Музыкальное воспитание дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

«Я люблю музыку», — может утверждать любой из нас.
Являясь органичной частью жизни любого человека, музыка, как это ни парадоксально, когда о ней заходит разговор, оказывается непонятным, загадочным феноменом. «Я ничего не могу говорить о музыке, у меня нет специального образования...», — это традиционный ответ взрослого человека. Интересно, что и музыкально образованные люди часто затрудняются объяснить, какое воздействие оказало на них то или иное произведение.

Содержание работы

1.Введение. Музыка- как вид искусства. стр. 2
2.Цели и задачи музыкального воспитания детей в средней группе. стр. 5
3.Музыка и всестороннее развитие личности ребенка. стр.7
- Музыка- средство эстетического воспитания ребенка. стр.8
- Музыка- средство формирования морального облика ребенка. стр.10
- Музыка – средство активации умственных способностей. стр.10
- Музыка- средство физического развития. стр.11
4. Возрастные особенности музыкального развития ребенка. стр.12
5. Выводы. стр.14

Файлы: 1 файл

контр музыка.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1.Введение. Музыка- как  вид искусства. стр. 2

2.Цели и задачи музыкального  воспитания детей в средней  группе. стр. 5

3.Музыка и всестороннее  развитие личности ребенка. стр.7

    - Музыка- средство эстетического воспитания ребенка. стр.8

   - Музыка- средство формирования морального облика ребенка. стр.10

    - Музыка – средство активации умственных способностей. стр.10

  - Музыка- средство физического развития. стр.11

4. Возрастные особенности  музыкального развития ребенка. стр.12

5. Выводы. стр.14

 Список использованной  литературы. стр.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

  Музыка как вид искусства.

«Я люблю музыку», —  может утверждать любой из нас. На этом утверждении, однако, заканчивается  то общее, что объединяет всех людей  в их взаимоотношениях с музыкой. Далее начинается то, что различает их музыкальный опыт, музыкальные вкусы, предпочтения, отношение к музыке

Являясь органичной частью жизни любого человека, музыка, как  это ни парадоксально, когда о  ней заходит разговор, оказывается  непонятным, загадочным феноменом. «Я ничего не могу говорить о музыке, у меня нет специального образования...», — это традиционный ответ взрослого человека. Интересно, что и музыкально образованные люди часто затрудняются объяснить, какое воздействие оказало на них то или иное произведение.

В этом нет ничего удивительного. Никакое  образование, никакие музыковедческие  изыскания не объяснят нам, что же такое музыка. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», —  писал русский художник Карл Брюллов. Это неуловимое «чуть-чуть» не поддается никакому анализу и заставляет нас рыдать и смеяться, грустить и удивляться, иными словами, переживать сильнейшие эмоции и чувства. Загадка заключается в том, что переживания эти вовсе не последствия происходящих с нами в жизни событий, а результат увиденного или услышанного произведения искусства.

Но все же попытаемся разобраться  в том, что же такое музыкальное  искусство.

«Искусство — форма отражения  действительности в художественных образах» — поясняет философский  словарь. Так просто и так непонятно... Тайна искусства не будет разгадана никогда, собственно поэтому и существует искусство. Задача педагога — помочь ребенку прикоснуться к этой тайне, стать участником таинства общения с музыкой.. В науке существует огромное число исследований феномена музыки. Музыку исследуют и философия культуры и искусства, и искусствоведение, и психология искусства, и эстетика. Есть специальные области исследования музыки — музыкознание и музыковедение. Итак, начнем.

Музыка — это искусство. Это на первый взгляд естественное понятие. Но коль скоро мы заговорили о попытке анализа произведения искусства, постараемся сперва найти определения: что же такое искусство и что отличает его от всех других способов взаимодействия человека с миром.

Искусство — это особое, художественно-образное отражение жизни, внешнего и внутреннего мира человека, это мышление в художественных образах.

«Искусство начинается тогда, когда  человек, с целью передать другим людям испытанное им чувство, снова  вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его» (Л.Н. Толстой). Художественный образ — то общее, что характерно для любого вида искусства, то, что отличает искусство от других форм человеческой культуры, и то, что образует музыкальное искусство в частности.

Произведение искусства — это «выразительное изображение, изображение с «двойным отражением» действительности и художника, объективного и субъективного миров» (М. С. Каган). Поэтому произведение искусства — это всегда не слепок, не схожее отражение объективного мира, а выразительное изображение, преломленное через призму личностного восприятия художника.

Сочетание в искусстве изображения  и выражения делает художественный образ неповторимым и уникальным. Даже отражая одно и то же событие, одну и ту же тему, разные художники создают совершенно разные образы.   

 Выразительность — вторая сторона художественного образа — отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Без выразительности искусство невозможно.

Музыка в этом смысле обладает несравнимыми ни с каким другим видом искусства возможностями. По словам Уолтера Пейтера, любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой, — это означает, что музыка обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека.

Может быть, именно поэтому человека так влечет к музыке, ведь она — естественная составляющая его жизни. Музыка притягивает человека своей эмоциональностью и отпугивает неконкретностью, недостаточностью изобразительного ряда.

Музыка — временное искусство. «Музыкальное произведение живет во времени, — отмечает М. С. Каган, — оно рождается, течет и исчезает вместе с завершением исполнения. Музыка это особо слышимое, осмысляемое, ощутимое, переживаемое человеком время

       Музыка — пространственное искусство. Это определение чаще всего применяется при анализе музыки в психологическом аспекте. Действительно, при создании музыкального произведения или при его восприятии человек часто зримо представляет себе ту или иную картину мира. Пространство музыкального мира нельзя ощутить зрительно, оно развертывается лишь в сознании слушателя. В отличие от реального пространства музыка — это «идеальное пространство». Музыка — искусство интонации. Природа музыки, ее художественных образов связана с интонацией. Искусством интонируемого смысла называл музыку Б. Асафьев. Интонация несет в себе целостность воплощения художественного образа в музыкальных звуках.

 

Музыка — искусство  особых выразительных средств. В музыке, как и в других видах искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счет использования специальных средств выразительности. Нам необходимо определить, за счет каких же выразительных средств рождается интонация в музыке, создается художественный образ.

Музыка — искусство, создаваемое  при помощи музыкальных звуков. Собственно сам музыкальный звук, его свойства определяют особую силу воздействия музыки на человека. «Из всех искусств музыка — искусство наиболее активное, властное, агрессивное. Свет, видимые краски, формы и движения, печатное слово должны молчаливо ожидать, пока на них обратят внимание. Звук же заставляет слышать себя, даже если это неугодно слушателю. Через звук время не только становится доступным наблюдению и созерцанию, но и получает энергию, привлекая к себе внимание, непосредственно воздействуя на чувства, заставляя само тело слушающего отзываться непроизвольными движениями

Музыка — многожанровое  искусство. Вы с легкостью можете назвать разные виды (жанры) музыки: песня, симфония, опера, романс, мазурка, балет, шлягер...

Более научной является классификация музыки, в основе которой  лежит способ ее существования. Можно  выделить классическую, популярную и  народную музыку.

Классическая музыка — это образцовые, совершенные (классические) произведения, сохраняющие непреходящее значение и силу воздействия на слушателя вне существующего времени.

Популярная музыка —  это музыка сегодняшнего дня, широко тиражируемая, музыка, которая «на  слуху», которую напевают.

Народная музыка —  музыкальный фольклор, песенное и  музыкально-инструментальное творчество народа. Эта музыка не имеет автора и передается из поколения в поколение, как правило, изустно.

Характерным является выделение  в музыке жанров. Жанр — это исторически сложившийся род и вид произведений искусства в связи с их происхождением, назначением, способом и условиями исполнения, особенностями содержания и формы.

Сложными синтетическими жанрами, объединяющими музыку со сценическим  искусством, являются опера и балет.

Итак, музыка — «высшая  ценность, не требующая для своего обоснования ссылок на какие-то более высокие ценности, поскольку таковых просто нет» (Александр Блок). В завершение параграфа приведем несколько тезисов, характеризующих музыку и снова возвращающих нас к ее тайне.Начало формы

 

2. Цели  и задачи музыкального воспитания и развития детей в средней группе.

Средний дошкольный возраст. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребенок 4 — 5 лет становится уже активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.

Чувственное познание свойств  музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений позволяют  дошкольнику интерпретировать услышанную музыку, ориентируясь в средствах  ее выражения. Умение понять характер и настроение музыки вызывают у ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.

Условия организации  музыкальной деятельности детей  этого возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного  компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном подборе музыкального репертуара и музыкальных игр, в которых музыка ясно выражает эмоции, настроение.

Важно научить ребенка  пользоваться имеющимися у него средствами (голосом, движениями, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений. Поэтому в среднем возрасте особенно значимо обучение детей технике пения, танца, музицирования. Чрезвычайно существенным является подбор способов и форм такого обучения, чтобы сохранить у ребенка интерес к музыке как средству самовыражения. развитие музыкального слуха — интонационного, мелодического, гармонического, ладового; освоение элементарной музыкальной грамоты.

На основе сформировавшегося метроритмического чувства у детей развивается интонационный, тембральный, ладовый слух, музыкальная память. Этому способствуют специальные музыкальные игры, песенные и инструментальные импровизации.

Дети 4 — 5 лет могут  различать настроение в музыке (радость, печаль, задумчивость), распознавать двухи трехчастную форму музыкальных произведений, понимают, что музыкой можно выразить характер человека (резвый, злой, плаксивый) или изобразить, например, скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой. Они уже осознают, что музыка выражает внутренний мир человека, а изображает — внешний.

Освоенные в младшем  дошкольном возрасте простейшие понятия  о звуке позволяют перейти  к азам музыкальной грамоты, в  которой общепринятая музыкальная терминология заменена доступными детям названиями. В играх путем ассоциаций дети овладевают музыкальными представлениями об интервалах, например секунда («мышка»), терция («кошка»), кварта («ворона»), квинта («кит»), секста («олень»), септима («носорог»), октава («жираф»).

Понимая музыкальное  развитие как результат процесса музы-

кального воспитания и обучения, выделим его ц е  л и:

 

развитие музыкальности ребенка:

-эмоциональной отзывчивости  на музыку;

-его музыкальных способностей;

формирование основ музыкальной культуры:

-развитие музыкально-эстетического  сознания (эстетическаяпотребность,  интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания, чувства; эстетическая оценка, вкус);

-музыкального опыта;

-музыкальной грамотности;

-креативности ребенка.

 

Обобщая, отметим, что  достижение этих целей возможно только через решение задач, связанных с созданием благоприятных педагогических условий для «одухотворения музыкой» (Л. В. Горюнова),для становления его субъектом музыкальной деятельности, для раскрытия индивидуальности ребенка.

                                 Задачи музыкального воспитания

Гармоничность музыкально-эстетического  воспитания достигается лишь в том  случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные  дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать  любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной  отзывчивости и восприимчивости  дает возможность широко использовать  воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления  детей, знакомя их в определенно  организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей  к разнообразным видам музыкальной  деятельности, формируя восприятие  музыки и простейшие исполнительские  навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую  музыкальность детей (сенсорные  способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать  первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

Информация о работе Музыкальное воспитание дошкольника