Музыкальное воспитание дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

«Я люблю музыку», — может утверждать любой из нас.
Являясь органичной частью жизни любого человека, музыка, как это ни парадоксально, когда о ней заходит разговор, оказывается непонятным, загадочным феноменом. «Я ничего не могу говорить о музыке, у меня нет специального образования...», — это традиционный ответ взрослого человека. Интересно, что и музыкально образованные люди часто затрудняются объяснить, какое воздействие оказало на них то или иное произведение.

Содержание работы

1.Введение. Музыка- как вид искусства. стр. 2
2.Цели и задачи музыкального воспитания детей в средней группе. стр. 5
3.Музыка и всестороннее развитие личности ребенка. стр.7
- Музыка- средство эстетического воспитания ребенка. стр.8
- Музыка- средство формирования морального облика ребенка. стр.10
- Музыка – средство активации умственных способностей. стр.10
- Музыка- средство физического развития. стр.11
4. Возрастные особенности музыкального развития ребенка. стр.12
5. Выводы. стр.14

Файлы: 1 файл

контр музыка.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

6. Развивать творческое  отношение к музыке, прежде всего  в такой доступной для детей  деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

3. Музыка и всестороннее развитие личности ребенка.

Гармоничное сочетание умственного  и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Музыка- средство эстетического воспитания ребенка.

 В эстетическом воспитании  дошкольников музыка имеет очень  важную роль. Музыка имеет звуковую  природу, временной характер, обобщенность  образов, являясь «искусством  чувств», как говорил П.И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности, служить развлечением и отдыхом .

Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения .

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность .

Первый признак музыкальности - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять  эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце .

С развитием общей музыкальности  у детей появляется эмоциональное  отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают  своеобразную эстетическую окрашенность.

Одной из важных задач эстетического  воспитания дошкольников является воспитание у них эстетического отношения  к искусству, а через него -- ко всему окружающему (природе, труду, быту).

Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям  постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус .

В детском саду важно  развивать эстетическое отношение  детей к окружающему, к природе. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной природы. Эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний, красок, звуков и т.д.) .

Формирование у ребенка  умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе, музыке, творчески переносить его элементы в художественную деятельность в большой степени зависит  от обучения. В связи с этим большую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к художественным образам природы, воплощенным средствами музыки, педагог тем самым побуждает ребенка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей .

Решая задачи эстетического  воспитания дошкольников, важно учитывать  существующие взаимосвязи между природными явлениями и их художественным воплощением в музыкальном искусстве, в практической музыкальной деятельности детей, а также возможности влияния музыки эстетических качеств. Прежде всего у детей развивают способность воспринимать и различать эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений. Музыка обычно отражает окружающую действительность: выразительные интонации человеческой речи, звуки, передающие особенности природных явлений (шум моря, журчание ручья, пение птиц и т.д.), человеческие переживания .

Музыка – средство формирования морального облика ребенка

Музыка, непосредственно  воздействуя па чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного различного  эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.  
Песни о Ленине, о кремлевских курантах, о Москве пробуждают чувство любви к нашей Советской Родине. Хороводы песни танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.  
Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пенис, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Поющий неточно мешает .хорошему звучанию, исполнению, и это воспринимается всеми как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного успешное выступление других детей служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные способности.  
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.  
Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Музыка – средство активизации умственных способностей

Восприятие музыки тесно  связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы воспитателя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом. 
Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями. Слушая, например, песню «Это наша Родина» Е. Тиличеевой, они чувствуют торжественность, подъем, ликование народа, прославляющего нашу Советскую Родину! Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.  
Когда взрослый ставит перед ребенком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям.  
В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Музыка – средство физического воспитания

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма  человека, вызывает реакции, связанные  с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка.  
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.  
Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление. 
Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

 

 4.Возрастные особенности музыкального развития ребенка.

Способности ребенка  развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно  организовать и направить ее с  самого раннего детства, учитывая изменения  возрастных ступеней,— задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет более младший.  
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:  
слуховое ощущение, музыкальный слух;  
качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;  
простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.  
Отметим общие тенденции возрастного развития.  
Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.  
Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых   ощущений   позволяют   осуществлять   музыкальное питание с самого раннего возраста.  
Второй   год   жизни.   При   восприятии   музыки   дети   проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску  (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает   простейшими   движениями:   хлопает притопывает, кружится под звуки музыки.  
Третий и четвертый год жизни. У детей  повышается чувствительность,   возможность  более  точного  различения  свойств  предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот   период   развития   характеризуется   стремлением   к   самостоятельности.   Происходит  переход  от  ситуативной  речи  к связной,   от  наглядно-действенного   мышления  к  наглядно-образному, заметно укрепляется  мышечно-двигательный аппарат. У    ребенка появляется   желание   заниматься   музыкой,   активно   действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями,   которые   позволяют   в   известной   степени   самостоятельно плясать и играть.  
Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.  
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.  
Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков — дает возможность детям  шире использовать их в играх и танцах. Одни   стремятся,   не   подражая   друг  другу,   по-своему   исполнить роль   (например,   в   сюжетной   игре),   другие   проявляют   интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.  
Шестой  и седьмой  год жизни.  Это период подготовки  ребят к школе. На   основе   полученных   знаний и впечатлений дети   могут   не  только   ответить  на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать   музыкальное   произведение, разобраться в его выразительных   средствах,   почувствовать   разнообразные   оттенки настроения, переданные музыкой.  
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.  
У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

 

5.Выводы.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что музыка самый мощный и эмоциональный  вид искусства. Именно она обогащает  восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.

 Музыкальное воспитание  детей выступает сложной системой взаимосвязей. Только благодаря активному взаимодействию между ребенком, педагогами и родителями появляется возможность наиболее эффективно реализовать задачи музыкального воспитания: приобщить ребенка к музыкальной культуре и культуре в целом, а также развить его творческие способности.  

Занятия по музыкальному воспитанию должны быть пронизаны импровизацией  и творчеством всех участников занятия. Это позволяет заинтересовать детей, открыть для них мир, в котором  нет запретов, и театрализованная деятельность играет в этом процессе очень важную роль.

Театрализованная деятельность дает детям возможность игрового, свободного от правил, максимально  творческого освоения музыкального искусства, делает урок музыки не просто очередным занятием, а увлекательной игрой. Театрализация позволяет ребенку раскрыть свои скрытые таланты, «открыться» окружающему миру, научиться правильно и без стеснения выражать свои эмоции, что очень важно для интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Театрализация выполняет также и социализирующую функцию, подготавливая детей к взрослой жизни, посредством игры.

 

 

 

 

                           Список используемой  литературы:

 

1.Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от дет-

ского сада к начальной школе). — Воронеж: НПО «МОДЭК»,

1998.

 

2.Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального

воспитания в детском  саду. — М.: Просвещение, 1983.

 

3.Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкаль-

ного воспитания детей  дошкольного возраста: учеб. пособие

для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005.

 

4. Гончарова О.В. Теория  и методика музыкального воспитания. -М.; Академия,2012 .

 

5.Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития де-

тей младшего возраста. — М.: Владос, 2000.

 

6.Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования

детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.

 

7.Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. —М.: Академия, 1998.

 

 




Информация о работе Музыкальное воспитание дошкольника