «Моя педагогическая философия»
О профессии моей стихов
не пишут, да и, песен тоже не поют.
Ну а я, люблю ее как
песню, добрую профессию мою.
Каждое утро я прихожу
в школу, поднимаюсь на 3 этаж, захожу в
свой кабинет. Мой кабинет - это творческая
мастерская, весь социально-психологический
микроклимат которой, создаёт условия
для самореализации личности. Он мне очень
нравится, но я мечтаю о том, что когда-нибудь
он будет оснащен по последнему слову
техники…. Но это будет потом. А сейчас
я иду по коридору и ловлю взгляды моих
малышей, моих учеников, таких похожих
и одновременно таких разных. Они добрые
и отзывчивые, с удивительными глазами,
ловящими каждое моё движение. Они слушают
каждое моё слово, копируют мою интонацию.
А еще есть тихие и замкнутые, испуганные
и равнодушные, но и они когда-нибудь захотят
общаться, рассказать о своих игрушках,
мультфильмах. Ира сегодня опять расскажет
о том, о чем читала ей мама, а Ксюша после
каждого задания или упражнения будет
переспрашивать: «У меня получается?»
А Игорек – сама скромность. Ни слова не
скажет на отвлеченную тему. И только в
конце занятия – радостная улыбка и сияющие
глаза в ответ на слово: Игорек, ты молодец!
Я не считаю количество детей, которым
помогла, но поверьте, приятно слышать
от детей: «Возьмите меня на занятие. Почему
вы меня никогда не берете?» Их радостное,
коротенькое приветствие, тёплые объятия
заставляют забыть обо всём, пробуждают
в тебе силы и желание сделать всё, чтобы
этот яркий свет, эта любовь не только
никогда не исчезали, а разжигались и становились
всё сильнее и ярче. Трудности, неудачи,
разочарования отступают, когда видишь
блеск глаз своих учеников. Я готова свернуть
горы, отбросить своё плохое настроение
и идти вперёд.
За профессией в свое
время я отправилась, окончив Читинское
педагогическое училище, в Иркутский государственный
педагогический институт на факультет
дефектологии. Говорят, что судьбу не выбирают,
а она выбирает нас! Что касается профессии,
в моей жизни случилось именно так.
Еще двадцать лет назад
мою профессию можно было бы отнести к
редким. С каждым годом количество специалистов
в этой сфере деятельности растет в геометрической
прогрессии. Равно, как и растет потребность
в нас - логопедах. Логопедия исторически
складывалась как интегративная область
знаний о психической и речевой деятельности
человека, речевых и языковых механизмах,
обеспечивающих формирование речевого
общения в норме и а патологии. Поэтому,
сказать просто, что логопед занимается
речью и всем «речевым» значит, ничего
не сказать. Внутри меня «живет» артист,
музыкант, дизайнер, дипломат, психолог…
И это еще не все!
Итак, я – логопед,
правильнее сказать учитель-логопед.
Если понимать буквально
- я учитель речи. А точнее, человек, который
эту речь корректирует. Причем коррекция
происходит на уровне всех речевых единиц,
начиная со звука и заканчивая предложением.
Цель моей деятельности
- способствовать социализации ребенка
в обществе. В связи с этим передо мной
стоит ряд задач: