Музыка как средство развития детей с нарушениями интеллектуального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Музыка занимает важное место в системе воспитания. Она обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-эстетических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Через музыкальное искусство ребенок с отклонениями в

Содержание работы

Введение.
1. Музыка как средство развития детей с нарушением интеллекта.
2. Клинико-психолого-педагогические основы музыкального воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития
3. Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития.
4. Методика проведения музыкальных занятий с умственно отсталыми детьми.
5. Роль педагога в процессе проведения музыкальных занятий.
Заключение.

Файлы: 1 файл

контрольная по олигофренопедагогике.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Все учебно-методическое оборудование по музыкальному воспитанию может храниться в специальной комнате около музыкального

зала или в шкафах в самом зале. Важную роль в организации  музыкальной деятельности играет создание музыкальной среды в группе, где  дети находятся в течение дня. Она должна отвечать современным требованиям и носить развивающий характер, реализовывать эмоциональную и эстетическую потребности, удовлетворять познавательные интересы ребенка, коммуникативные взаимодействия со сверстниками и взрослым. Предметно-музыкальная среда предполагает наличие музыкального оборудования. Это могут быть музыкальные игрушки, инструменты, пособия к музыкально-дидактическим играм, атрибуты к театрализованным играм (фланелеграф, ширма, куклы би-ба-бо) и др.

Успешность коррекционной работы по музыкальному воспитанию зависит и от тщательного планирования этой деятельности на основе предварительного комплексного диагностического обследования детей. Исходя из результатов его проведения дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, планируется музыкальная деятельность детей с нарушением в интеллектуальном развитии , определяются перспективные, долгосрочные и ближайшие цели, где учитываются не только образовательные и воспитательные, но и коррекционные задачи в художественно-педагогическом процессе. Они могут быть направлены как на развитие и коррекцию познавательных психических функций, так и эмоционально-волевой сферы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методика проведения музыкальных занятий с умственно отсталыми детьми

Важной задачей музыкального воспитания умственно отсталых детей, является развитие у них слухового внимания и эмоциональной отзывчивости на музыку. Проведение систематических музыкальных занятий с детьми пробуждает у них интерес к музыке. Они могут эмоционально реагировать на характер музыкальных произведений и передавать его в движении.

Музыкальное воспитание умственно отсталых дошкольников тесно  связано с развитием у них  представлений об окружающем, поэтому  при отборе музыкального репертуара для занятий большое значение имеет его программность, т. е. отображение определенного образа, сюжета.

У дошкольников с умственной отсталостью наблюдается недоразвитие ритмического слуха, они не могут  согласовывать свое пение и собственные  движения с музыкой. Поэтому на первых этапах обучения воспитатель действует вместе с детьми, показывая что и как следует выполнять. Музыкальные занятия играют большую роль в развитии у детей голоса и речи. В процессе пения речь приобретает определенную ритмическую организацию. Происходит также коррекция недостатков двигательной сферы: благодаря музыке движения становятся более точными и выразительными.

Важный этап в организации  музыкальных занятий — проведение подготовительной работы: перед прослушиванием музыкального произведения проводится обыгрывание игрушек, рассматривание тех предметов, о которых поется в песне, или проводится беседа о тех животных, которые изображаются в музыке. Детям дают игрушку (зайчика, мишку, лошадку), предлагая поиграть с ней. Затем дети, подражая воспитателю, повторяют за ним характерные движения, изображая кошку, зайчика, птичку и т. д. Только после этого музыкальный руководитель исполняет музыкальное произведение, и дети, продолжая играть, передают образ в движениях под музыку.

Проведение подготовительной работы обеспечивает развитие у детей внимания, возможность запоминания и узнавания знакомых произведений, способствует пониманию детьми связи музыкальных образов с образами реальной действительности.

Во всех возрастных группах  на музыкальных занятиях с умственно  отсталыми детьми проводятся специальные  музыкально-дидактические игры на ознакомление с отдельными средствами музыкальной  выразительности (темпом, тембром, динамикой, регистрами).

Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно-развивающие.

Содержание, организация  и методика проведения музыкальных  занятий с детьми с отклонениями определяются, с одной стороны, спецификой музыкального искусства, с другой — природой и характером нарушений в развитии ребенка.

В связи с этим основными  задачами музыкальных занятий являются следующие:

*приобщать детей с отклонениями в развитии к основам музыкальной культуры, развивать их музыкально-эстетические интересы, потребности;

*развивать музыкальные способности детей;

*способствовать коррекции нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности;

*развивать у детей представления о различных видах музыкальной деятельности и формировать посильные способы этой деятельности;

*формировать доступные знания о музыке, ее особенностях, о различных видах музыкальной деятельности;

*доставлять детям радость, создавая положительный эмоциональный фон, возможности для их самостоятельной и творческой деятельности;

*способствовать активному общению детей в процессе занятий, выработке навыков коммуникации, социальной адаптации.

Как и все другие занятия, музыкальные занятия в системе  всей коррекционно-педагогической работы направлены на предупреждение возникновения  вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами музыки, музыкальной деятельности.

В связи с этим при  организации и проведении занятий  необходимо создавать условия, максимально  способствующие наиболее полному удовлетворению специфических образовательных  потребностей, возникающих у детей из-за нарушения.

В процессе организации  и проведения музыкальных занятий  с детьми с проблемами важно:

учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

применять индивидуально-педагогический подход к каждому ребенку в  связи с организацией коррекционно-педагогического процесса;

использовать специальные  методы и приемы музыкального обучения и воспитания, направленные на коррекцию  и компенсацию нарушений в  развитии ребенка.

В процессе музыкальных  занятий основным средством обучения является сама музыка, ее восприятие и исполнение. Однако, чтобы ребенок с отклонениями в развитии научился ее слышать и понимать, педагог-музыкант должен применять целый комплекс методов и приемов, специально направленных на решение задач музыкального развития и реализацию спланированного коррекционно-развиваюшего педагогического процесса, обеспечивающего компенсацию нарушения и социальную адаптацию субъекта средствами искусства.

Все виды музыкальной  деятельности, используемые в процессе музыкальных занятий, должны иметь  коррекционную направленность. Так, в процессе слушания-восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.

У детей с умственной отсталостью, с задержкой психического развития в процессе восприятия музыки развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему детям становятся более понятны те эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди — взрослые, сверстники.

В процессе певческой  деятельности у детей с отклонениями развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция. Развиваются  музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкость). Игра на детских музыкальных инструментах не только доставляет детям огромное удовольствие, активизируя самостоятельные и творческие проявления, но и развивает слух, память, способствует выработке координации движений рук, пальцев.

В целом у детей  совершенствуются эмоционально-волевая  и мотивационно-потребностная сферы, возрастает активность восприятия, формируется  музыкально-слушательская культура.

Организация музыкальных занятий

Музыкальные занятия  в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются основной формой музыкального обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии. Эта форма обеспечивает систематическое и целенаправленное музыкальное развитие ребенка с проблемами в соответствии с задачами и содержанием типовой программы.

Музыкальные занятия  проводятся начиная с первого  года жизни с учетом возрастных и  индивидуальных особенностей детей, а  также в соответствии со структурой нарушений.

Занятия с детьми младенческого  возраста проходят по 5—7 мин 3 раза в неделю. В раннем возрасте — 2 раза в неделю по 7—10 мин на первом году жизни и по 10—15 мин на втором году жизни. В дошкольном возрасте время, отведенное на проведение музыкальных занятий, увеличивается: по 20 мин — в младшем, по 25 мин — в среднем и по 30—35 мин — в старшем дошкольном возрасте.

Проводит музыкальное  занятие музыкальный руководитель совместно с воспитателем группы, а также со специалистом дефектологом. Музыкальный руководитель заранее  обсуждает со специалистом план музыкального занятия, его основные задачи и корректирует их.

Реализация задач музыкально-эстетического  развития в процессе занятий способствует формированию у детей эстетического  отношения к окружающему миру, потребности в общении с музыкой.

Музыкальные занятия  с детьми с задержкой психического развития, нарушением речи выступают средством музыкального развития, коррекции отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой и моторной сфер, что проявилось в исследованиях Е. А. Медведевой. Как известно, для таких детей характерно несовершенство двигательной сферы, вялость мышечного тонуса или гипертонус, плохая скоординированность движений. В процессе музыкальных занятий, при выполнении детьми музыкально-ритмических упражнений у детей постепенно формируются произвольность внимания, двигательный самоконтроль, целостность движений, активизируется воображение.

В работе по слушанию музыки следует использовать речевой материал (прозу и стихи), поскольку он помогает ребенку понять содержание музыкального произведения. В работе по пению можно выделить несколько этапов: первый этап — пропевание гласных, работа над дыханием, постановкой голоса, темпом и ритмом речи; второй этап — использование чистоговорок с пением на закрепление свистящих и шипящих звуков; третий — закрепление сонорных звуков, четвертый — закрепление всех звуков в свободной речи.

Важной задачей музыкального воспитания умственно отсталых детей, как отмечают Л. П. Носкова, О. В. Гаврилушкина и др., является развитие у них  слухового внимания и эмоциональной отзывчивости на музыку. Проведение систематических музыкальных занятий с детьми пробуждает у них интерес к музыке. Они могут эмоционально реагировать на характер музыкальных произведений и передавать его в движении.

Музыкальное воспитание умственно отсталых дошкольников тесно связано с развитием у них представлений об окружающем, поэтому при отборе музыкального репертуара для занятий большое значение имеет его программность, т. е. отображение определенного образа, сюжета.

У дошкольников с умственной отсталостью наблюдается недоразвитие ритмического слуха, они не могут согласовывать свое пение и собственные движения с музыкой. Поэтому на первых этапах обучения воспитатель действует вместе с детьми, показывая что и как следует выполнять. Музыкальные занятия играют большую роль в развитии у детей голоса и речи. В процессе пения речь приобретает определенную ритмическую организацию. Происходит также коррекция недостатков двигательной сферы: благодаря музыке движения становятся более точными и выразительными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.   Роль педагога в процессе проведения музыкальных занятий.

В специальном образовательном  учреждении в реализации задач музыкального развития детей с проблемами в  процессе музыкальных занятий активное участие принимают музыкальный  руководитель, дефектолог, воспитатели. Каждый из них выполняет свои функции.

Музыкальному руководителю принадлежит ведущая роль в планировании, организации и проведении музыкальных  занятий. Успех коррекционно-развивающего обучения детей во многом зависит  от его квалификации как музыканта, от его профессионализма, хорошего знания особенностей развития детей с проблемами и владения технологией музыкального обучения и воспитания таких детей. Он должен создавать на занятиях творческую атмосферу, в которой детям было бы комфортно, в которой они могли бы реализовать свои возможности. Музыкальный руководитель является для детей образцом при выполнении разнообразных музыкальных действий во время музыкального занятия, поэтому личный пример педагога, стиль общения с детьми и со взрослыми, желание увлечь детей музыкой, грамотная, выразительная речь, доброжелательность, стремление оказать необходимую помощь очень важны.

Музыкальный руководитель обязан планировать проведение музыкальных  занятий. С этой целью он заранее  подбирает музыкальный материал, соответствующий задачам музыкального воспитания и требованиям типовой программы, и продумывает методику его преподнесения детям. При этом следует обратить внимание на качество и доступность исполнения музыкальных произведений. Чтобы привить любовь детей к музыке, педагог сам должен проявлять эмоциональность и заинтересованное отношение к тому, что исполняет.

Планируя занятия, музыкальный  руководитель определяет их структуру, задачи и содержание, методы и методические приемы, которые будут эффективными в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, готовит необходимое оборудование (дидактические пособия, музыкальные инструменты, атрибуты, элементы костюмов для музыкальных игр, драматизации и др.).

В процессе музыкальных  занятий он должен осуществлять личностно-ориентированный подход к детям, учитывая индивидуальные

Информация о работе Музыка как средство развития детей с нарушениями интеллектуального развития