Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:09, контрольная работа
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Введение
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, верный источник детского разума" .
Природа
- один из источников познания
ребенком окружающей среды.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
.
I. Наблюдение как сложная познавательная деятельность, её структурные части и особенности формирования деятельности наблюдения
в дошкольном возрасте
Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Наблюдение – основное средство познания природы. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь.
Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. "Смотреть" и "видеть" не одно и то же. Умение "видеть" не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. В процессе наблюдений у детей складываются правильные представления о многих предметах и явлениях окружающего мира. Осмысление ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует его речь, память, внимание, закладывает надёжную основу для формирования начатков материалистического миропонимания. Логическое познание неразрывно связано с чувственным, поэтому в процессе восприятия изучаемых объектов и явлений наблюдение приобретает исключительное значение, оно позволяет формировать ощущения. Ребёнок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающей обстановке. Воспитание наблюдательности у старших дошкольников очень важно для будущего обучения их в школе.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Необходимость наблюдения и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Развитая деятельность наблюдения характеризуется наличием качеств, обеспечивающих высокую результативность наблюдений: умения понять познавательную задачу, принять план наблюдения, умения отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.
Процесс наблюдения по своей структуре можно условно разделить на четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего наблюдения.
Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приёмами: краткая беседа, ориентирующая на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где видел, каким он был тогда, что знает о нём); показ диафильма, иллюстраций, подготавливающих детей к восприятию объекта.
На первом этапе осуществляется:
1.выбор программного материала, т.е. те задачи, которые дети должны усвоить.
2. выбор места, где будет проводиться занятие
3.выбор объекта для наблюдения (он должен быть интересным для детей, который помогает поддержать интерес в течении наблюдения)
Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с природой, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности, Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.
Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему.
Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может проходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть.
Второй этап. В начале наблюдения необходимо произвольное внимание направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный ещё на первом этапе.
Приёмами возбуждения произвольного внимания в младших группах является использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Для детей старшего дошкольного возраста нужны такие приёмы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение определённого времени (использование художественного образа, загадки, поговорки, стихотворения, показ и пояснение, показ иллюстраций, вопросы и указания).
На втором этапе важно помочь детям правильно установить и поддержать наблюдательную позу (удобное размещение по отношению к объекту; соответствующий поворот головы, тела). Начало наблюдения нецелесообразно затягивать, поскольку вернуть ускользающее внимание гораздо труднее, чем удержать его. Как только внимание ребёнка было нацелено и сосредоточено на воспринимаемом объекте, сразу следует переходить к следующему этапу.
Третий этап – основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длинный по времени. Этот этап (по своему содержанию и роли в наблюдении) можно в свою очередь условно разделить на три части.
1) обследование
предмета или явления в целом.
Как правило, дети обращаются
к обследованию отдельных
2) анализ обследуемого
предмета. Воспитатель направляет
внимание ребёнка на
Выделяя существенные признаки, ребёнок учится определять принадлежность предмета к той или иной группе, по характерным признакам учится отличать его от других однородных предметов.
Воспитатель направляет внимание детей на выделение тех свойств предмета, которые у него были общими с целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам такого рода, в результате чего у них формируется обобщённое представление типичного строения, окраски, формы и других признаков предмета. По мере усвоения навыков анализа умение наблюдать принимает всё более самостоятельный характер;
3) обследование
интерпретирующее, раскрывающее не
только чувственно-
С этой целью воспитатель привлекает и использует в наблюдении детей их личный сенсорный опыт, полученный ими ранее (самостоятельно или под руководством педагогов).
Четвёртый заключительный этап. Цель его – в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались.
Как показывает опытная работа, при однократном восприятии даже обученный ребёнок не всегда умеет чётко выделить отдельные признаки предмета, его части, их названия. Поэтому необходимо повторное наблюдение, способствующее прохождению нервных импульсов теми же путями, по которым они протекали в процессе первичного восприятия.
Правильное построение структуры процесса наблюдения, обучение детей приёмам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности.
Осмысленное восприятие предметов зарождается у детей рано, но ограниченные опыт и знания дошкольников не позволяют видеть существенные их стороны. Восприятие находится в плену аффективно-моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, особенно получаемые от быстроменяющихся движущихся предметов и явлений, - результат непроизвольных наблюдений детей. « Эмоциональные моменты, которые бесспорно играют значительную роль в восприятии ребёнка, сочетаются с моментами интеллектуальными и проявляются конкретно в значении, которое имеют для восприятия ребёнка его интересы, обычно яркие, но ограниченные».
II. Виды наблюдений
В работе с детьми воспитатель использует разные виды наблюдения, которые взаимосвязаны между собой.
В зависимости от длительности и времени наблюдения могут быть:
1) кратковременными или эпизодическими (птичка);
2) длительными (дерево)
В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.д.
Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Наблюдения
в группах раннего и младшего
дошкольного возраста кратковременны,
но часто повторяются. В средней
группе, кроме кратковременных
Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь. Эти наблюдения дети средней группы выполняют под руководством воспитателя, а в старшей и подготовительной к школе группах – самостоятельно.
В зависимости от того, по чьей инициативе возникло наблюдение, они могу быть:
1) плановыми,
которые возникли по
2) самостоятельными,
которые возникли по
Очень важно продолжать и развивать проведённые детьми наблюдения. Из опыта известно, что в тех старших и подготовительных к школе группах, где хорошо поставлено руководство наблюдениями, дети становятся очень внимательными и сами начинают замечать изменения в предметах и явлениях природы. Это позволяет перейти от наблюдений вместе с воспитателем к наблюдениям, выполняемым детьми самостоятельно, под его руководством и по заранее полученным заданиям.