Выявление и исправление устной
и письменной речи учащихся
Пропаганда коррекционно-логопедических
знаний среди педагогов и родителей
Своевременное выявление нарушений
речи и предупреждение возможных вторичных
дефектов, вызванных уже имеющимися речевыми
нарушениями.
Исходя из целей и задач,
вычленила приоритетные направления моей
работы:
Создание в рамках модели коррекционно-развивающего
пространства;
Проведение комплексной диагностики
с целью обеспечения личностно ориентированного
подбора соответствующих развивающих
программ;
Построение индивидуальной
траектории развития каждого ребенка
на учебный год, с последующей корректировкой,
определение зон риска и работа в них на
основе диагностики и мониторинга;
Обеспечение индивидуального
и социального благополучия детей зачисленных
на логопункт;
В начале учебного
года передо мной всегда встает один и
тот же вопрос, как сделать коррекционную
работу более эффективной, как преодолеть
противоречие между одинаковым для всех
содержанием, требованиями к результатам
обучения и неравными возможностями.
Не секрет, что уровень
развития навыков и средств общения определяет
дальнейшую коммуникативную деятельность
человека, помогает актуализировать имеющийся
личностный потенциал, сформировать у
детей систему ценностей и потребностей.
Поэтому считаю важным развитие речевой
активности школьников. В связи с этим
на логопедических занятиях создаю различные
ситуации общения, активизирующие не только
речевую, но и речемыслительную деятельность
школьников. Веду работу над всеми звеньями
процесса порождения речевого высказывания.
У обучающихся развиваю мотивированность
речевого действия, формирую предвидение
его конечного результата, учу планировать,
отбирать лексику, знакомлю с грамматическим
структурированием, операциями контроля.
Учу их рассуждать и давать развернутые
выводы. Этим обеспечиваю совершенство
коммуникативной и обобщающей функции
речи.
Одной из важных задач
своей деятельности считаю создание такой
образовательной среды, которая бы обеспечила
системное комплексное речевое развитие
ребёнка.
Мое виденье комплексного
подхода к формированию и коррекции речи
выражается в:
1. Коммуникативной
направленности всего комплекса логопедического
коррекционного воздействия, которое
реализуется в обязательной отработке
на логопедическом занятии всех форм речевой
деятельности, включающей слушание, говорение,
письмо и чтение.
2. Одновременной работе
над всеми компонентами речевой системы.
3. Тесной связи с образовательной
программой по русскому языку ради решения
основной задачи – преодоления трудностей,
возникающих у учащихся в процессе обучения.
В своей работе я реализую
основной принцип специального образования
– принцип коррекционно-развивающей направленности,
рассматриваемый, как единство в организации
процессов воспитания, обучения, развития
речи. Новизна используемых мною методов
и приемов заключается в развитии межанализаторных
механизмов у ребенка по скоординированной
обработке акустико-артикуляционных сигналов
о фонемах и оптико-пространственных представлений.
Я стремлюсь быть для
своих логопатов близким человеком, наставником
и другом, который не только поможет исправить
имеющиеся речевые нарушения, но и сумеет
найти «жемчужину» в каждой «раковине»,
научит работать с полной отдачей, радоваться
победам и сочувствовать друг другу при
неудачах. Поэтому строю отношения с детьми
на доверии, уважении, требовательности
и справедливости, формирую моральные
качества у обучающихся.
Личность учителя-логопеда
многогранна. Она аккумулирует в себе
профессиональную компетентность, речевой
этикет, культуру межличностных отношений,
выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность
и находчивость, а еще мне в работе очень
помогают чувство юмора. Считаю себя грамотным
специалистом, владеющим не только традиционными,
но и нетрадиционными формами проведения
занятий, эффективно использую здоровьесберегающие
технологии. Логопедическое воздействие
строящееся на основе психофизических
и индивидуальных особенностей учащихся
позволяет мне добиваться высоких результатов.
Главное в логопедии
то, что моя работа ориентирована на результат.
И я не просто учу ребенка говорить, но
и возвращаю ему уверенность в себе. Вот
почему удовлетворение от труда у логопедов
очень велико.
Сенека утверждал:
«Уча других, мы учимся сами».
Я счастлива, потому
что у меня есть возможность вновь и вновь
познавать мир. Я счастлива, потому что
я отдаю тепло своей души. Я счастлива,
потому что вижу результаты своего труда.
Эссе – на тему «Мои
методические находки»
Моя методическая тема по самообразованию
– обогащение словарного запаса, развитие
связной речи на уроках родного языка
и литературы.
Активизация словарного запаса,
развитие устной и письменной речи учащихся
– одна из главных задач уроков родного
языка.
Основная идея этой методики
– предоставление каждому ребенку на
уроках наиболее полных возможностей
для развития устной и письменной речи,
последовательного и логического изложения
своих мыслей. Элементами являются выполнение
разнообразных заданий по развитию речи,
тематический учет знаний.
Как научить детей грамотно
писать, свободно и красиво выразить свои
мысли?
Применение игровых форм, нетрадиционных
форм обучения, открытие нового на каждом
уроке, контроль за знаниями, умениями,
навыками учащихся – вот обязательные
условия успешной работы.
Каждый урок родного языка представляет
собой одну из лесенок длиной лестницы
по формированию языковой компетенции. Урок
по развитию речи должен представлять
собой тематическое, логическое, эмоциональное
единство. В процессе активизации каждой
усваиваемой на уроке дозы лексики, учащиеся
овладевают навыками составления связной
речи. Методика предполагает охват на
уроке связной речевой деятельности всех
детей и каждого в отдельности.
Основные этапы:
1. Дифференцированный подход
в обучении.
2. Формирование стилистических
навыков, чувство слова, логики выразительности
повествования.
3. Все виды деятельности учителя
и ученика на уроке нацелены в конечном
счете на развитие речи ребенка.
Опыт имеет большую значимость.
Дает полные возможности для развития
личности, воспитать средствами словесности,
сотворчество учителя и ученика. Имеются
условия реализации данного опыта. Через
традиционные, не традиционные уроки,
уроки по народной педагогике. Достаточно
дополнительная литература к урокам развития
речи, наглядные пособия, материалы межпредметных
связей (русский язык, литература, история
Тувы, география Тувы).
В своих уроках я активизирую
словарный запас учащихся новыми словами
(исконно тувинскими, взаимствованными).
Каждый урок начинается с словарной минуты,
стараюсь дать хотя бы минимум дозы лексики
(2-3 слова). Анализ текста, работа по тексту
– основные виды моей работы по развитию
речи, начиная с 5 класса. С 5 класса дети
должны усвоить такие понятия как стили
речи, виды речи. Начиная с простого они
должны перейти в следующих классах на
более усложненные анализы текста. В процессе
работы с текстом дети пополняют словарный
запас новыми словами, употребляют в речи
синонимы, омонимы, антонимы. Здесь уже
заложен фундамент для усвоения большой
дозы лексики.
На уроках родной литературы
большое внимание уделяю на чувства слова,
логики изложения, выразительности повествования.
Здесь опят таки работа со словом, составление
глубокой мысли, формирование ритмически
организованной речи. Это можно достичь
если на каждом уроке обратить внимание
на речевую деятельность ученика, открыть
ему доступ на развитие речи, в конечном
счете это дает возможность на пробуждение
их творческих возможностей.
В средних классах при развитии
речи можно опираться на личный опыт учащихся,
дать такие темы сочинений, в основе которых
лежит личное сопереживание, увиденное,
услышанное. Например, «Интересное событие»,
«Мой самый счастливый день», «Однажды…»,
«Путевые заметки», «Необычный случай».
Работа по картине – основное
направление в развитии речи. Здесь дети
основной упор делают на знание языковых
средств (сравнение, метафоры, эпитеты)
и употребляют в составлении связной тематической
речи. Применяю на уроках картины иллюстрации,
репродукции, тематические рисунки.
Уроки литературы в 10 — 11 классах.
Что это такое? Какими они должны быть?
Они, уроки в 10 - 11 классах, должны
быть творческими, рассчитанными на самостоятельное
добывание знаний. Знание текста плюс
работа мозга. Как бывает интересно работать
с учениками, прочитавшими произведение!
Можно дискутировать, высказывать свою
точку зрения на поступки героев. Можно
обойтись без учебника. Но это редкость.
На уроке должна вестись работа над словом.
Нужно учить высказываться, владеть монологической
речью.
В старших классах подбор лексики
умножается при изучении произведений,
большое внимание уделяем на определение
историзмов, архаизмов, терминов, диалектизмов.
Дети должны уметь делать языковый
анализ текста. В этом случае работа со
словом тоже имеет доминирующее место.
При написании сочинений, изложений
ведется не только устное развитие речи,
а параллельно идет развитие письменной
речи. Научить навыков правильного составления
предложений, диалогов, прямой речи, употребление
вводных слов, обращений, монологической
речи.
Работа по развитию речи не
должна вестись не только на уроках а можно
во внеклассных мероприятиях. Это дает
большой багаж знаний, обогащение словарного
запаса все новыми словами.
Результативность работы видна
в экзаменационных работах учащихся, у
них уже сработаны навыки написания сочинений,
изложений.
Много работ проделана учащимися
по развитию речи. Составили словарь, раскладушки
тематические, рефераты по лексике. В кабинете
родного языка оформили словарный уголок
где размещаем новые слова для активной
лексики.
В дальнейшем планируем собрать
предметы-утвари национального обихода
в быту, материалы из журналов, газет.
По моему мнению, проделано
и достигнуто немало. Сделаны различные
зоны, игры. Проводимые мною дидактические
игры на занятиях, развлечениях дают положительный
результат. У моих детей развита связная
речь, дети начали свободно выражать свои
мысли и с удовольствием сами играют с
дидактическими материалами.
Система разработок по инновационной
деятельности дает успешные результаты.
Работы для учителя-словесника
- непочатый край. Так было всегда, и так
должно быть.
Вся ваша жизнь - это школа и
дом. Сегодня, оглядываясь в прошлое, как
бы подводя итоги своей педагогической
деятельности, с удовлетворением могу
назвать себя счастливой. Да было все:
и удачи, и неудачи. Но не жалею, что выбрала
себе такую дорогу в жизни.
Эссе «Роль мастера
производственного обучения»
«Скажи мне
и я забуду
Покажи мне и я запомню
Вовлеки меня
и я научусь»
Конфуций
В системе
начального профессионального образования
одна из центральных фигур – мастер производственного
обучения.
Я работаю
в данной должности, и своей главной задачей
как мастера производственного обучения,
считаю – научить. Научить подростка работать
руками, научить выполнять работу грамотно
и профессионально, для того чтобы он в
дальнейшем получал не только материальное,
но испытывал и моральное удовлетворение
от своего труда. В своей деятельности
стараюсь придерживаться принципа, сформулированного
А.С. Макаренко: как можно больше уважения
к человеку, как можно выше требовательность
к нему.
Понимание
значимости своего труда, чувство ответственности
за свою работу закладывается на уроках
производственного обучения, в ходе которого
у обучающихся формируются профессиональные
умения и навыки на основе тех знаний,
которые они получают в процессе теоретического
обучения.
Урок производственного
обучения и на современном этапе остается
основной формой организации производственного
обучения. Одним из важнейших моментов
на уроке п/о является грамотная постановка
целей и задач, создание положительной
мотивации, которая определяет успех в
приобретении трудовых навыков и умений и
реализуется через применение разнообразных приемов
и методов обучения. Умелое и грамотное
их сочетание способствует подготовке
высококвалифицированных рабочих. Для
этого на I курсе, как одну из форм производственного
обучения, первым уроком, использую экскурсию
на производство, строительные объекты.
Цель первой экскурсии – показать и дать
учащимся представление об избранной
профессии. Опыт многолетней работы показывает,
что такие экскурсии создают хорошую положительную
мотивацию на освоение избранной специальности.
Большинство ребят приходят в училище
с неосознанным выбором, а по совету родителей,
знакомых. И только первое знакомство
с производством дает правильное представление
о выбранной профессии и это во многом
определяет дальнейший успех в ее успешном
овладении. Учащиеся воочию видят предстоящий
труд, знакомятся во время экскурсии с
современным оборудованием, материалами,
организацией труда в условиях производства,
видят конечный результат труда большого
коллектива и у них возникает четкое представление
о том, чем в будущем им предстоит заниматься
при освоении выбранной ими специальности.
На смену традиционным
методам обучения пришли современные
образовательные технологии, поэтому
на уроках п/о стараюсь использовать элементы
различных «педагогических технологий».Современный
этап развития общества характеризует
процесс информатизации. Проведение уроков
производственного обучения с применением
информационных технологий способствует
повышению эффективности учебного процесса.
Кроме этого стараюсь проводить уроки
с элементами деловой игры. Не стандартные
уроки производственного обучения направлены
на развитие любознательности обучающихся,
мотивации их деятельности, осознания
необходимости использовать полученные
и добываемые самостоятельно знания и
умения для будущей деятельности, способствуют
развитию логического и технологического
мышления. Одним из методических приемов
развития такого «технологического мышления»
является решение технологических задач.
Урок должен
предусматривать развитие творческих
способностей обучающихся. Стараюсь проводить
уроки с элементами конкурсов профессионального
мастерства, это прививает интерес к профессии,
развивает умения и навыки самостоятельной
работы, стремление к творческому поиску.
Учащиеся самостоятельно ищут интересный
материал, составляют кроссворды, что
активизирует их познавательную деятельность.
Уроки – конкурсы позволяют реализовать
следующие педагогические цели: пробудить
у учащихся интерес к учению, углубить
их знания с помощью дополнительных источников
информации, подвести к осознанию гордости
за свою профессию. По выражению В.А. Сухомлинского,
ребенок должен знать «вкус успеха», поэтому
стремлюсь к формированию у обучающихся
положительной мотивации к познанию.