Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:09, контрольная работа
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
В зависимости от условий наблюдения делятся на:
1) проводимые в естественных условиях (сама природа);
2) и в специально организованных условиях (групповая комната, уголок природы).
В зависимости от дидактических задач выделяют следующие виды деятельности:
1) первичное
наблюдение (проводиться во всех
возрастных группах,
2) повторное наблюдение
3) сравнительное наблюдение
4) итоговое наблюдение.
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть:
1) индивидуальным (с отдельными детьми);
2) групповым (по 3—6 человек);
3) фронтальным (со всей группой воспитанников).
Это зависит от цели
и содержания наблюдения, а также
задач, стоящих перед
Наблюдения можно проводить на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на земельном участке, в уголке природы.
На занятиях с натуральными объектами детей учат рассматривать и правильно называть части растений и животных. На некоторых занятиях дети наблюдают, как питаются, передвигаются животные.
На экскурсиях дети могут
под руководством воспитателя наблюдать
особенности растений. Внешний вид
и повадки животных, сезонные изменения
в жизни природы и
На прогулках можно наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.), сезонные изменения в жизни растений и животных (появление листьев и цветков, листопад, прилёт и отлёт птиц). Наблюдения эти обычно кратковременны, но проводятся многократно за одним и тем же объектом или явлением природы.
Во время труда на земельном участке – при поливке, рыхлении – дети знакомятся с различными свойствами почвы (сухая, влажная), следят за изменением во внешнем виде растений до поливки, рыхления и после них, наблюдают за появлением всходов, развитием листьев, цветков, плодов.
Наблюдения детей на экскурсиях и прогулках над гусеницами, рыбами, лягушками, птицами и другими объектами очень ценны, так как проводятся в естественных условиях существования этих животных. К сожалению, эти наблюдения случайны и обычно очень кратковременны. Поэтому наблюдения, начатые на прогулке или экскурсии, продолжают в уголке природы.
Для формирования
у детей представлений о
Наблюдение с использованием
раздаточного материала. Начиная со
средней группы во время наблюдения
часто используют раздаточный материал.
Каждый ребенок или два-три
Взаимосвязь различных видов наблюдений можно проследить по следующим примерам.
Проводится плановое (по инициативе воспитателя) занятие по наблюдению за рыбками в младшей группе. В зависимости от поставленных целей наблюдение первичное, работа организуется со всеми детьми (фронтально), проводится в группе, т.е. в специально организованных условиях, по времени – кратковременное.
Или такой пример.
Дети старшей группы во время дежурства в уголке природы самостоятельно организовали наблюдение за морской свинкой. Т.е. наблюдение самостоятельное, групповое (организовано тремя детьми – дежурными уголка природы), а по длительности эпизодическое, но повторное. Проводилось наблюдение в специально организованных условиях – в уголке природы.
Длительные наблюдения состоят из кратковременных повторяющихся. Каждое последующее наблюдение связано с предыдущим.
Так, например, длительное наблюдение в старшей группе за ростом тюльпанов. Началось оно с того, что дети наблюдали, как воспитатель сажает луковицы тюльпанов в горшки. Наблюдение продолжилось, когда луковицы проросли, и из земли показались зелёные росточки. Затем почти каждый день, сначала вместе с воспитателем, а потом и самими детьми самостоятельно, проводились кратковременные наблюдения за изменениями в горшках, насколько выросли тюльпаны, какой формы и цвета их листья и т.д.
III. Требования к организации наблюдений.
При организации наблюдений очень важно правильно выбрать объект. При несоблюдении этого условия познавательная ценность эксперимента снижается.
1. Главным является требование максимального соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Например, нахохливание птиц зимой лучше всего показать на примере воробьев, а не ворон и сорок.
2. Вторым по важности требованием является безопасность объекта для детей. Так, категорически запрещается работать с ядовитыми растениями и грибами, со злобными или испуганными животными. При ознакомлении с котенком или щенком надо заранее проверить, не являются ли они агрессивными. Однако иногда создаются такие условия, когда воспитатель силой обстоятельств вынужден знакомить детей с опасными объектами.
Например, если вокруг участка детского сада растут дурман или белена, в лесу встречаются ядовитые грибы, воспитатель обязан познакомить детей с ними для предотвращения несчастного случая. В данной ситуации нельзя заменять натуральные объекты изобразительными пособиями, так как впоследствии дети могут не узнать опасный объект в реальных условиях. Проводя такое занятие, воспитатель должен соблюдать определенный ритуал. Он держится на расстоянии от объекта, не прикасается к нему руками и постоянно подчеркивает это, заостряя внимание детей на такой форме своего поведения. При необходимости указать на отдельные детали он пользуется палочкой, которую затем демонстративно уничтожает на глазах у детей и потом сам моет руки. Дети должны запечатлеть не только внешний вид опасного объекта, но и правильные способы обращения с ним.
3. Категорически запрещается проводить эксперименты с незнакомыми объектами — будь то незнакомый вид или незнакомый экземпляр. При контакте с неизвестными объектами вероятность несчастных случаев резко возрастает.
4. Желательно, чтобы объект, выбранный для экспериментирования, был типичным для данной группы объектов и содержал все необходимые части. Так, для запланированных экспериментов нерационально приносить котенка без хвоста, щенка с разорванным ухом или растение, выросшее в условиях недостатка света. При знакомстве с дефективными объектами у детей складываются неправильные представления об их строении и функциях. Кроме того, дефект отвлекает внимание детей, вызывает не относящиеся к делу вопросы и нежелательные эмоции.
Однако из этого
правила есть исключения. Если ребенок
из добрых побуждений принес в группу
дефективное или больное
Если же принесенный детьми объект не несет никакой опасности и просто дефективен, можно провести наблюдение, постараться найти причины дефективности, чтобы извлечь из них должный урок, и обсудить, что мы можем сделать для облегчения жизни такому объекту. В данном примере не следует представлять себе только животных-калек. Это могут быть сломанные веточки, растения, засыхающие от нехватки воды, проростки, пробивающиеся из-под камня; во всех этих случаях дети, осознав причины дефективности, могут оказать объектам вполне реальную помощь.
5. Аналогичные
требования предъявляются и к
эстетической стороне объектов.
В разряд некрасивых («страшных», «противных») обычно попадают три категории организмов: те, кого мы боимся (черви, пиявки, змеи); те, кого мы вынуждены уничтожать по соображениям гигиены или как вредителей сельского хозяйства (тараканы, мухи, пауки, клопы, крысы, мыши), и те, кто в нашем представлении ассоциируются с отрицательными сказочными персонажами (Баба Яга ест мышей, лягушек и жаб).
На самом деле все эти животные красивы. Естественный отбор «трудился» над ними в течение миллионов лет эволюции, и в результате сформировались существа очень гармоничные, хорошо приспособленные к условиям своего обитания и, следовательно, с биологической точки зрения очень красивые. Дети за время пребывания в детском саду должны научиться видеть красоту всех живых организмов и не делить на красивых и некрасивых.
По-иному воспринимаются нарушения внешнего вида больных и калек. Они на самом деле некрасивы — некрасивы в том смысле, что плохо приспособлены к среде обитания, следовательно, негармоничны. Так, растения, растущие на неудобренной почве, имеют мелкие бледно окрашенные листья, уродливые цветы, деформированные плоды. У больного животного слезятся глаза, выпадает шерсть, выпирают кости. Так же выглядит и голодающее животное. По отношению к таким объектам воспитатель должен стремиться вызвать не отвращение, а сочувствие, научить видеть за уродством страдание и, что самое главное, должен сформировать у детей желание сделать чудо — путем заботливого ухода превратить некрасивое в красивое.
В этом отношении показателен опыт детских учреждений Германии. Здесь широко практикуется воспитание детей-инвалидов в обычных детских садах. После глубокого изучения проблемы там сочли необходимым отказаться от специализированных учреждений для дефективных детей. Это оказалось полезным и для инвалидов, и для здоровых. У первых облегчается задача социальной адаптации, у вторых вырабатываются такие качества, как заботливость, умение своевременно прийти на помощь, формируются практические навыки по уходу за больными. В отсутствие ребенка-инвалида дети и педагоги часто обсуждают между собой вопрос: «Хорошо ли ему с нами? Все ли мы делаем, чтобы ему было хорошо?» Такая практическая деятельность намного полезнее, чем десятки рассказов и бесед на морально-этические темы.
6. Часто встречающиеся
представления о том, что
Таким образом, за редким исключением, нет и не может быть никаких возрастных ограничений в демонстрации тех или иных объектов. В прямой же зависимости от возраста находятся понятия, которые могут быть сформированы у детей с помощью тех или иных объектов. Чем старше ребенок, тем более сложными понятиями он способен овладеть.
IV. Анализ плана
В течение дня работа по ознакомлению с природой планируется утром (до завтрака), на занятии, на прогулке и во вторую половину дня.
Утро —
удобное время для проведения
индивидуальных и с небольшими
подгруппами наблюдений в
Воспитатель планирует наблюдения за погодой, за растениями и животными, за трудом людей в природе на дневной и вечерней прогулках. В плане указывается объект наблюдения (например, таяние снега весной), его цель (установить взаимосвязь между потеплением и таянием), основные приемы (посмотреть, везде ли на участке тает снег, отчего не тает за домом), способы фиксации увиденного (зарисовки в дневнике наблюдений).