Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:13, контрольная работа
Музыка занимает важное место в системе воспитания. Она обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-эстетических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Через музыкальное искусство ребенок с отклонениями в
Введение.
1. Музыка как средство развития детей с нарушением интеллекта.
2. Клинико-психолого-педагогические основы музыкального воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития
3. Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития.
4. Методика проведения музыкальных занятий с умственно отсталыми детьми.
5. Роль педагога в процессе проведения музыкальных занятий.
Заключение.
Все учебно-методическое оборудование по музыкальному воспитанию может храниться в специальной комнате около музыкального
зала или в шкафах в самом зале. Важную роль в организации музыкальной деятельности играет создание музыкальной среды в группе, где дети находятся в течение дня. Она должна отвечать современным требованиям и носить развивающий характер, реализовывать эмоциональную и эстетическую потребности, удовлетворять познавательные интересы ребенка, коммуникативные взаимодействия со сверстниками и взрослым. Предметно-музыкальная среда предполагает наличие музыкального оборудования. Это могут быть музыкальные игрушки, инструменты, пособия к музыкально-дидактическим играм, атрибуты к театрализованным играм (фланелеграф, ширма, куклы би-ба-бо) и др.
Успешность коррекционной работы по музыкальному воспитанию зависит и от тщательного планирования этой деятельности на основе предварительного комплексного диагностического обследования детей. Исходя из результатов его проведения дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, планируется музыкальная деятельность детей с нарушением в интеллектуальном развитии , определяются перспективные, долгосрочные и ближайшие цели, где учитываются не только образовательные и воспитательные, но и коррекционные задачи в художественно-педагогическом процессе. Они могут быть направлены как на развитие и коррекцию познавательных психических функций, так и эмоционально-волевой сферы детей.
4. Методика проведения музыкальных занятий с умственно отсталыми детьми
Важной задачей музыкального воспитания умственно отсталых детей, является развитие у них слухового внимания и эмоциональной отзывчивости на музыку. Проведение систематических музыкальных занятий с детьми пробуждает у них интерес к музыке. Они могут эмоционально реагировать на характер музыкальных произведений и передавать его в движении.
Музыкальное воспитание умственно отсталых дошкольников тесно связано с развитием у них представлений об окружающем, поэтому при отборе музыкального репертуара для занятий большое значение имеет его программность, т. е. отображение определенного образа, сюжета.
У дошкольников с умственной
отсталостью наблюдается
Важный этап в организации
музыкальных занятий —
Проведение подготовительной работы обеспечивает развитие у детей внимания, возможность запоминания и узнавания знакомых произведений, способствует пониманию детьми связи музыкальных образов с образами реальной действительности.
Во всех возрастных группах на музыкальных занятиях с умственно отсталыми детьми проводятся специальные музыкально-дидактические игры на ознакомление с отдельными средствами музыкальной выразительности (темпом, тембром, динамикой, регистрами).
Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно-развивающие.
Содержание, организация и методика проведения музыкальных занятий с детьми с отклонениями определяются, с одной стороны, спецификой музыкального искусства, с другой — природой и характером нарушений в развитии ребенка.
В связи с этим основными задачами музыкальных занятий являются следующие:
*приобщать детей с отклонениями в развитии к основам музыкальной культуры, развивать их музыкально-эстетические интересы, потребности;
*развивать музыкальные способности детей;
*способствовать коррекции нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности;
*развивать у детей представления о различных видах музыкальной деятельности и формировать посильные способы этой деятельности;
*формировать доступные знания о музыке, ее особенностях, о различных видах музыкальной деятельности;
*доставлять детям радость, создавая положительный эмоциональный фон, возможности для их самостоятельной и творческой деятельности;
*способствовать активному общению детей в процессе занятий, выработке навыков коммуникации, социальной адаптации.
Как и все другие занятия, музыкальные занятия в системе всей коррекционно-педагогической работы направлены на предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами музыки, музыкальной деятельности.
В связи с этим при организации и проведении занятий необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических образовательных потребностей, возникающих у детей из-за нарушения.
В процессе организации и проведения музыкальных занятий с детьми с проблемами важно:
учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
применять индивидуально-педагогический подход к каждому ребенку в связи с организацией коррекционно-педагогического процесса;
использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии ребенка.
В процессе музыкальных занятий основным средством обучения является сама музыка, ее восприятие и исполнение. Однако, чтобы ребенок с отклонениями в развитии научился ее слышать и понимать, педагог-музыкант должен применять целый комплекс методов и приемов, специально направленных на решение задач музыкального развития и реализацию спланированного коррекционно-развиваюшего педагогического процесса, обеспечивающего компенсацию нарушения и социальную адаптацию субъекта средствами искусства.
Все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе музыкальных занятий, должны иметь коррекционную направленность. Так, в процессе слушания-восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.
У детей с умственной отсталостью, с задержкой психического развития в процессе восприятия музыки развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему детям становятся более понятны те эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди — взрослые, сверстники.
В процессе певческой
деятельности у детей с отклонениями
развивается речь, совершенствуются
звукопроизношение, артикуляция. Развиваются
музыкально-сенсорные
В целом у детей
совершенствуются эмоционально-волевая
и мотивационно-потребностная
Организация музыкальных занятий
Музыкальные занятия в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются основной формой музыкального обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии. Эта форма обеспечивает систематическое и целенаправленное музыкальное развитие ребенка с проблемами в соответствии с задачами и содержанием типовой программы.
Музыкальные занятия проводятся начиная с первого года жизни с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также в соответствии со структурой нарушений.
Занятия с детьми младенческого возраста проходят по 5—7 мин 3 раза в неделю. В раннем возрасте — 2 раза в неделю по 7—10 мин на первом году жизни и по 10—15 мин на втором году жизни. В дошкольном возрасте время, отведенное на проведение музыкальных занятий, увеличивается: по 20 мин — в младшем, по 25 мин — в среднем и по 30—35 мин — в старшем дошкольном возрасте.
Проводит музыкальное
занятие музыкальный
Реализация задач музыкально-
Музыкальные занятия с детьми с задержкой психического развития, нарушением речи выступают средством музыкального развития, коррекции отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой и моторной сфер, что проявилось в исследованиях Е. А. Медведевой. Как известно, для таких детей характерно несовершенство двигательной сферы, вялость мышечного тонуса или гипертонус, плохая скоординированность движений. В процессе музыкальных занятий, при выполнении детьми музыкально-ритмических упражнений у детей постепенно формируются произвольность внимания, двигательный самоконтроль, целостность движений, активизируется воображение.
В работе по слушанию музыки следует использовать речевой материал (прозу и стихи), поскольку он помогает ребенку понять содержание музыкального произведения. В работе по пению можно выделить несколько этапов: первый этап — пропевание гласных, работа над дыханием, постановкой голоса, темпом и ритмом речи; второй этап — использование чистоговорок с пением на закрепление свистящих и шипящих звуков; третий — закрепление сонорных звуков, четвертый — закрепление всех звуков в свободной речи.
Важной задачей музыкального воспитания умственно отсталых детей, как отмечают Л. П. Носкова, О. В. Гаврилушкина и др., является развитие у них слухового внимания и эмоциональной отзывчивости на музыку. Проведение систематических музыкальных занятий с детьми пробуждает у них интерес к музыке. Они могут эмоционально реагировать на характер музыкальных произведений и передавать его в движении.
Музыкальное воспитание умственно отсталых дошкольников тесно связано с развитием у них представлений об окружающем, поэтому при отборе музыкального репертуара для занятий большое значение имеет его программность, т. е. отображение определенного образа, сюжета.
У дошкольников с умственной отсталостью наблюдается недоразвитие ритмического слуха, они не могут согласовывать свое пение и собственные движения с музыкой. Поэтому на первых этапах обучения воспитатель действует вместе с детьми, показывая что и как следует выполнять. Музыкальные занятия играют большую роль в развитии у детей голоса и речи. В процессе пения речь приобретает определенную ритмическую организацию. Происходит также коррекция недостатков двигательной сферы: благодаря музыке движения становятся более точными и выразительными.
5. Роль педагога в процессе проведения музыкальных занятий.
В специальном образовательном учреждении в реализации задач музыкального развития детей с проблемами в процессе музыкальных занятий активное участие принимают музыкальный руководитель, дефектолог, воспитатели. Каждый из них выполняет свои функции.
Музыкальному руководителю
принадлежит ведущая роль в планировании,
организации и проведении музыкальных
занятий. Успех коррекционно-
Музыкальный руководитель обязан планировать проведение музыкальных занятий. С этой целью он заранее подбирает музыкальный материал, соответствующий задачам музыкального воспитания и требованиям типовой программы, и продумывает методику его преподнесения детям. При этом следует обратить внимание на качество и доступность исполнения музыкальных произведений. Чтобы привить любовь детей к музыке, педагог сам должен проявлять эмоциональность и заинтересованное отношение к тому, что исполняет.
Планируя занятия, музыкальный руководитель определяет их структуру, задачи и содержание, методы и методические приемы, которые будут эффективными в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, готовит необходимое оборудование (дидактические пособия, музыкальные инструменты, атрибуты, элементы костюмов для музыкальных игр, драматизации и др.).
В процессе музыкальных занятий он должен осуществлять личностно-ориентированный подход к детям, учитывая индивидуальные
Информация о работе Музыка как средство развития детей с нарушениями интеллектуального развития