Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:09, контрольная работа
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Основное содержание наблюдений на участке планируется во время дневной прогулки. Для вечерней прогулки планируются наблюдения лишь за теми явлениями, которые характерны именно для этого времени (заход солнца, появление звёзд, изменения у цветущих растений и т.п.).
После дневного сна до вечерней прогулки и после нее планируются наблюдение в уголке природы и из окна.
Содержание
занятий связанных с
Во второй младшей группе занятия по ознакомлению с природой организуются один раз в две недели. Их тематика связана с содержанием работы и с особенностями сезонных явлений в природе. По программе требуется, чтобы дети учились замечать состояние погоды, понимали связь между некоторыми явлениями, отличали деревья от трав, умели показать на растениях цветки и листья, узнавали овощи и фрукты, которые употребляют в пищу. Дети должны знать, что листья на деревьях бывают зелёные и жёлтые, что жёлтые листья падают с дерева. Всё это продумано в программном содержании планируемых занятий по наблюдению.
В средней
группе план рассчитан на то,
чтобы учить детей наблюдать
характерные явления погоды (похолодание,
дождь, ветер), листопад; различать
и называть некоторые осенние
цветы, листья знакомых деревье
В старшей группе планируются занятия, расширяющие конкретные знания детей об осенних изменениях в неживой природе, жизни растений, насекомых, птиц, зверей; помогающие установить последовательность некоторых уже известных детям явлений и связей между состоянием погоды и изменениями в жизни растений и животных, подвести к обобщению представлений в понятие «осень».
Заключение
Подход к экологическому воспитанию дошкольников основан на непосредственном контакте ребенка с объектами природы, на «живом» общение с природой, которое включает в себя: наблюдение, практическую деятельность и осмысление увиденною в процессе обсуждения. Федеральные государственные требования к программам дошкольного образования включают экологические знания в образовательную область «Познание» и основную задачу экологического образования формулируют как «формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».
В связи с этим наиболее актуален был вопрос о содержании знаний, которые должны усвоить дети в период дошкольного детства. От решения этого вопроса зависит разработка методов обучения и умственного воспитания.
На сегодняшний день научно-педагогическое сообщество не имеет однозначного мнения, какой материал следует включать в систему экологического образования дошкольников. Хотя существуют чётко сформулированные принципы отбора отбора содержания экологического образования, такие как научность, энциклопедичность, системность, гумманистичность, прогностичность, конструктивизм. Специфика работы с детьми дошкольного возраста, в свою очередь, тоже диктует свои принципы, такие как: наглядная представленность и принцип деятельности.
Самым доступным объектом для пополнения, расширения и углубления знаний служит окружающая среда. В экологии, под окружающей средой понимают весь спектр окружающих организм элементов и условий в той части пространства, где обитает организм, все то, среди чего он живет и с чем непосредственно взаимодействует.
Ежедневно наблюдая за сезонными изменениями, дети познают различные состояния природы (неживой, растительной и животного мира). Приобретают умение видеть и слышать природу. Таким образом педагог не навязчиво воспитывает любовь к природе через прямое общение с ней, учит воспринимать её красоту и многообразие.
Объектами наблюдений становится: погода (физическое состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в определённый промежуток времени), такие её свойства как температура и влажность; физические явления: туман, облака, дождь, радуга, снег, град, роса, иней, изморозь и др. Всё это можно рассматривать как экологические факторы, влияющие на человека как живой организм.
Взрослым следует помочь детям, направить их возрастной познавательный интерес в правильное русло. Педагоги дошкольного образования хорошо знают, каковыми должны быть наблюдения по продолжительности и объёму в зависимости от возраста ребёнка. порыве ветра).
При наблюдении с детьми надо вести непринуждённую беседу, постоянно поддерживая интерес к наблюдению за окружающей средой: если дети уже встречались с наблюдаемым предметом или явлением, то следует активировать их знания о нём с помощью вопросов; если предмет или явление ранее известны, то следует сообщить, как они называются. Восприятие природы должно вызывать яркие эмоциональные впечатления. Этому способствует задействование различного литературного материала: стихов, песенок, загадок и т.д. Метод наблюдения осуществляется с подключением различных анализаторов: дети нюхают, трогают, слушают объекты природы.
Организованные взрослым наблюдения помогают детям постепенно прийти к пониманию важного экологического закона природы. Что цветение, прорастание семян у растений, миграция, зимняя спячка, размножение животных и многое другое в природе связаны с длительностью дня (фотопериода), т.е. чередования светлого и темного времени суток, а также в следствии смен времён года.
Рядом с методом наблюдений всегда должна быть использована игра, то есть подключены различные игровые методы, методы созданий игровых ситуаций.
В конечном итоге, у детей должно быть сформировано представление о том, что жизнь человека на Земле напрямую зависит от состояния окружающей среды. То есть возникнет предпосылка для формирования экологического сознания у ребёнка-дошкольника, что и заложено Федеральными требованиями к программам дошкольного образования в содержание образовательной области «Безопасность».
Список используемой литературы