Музыка как средство развития детей с нарушениями интеллектуального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Музыка занимает важное место в системе воспитания. Она обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-эстетических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Через музыкальное искусство ребенок с отклонениями в

Содержание работы

Введение.
1. Музыка как средство развития детей с нарушением интеллекта.
2. Клинико-психолого-педагогические основы музыкального воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития
3. Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития.
4. Методика проведения музыкальных занятий с умственно отсталыми детьми.
5. Роль педагога в процессе проведения музыкальных занятий.
Заключение.

Файлы: 1 файл

контрольная по олигофренопедагогике.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

План.

Введение.

  1. Музыка как средство развития детей с нарушением интеллекта.
  2. Клинико-психолого-педагогические основы музыкального воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития
  3. Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития.
  4. Методика проведения музыкальных занятий с умственно отсталыми детьми.
  5. Роль педагога в процессе проведения музыкальных занятий.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

         Музыка занимает важное место в системе воспитания. Она обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-эстетических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Через музыкальное искусство ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.

  Гуманистические ценности, усвоенные через музыку, активизируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.

Музыкальная деятельность (восприятие, пение, движение под музыку, игра на инструментах) обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка.

Усвоение ребенком с  интеллектуальными нарушениями  культурно-познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно-направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде.

Коррекционное воздействие  музыкальных занятий на ребенка  с отклонениями в интеллектуальном развитии может реализовываться в нескольких направлениях:

- коррекции психосоматических  нарушений;

- коррекции отклонений  в психоэмоциональной сфере;

- помощи в преодолении  сложностей в социально-адаптационных  проявлениях (коммуникативно-рефлексивных  процессах);

- активизации творческих процессов, повышения художественно-эстетических потребностей ребенка как пути самореализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Музыка как средство развития детей с нарушением интеллекта.

 

Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность имеют  огромное значение для «возрождения» ребенка, раскрытия его души, оказывают положительное воздействие на всестороннее его развитие. Разнообразные музыкальные тембры, ритмы, темпы обогащают опыт малышей, влияют на интенсивность и качество движений. Положительные эмоции, которые возникают в процессе слушания и исполнения мелодий, песенок, плясок, активизируют внимание, стимулируют речевую деятельность (особенно ее коммуникативную функцию), развивают память, музыкальный слух. Занимаясь с умственно отсталыми детьми, педагоги используют музыку как эмоциональную основу для общения малышей с окружающими людьми, а также для развития взаимодействия со сверстниками. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста является необходимым условием для их успешной социализации. Контакты с другими детьми дают малышу дополнительные эмоциональные впечатления, развивают его подражательные способности, активизируют его восприятие окружающей действительности. 
      Музыкальное воспитание закладывает в души детей надежду на добро, веру в его победу над силами зла, воспитывает чувство возвышенности, учит умению проявлять свои эмоции. Музыкальное воспитание в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида находится в тесной связи с общими задачами коррекции и компенсации познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, решая их специфическими средствами педагогического воздействия, направленными на формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма речи и ритмичности движений. 
      Программой выделяются следующие виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения и танцы, игра на элементарных музыкальных инструментах, театрализованная деятельность. 
      Слушание музыки способствует развитию эмоциональной сферы, слухового внимания и слухового восприятия, музыкальности. 
      Пение (подпевание) стимулирует речевую деятельность, развивает внимание, способствует развитию запоминания; формирует певческие навыки, музыкально-слуховые представления. 
      Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют развитию внимания, элементов произвольной деятельности, координации движения, развитию ритмического чувства. 
      Игра на элементарных музыкальных инструментах способствует развитию слухового и музыкального восприятия, чувства музыкального ритма, умению взаимодействовать и сотрудничать с другими детьми.     

В процессе овладения  этими видами деятельности создаются  возможности не только для художественного  развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Клинико- психолого- педагогические основы музыкального воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.

 

В современных подходах использования искусства (в частности  музыки) в коррекционной работе с  детьми с нарушениями интеллектуального развития можно выделить несколько направлений: психофизиологическое (связанное с положительным воздействием музыки на различные функции организма), психотерапевтическое и психологическое (связанные с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу личности), социально-педагогическое (обеспечивающее повышение эстетических потребностей, расширение общего и музыкального кругозора, активизацию потенциальных возможностей ребенка с нарушениями интеллектуального развития в музыкальной деятельности и творчестве).

Научное осмысление отечественными учеными медиками механизмов воздействия  музыки на организм человека началось в начале XX в.

Психофизиологическое  направление связано с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечнососудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Важными были выводы о том, что положительные эмоции, получаемые от общения с музыкой, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют регуляции психоэмоционального состояния, мобилизуют его резервные силы. В то же время отрицательные эмоции (в первую очередь страх) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может даже стать причиной смерти.

Дальнейшее изучение влияния музыки на функции организма, проводимое врачами, психологами, показало, что спектр воздействия музыки на организм достаточно широк. Мелодичная музыка обеспечивает седативный эффект; музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей, используется в восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения (И. М. Гринева).

Положительное влияние  музыки на центральную нервную систему  отмечали психиатры А. Л. Гройсман, В. Райков. Нормализацию деятельности сердечнососудистой системы в процессе восприятия музыки, исполняемой на кларнете и скрипке, наблюдала С. Мамулова. Лечебное воздействие художественного пения, вокалотерапии, характер ее применения в лечебно-оздоровительной практике показаны С. В. Шушарджаном.

Обнаружено подавляющее  воздействие определенных музыкальных  программ на культуры микрофлоры организма  человека (в работах С. В. Шушарджана, А. А. Стехина, Г. В. Яковлева и др.). С. В. Шушарджаном разработан метод музыкально гармонизированной электростимуляции рефлекторных зон и точек акупунктуры. Он основан на сочетании воздействия на точки акупунктуры электрических импульсов музыкального произведения с его синхронным прослушиванием. При этом музыкальные произведения подбираются самими пациентами по принципу наличия у них положительных эмоций от музыки.

Музыкальная терапия  является одним из методов безлекарственной терапии и профилактики широкого спектра заболеваний. Одни из важнейших элементов, определяющих успех музыкотерапии — выявление музыкальных предпочтений и выбор ритма в качестве диагностического критерия. Это связано с тем, что все биохимические и физиологические процессы в организме человека протекают с определенной последовательностью, ритмично. Выявление с помощью музыкального компьютера ритмического спектра организма посредством выбора предпочтительных музыкальных ритмов пациентом служит одним из методов диагностики в музыкотерапии, который дает возможность в дальнейшем планировать программу воздействия музыкой, ритмом на организм.

Многие положительные  выводы отечественных ученых лежат  в основе научного обоснования возможности  использования музыки в коррекционной работе как со взрослыми, так и с детьми с нарушением интеллекта.

В исследованиях показано, что музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует и на взрослого, и на ребенка, вызывая изменения  кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызывать или ослаблять возбуждение.

П. Н. Анохин, изучавший  вопросы влияния мажорного и  минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает во время работы и отдыха.

Е. З. Яхнина показала, что  целенаправленное восприятие музыки детьми с нарушением слуха содействует  формированию у них речевой функции, интонационной стороны устной речи. При декламации песен под музыку, выполнении специальных речевых упражнений под музыку дети легче овладевают высотными и динамическими модуляциями голоса, темпом речи, ее слитностью, ритмической организацией слов, фраз, что обусловлено близостью определенных интонационных структур в музыке и речи.

Пение развивает голосовой  аппарат детей с нарушением речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, укрепляет голосовые  связки, улучшает речь, формирует вокально-слуховую координацию. Врачи, логопеды используют пение при лечении заикания и наблюдают выраженную положительную динамику в коррекции данного дефекта речи.

Занятия музыкально-ритмическими движениями, основанные на взаимосвязи  музыки и ритмики, повышают общий  жизненный тонус детей с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, помогают в формировании основных движений, регулируют деятельность многих систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной), вырабатывают правильную осанку, скоординированный мышечный тонус, формируют произвольность психических функций. А соединение движений под музыку со словом оказывает коррекционное воздействие на формирование речевой функции детей.

Наряду с возможностями  музыки влиять на психосоматические процессы в человеческом организме давно известно психотерапевтическое и психологическое воздействие музыки. В практике психокоррекционной работы в процессе воздействия на эмоционально-личностную сферу она выполняет релаксационную, регулирующую, катарсистическую функции. Исследования показывают, что ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии, «входящий» в мир музыки, действуя в этом удивительном мире, позитивно, качественно меняется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов. Взаимодействие с музыкой помогает ребенку очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступить на новый путь отношений с окружающим миром.

Психологический аспект воздействия музыки на ребенка с нарушением интеллекта связан прежде всего с коррекцией нарушений познавательной, эмоционально-личностной сферы детей данной категории, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение социального опыта детей, умения адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Влияние музыки на развитие и коррекцию психических функций (мышления, памяти, внимания, воображения), формирование произвольности, целенаправленности процессов подтверждается исследованиями С. М. Миловской, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведевой.

Во время пения, музыкальных  движений в коллективе ребенок с нарушением интеллекта проявляет свои индивидуальные особенности, учится подчинять свои действия общим задачам. Влияние музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или наказания, поскольку она может непосредственно воздействовать на чувства ребенка через эмоционально-образное содержание музыкального произведения, побуждать ребенка к сопереживанию, формированию его внутреннего мира. Музыка, с которой ребенок соприкасается в дошкольном возрасте, формирует его поведение и регулирует эмоциональные проявления в коллективе, семье. Коррекционные возможности музыкального искусства по отношению к ребенку связаны с появлением у него позитивных переживаний, рождением новых творческих побуждений, удовлетворением познавательных, эстетических потребностей. А активизация потенциальных возможностей ребенка в практической, художественной деятельности и творчестве — это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

Информация о работе Музыка как средство развития детей с нарушениями интеллектуального развития