Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:13, контрольная работа
Музыка занимает важное место в системе воспитания. Она обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-эстетических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Через музыкальное искусство ребенок с отклонениями в
Введение.
1. Музыка как средство развития детей с нарушением интеллекта.
2. Клинико-психолого-педагогические основы музыкального воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития
3. Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития.
4. Методика проведения музыкальных занятий с умственно отсталыми детьми.
5. Роль педагога в процессе проведения музыкальных занятий.
Заключение.
Социально-педагогическое воздействие музыки на ребенка с нарушениями интеллектуального развития связано с предоставлением ему неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в познании и утверждении своего Я. Создание ребенком продуктов музыкальной деятельности (пение, пляски, игра на инструментах) облегчает процесс коммуникации со взрослым и сверстниками на разных возрастных этапах. Музыка формирует представления ребенка об окружающем мире, расширяет музыкальный кругозор. В процессе музыкальной деятельности дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре музыкального произведения, передавая ее в пении, движениях. Отвечая на вопросы педагога, ребенок делает первые обобщения и сравнения, определяет общий характер пьес, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.
Социально-педагогическое
направление воздействия
У умственно отсталых дошкольников, поступающих в специальные учреждения, наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию. Недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку сохраняется у необученных детей-олигофренов до конца дошкольного возраста. Они остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и плясовой, и маршевой музыки.
У части детей наблюдаются неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных пьес и песен. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще. Но в значительной степени это зависит и от характера педагогических условий, в частности от музыкальной среды, которая окружала ребенка до поступления в дошкольное учреждение.
Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается у умственно отсталых детей на протяжении всего дошкольного возраста. К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в специальном детском саду, они начинают проявлять интерес к музыке, у них появляются любимые музыкальные игры, песни, пляски, инструментальные пьесы. Они уже могут чувствовать эмоциональный характер музыкальных пьес и адекватно передавать это настроение в движении, в подборе наглядного материала и пр. Это позволяет умственно отсталым детям создавать выразительные образы в ходе музыкальных игр, когда характер движений учитывает программность музыкальных пьес и общее эмоциональное настроение музыки.
Формирование умения чувствовать характер и адекватно отзываться на музыку имеет большое значение для эмоционального развития этих детей, для формирования определенной культуры эмоций.
Важной задачей музыкального воспитания умственно отсталых дошкольников является развитие слухового внимания. На первых порах они совершенно не умеют слушать самые простые и короткие музыкальные пьесы. Для обеспечения должной сосредоточенности в процессе слушания музыки во всех случаях учитывают качество представлений об окружающей действительности, которые уже имеются у ребенка, наличный жизненный опыт и опыт предметно-игровых действий. Поэтому музыкальное воспитание проводится в тесной связи с работой по организации ознакомления детей с окружающим миром, с формированием предметно-игровых действий и игр отобразительного характера. При этом большое значение имеет программность музыкального репертуара который предлагается для прослушивания, самостоятельного исполнения, музыкальных игр. Музыка не только привлекает внимание детей, заинтересовывает и доставляет удовольствие (что особенно важно с точки зрения музыкального развития), но и значительно обогащает, эмоционально окрашивает даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает.
В процессе музыкального воспитания значительное место отводится работе по развитию у детей мелодического (звуковысотного), тембрового, динамического, ритмического слуха. Внимание детей обращают на звучание различных инструментов (фортепиано, свирелей, детских гармошек, металлофона и пр.), учат различать голоса детей, животных и пр. Обучая прислушиваться к музыке, от детей добиваются способности воспринимать и различать некоторые качества звучания (громкость, длительность), улавливать изменения звуков по высоте, громкости, длительности. Детям показывают, как различать пространственные качества звуков (скорость следования звуков—темп), знакомят с простейшими ритмическими рисунками (ритмом повторности - равномерным ритмом, в старших группах — ритмом чередования).
При ознакомлении с различными характерными пьесами внимание детей привлекают к тому, что определенный характер, настроение музыки зависят от тех средств выразительности, которые в ней используются. Например, бодрый, веселый характер маршевой музыки зависит от громкости звучания, ритма, акцентирования сильной доли такта и пр. Постепенно у них вырабатывается умение различать песенную и маршевую музыку. У необученных дошкольников-олигофренов наблюдается грубое недоразвитие ритмического слуха. Они не слышат даже самой элементарной пульсации в такте в размере «две четверти», что сказывается на качестве их пения и движений под музыку. В самом начале обучения у них наблюдается разобщенность музыки и ритма движений: они не могут согласовать собственные движения с музыкой, не начинают и не заканчивают пение или движение вместе с окончанием мелодии. Создается впечатление, что музыка лишь сопровождает движения, а не организует их. Это нередко заставляет воспитателей во всех возрастных группах действовать вместе с детьми, показывая им, что и когда выполнять. Но если это оправдано на первых этапах обучения, то в старших группах надо уделять особое внимание тому, чтобы дети прислушивались именно к ритму музыкального звучания, действия подчинялись ритму музыки, чтобы они могли самостоятельно выполнять те или иные движения под музыку: воспроизводить последовательные цепочки движений, используя эти умения в танцах, при создании музыкально-игровых образов, а также при исполнении песен. Для того чтобы усилить работу в данном направлении, проводятся специальные упражнения, способствующие развитию восприятия и воспроизведения детьми различных ритмических рисунков.
Важной задачей является развитие у детей способности петь. Известно, что голоса у умственно отсталых в большинстве случаев имеют весьма неблагозвучный оттенок: они часто говорят в нос, монотонно, голос отличается хриплостью, немодулированностью. Дыхание неровное, прерывистое, недостаточной наполненности. Нужно отметить, что воспитанники специальных дошкольных учреждений имеют очень маленький опыт пользования самостоятельной речью (у большинства из них речь начинает формироваться только на четвертом, а чаще на пятом году жизни). Поэтому музыкальные занятия имеют значение как для развития их голоса, так и для развития речи. В процессе пения речь детей приобретает определенную ритмическую организацию, происходит своевременное переключение и переход от фразы к фразе и пр. Даже дети, которые с огромным трудом воспроизводят стихотворные тексты, справляются с исполнением песен. Видимо, ритмическая структура стиха без музыкального сопровождения оказывается как бы лишенной опоры, функцию которой выполняет музыка. При наличии музыкального сопровождения задача воспроизведения ритмической структуры стихотворного текста значительно облегчается.
В ходе специальной работы по развитию
исполнительских навыков у
Наблюдения показывают, что занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, дают возможность переключаться с одного вида движения на другой.
Они существенно влияют на личностный облик детей: у них форми руется чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. К концу дошкольного периода умственно отсталые дети с удовольствием слушают музыку, у них появляются любимые песни, танцы, хороводы; они любят играть в музыкальные игры, создавая музыкально-игровые образы в соответствии с характером музыки и пр. У них значительно улучшаются все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма и лада.
Организация работы по музыкальному воспитанию детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития имеет особенности. Они прослеживаются и во взаимодействии в работе нескольких специалистов (дефектолога, музыкального руководителя, психолога, воспитателя), в обязательном планировании коррекционной работы только после диагностического обследования детей, в создании заведующей и старшим педагогом детского учреждения необходимых условий, обеспечивающих успешное проведение коррекционно-направленного процесса музыкального воспитания.
Непосредственное руководство
музыкальным воспитанием
На первом этапе пребывания ребенка обязательно проводится его диагностическое обследование, в процессе которого выявляются имеющиеся у него отклонения в развитии. Психиатр, невропатолог, дефектолог, психолог предоставляют музыкальному руководителю результаты диагностического обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. Музыкальный руководитель проводит диагностику уровня развития ребенка в музыкальной деятельности, только после этого он определяет возможности и перспективу развития ребенка средствами музыкальной деятельности, намечает пути и содержание коррекционного воздействия средствами музыки.
На втором этапе организации музыкального воспитания взаимодействие всех специалистов проявляется в совместном планировании коррекционно-развивающей работы. На этом этапе выявляются коррекционные задачи, решение которых осуществляется посредством общения ребенка с музыкой, включения его в музыкальную деятельность. Намечаются конкретные формы коррекционной работы, методы, наиболее адекватные характеру имеющегося нарушения в развитии, выбираются пособия, атрибуты и прочее оснащение педагогического процесса. Совместная работа на этом этапе может проходить в форме консультаций специалистов, коллективных обсуждений возникающих вопросов, наблюдений за детьми на занятиях и в свободное время дня и т. д.
На третьем этапе
проводится конкретная практическая работа
музыкальным руководителем, воспитателем
в группе, которая определяется соответствующими
квалификационными
Организация коррекционной работы по музыкальному воспитанию невозможна без общего руководства заведующей и старшего воспитателя или дефектолога в детском саду. Оно проявляется в двух направлениях.
Первое направление
можно определить как организационно-
Второе направление
работы администрации имеет
Важное место в организации работы занимает музыкальный зал, где проводятся занятия, праздники, развлечения. Создание атмосферы радости в музыкальной деятельности обеспечивается многими факторами, в том числе и оформлением зала. Для этого используются ковровое покрытие на полу, картины или эстампы, украшающие стены, зеркало вдоль одной из стен. Большое внимание уделяется оформлению центральной стены зала и расположению музыкального инструмента (рояля, пианино). Для него выбирается такое место, где дети могли бы свободно располагаться справа от музыкального руководителя, у верхнего регистра клавиатуры, чтобы педагог во время движений мог видеть из-за инструмента всех детей. Оборудование зала в специальном дошкольном учреждении должно учитывать специфические особенности имеющихся у детей нарушений.
Информация о работе Музыка как средство развития детей с нарушениями интеллектуального развития