Наблюдение - ведущий метод ознакомления с природой и экологического образования детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от условий наблюдения делятся на:

1) проводимые  в естественных условиях (сама природа);

2) и в специально  организованных условиях (групповая  комната, уголок природы).

В зависимости  от дидактических задач выделяют следующие виды деятельности:

1) первичное  наблюдение (проводиться во всех  возрастных группах, преобладает в младшей группе и в средней)

2) повторное наблюдение

3) сравнительное наблюдение

4) итоговое наблюдение.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть:

1) индивидуальным (с отдельными  детьми);

2) групповым (по 3—6 человек);

3) фронтальным (со всей группой воспитанников).

 Это зависит от цели  и содержания наблюдения, а также  задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать  за животными и растениями, трудом  взрослых. Работа с детьми в  этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.

Наблюдения  можно проводить на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на земельном участке, в уголке природы.

На занятиях с натуральными объектами детей учат рассматривать  и правильно называть части растений и животных. На некоторых занятиях дети наблюдают, как питаются, передвигаются животные.

На экскурсиях дети могут  под руководством воспитателя наблюдать  особенности растений. Внешний вид  и повадки животных, сезонные изменения  в жизни природы и устанавливать  некоторые связи между ними. Всё  это  расширяет конкретные знания дошкольников, способствует росту любознательности, служит основой для научного миропонимания.

На прогулках можно  наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.), сезонные изменения в жизни растений и  животных (появление листьев и цветков, листопад, прилёт и отлёт птиц). Наблюдения эти обычно кратковременны, но проводятся многократно за одним и тем же объектом или явлением природы.

Во время труда на земельном  участке – при поливке, рыхлении – дети знакомятся с различными свойствами почвы (сухая, влажная), следят за изменением во внешнем виде растений до поливки, рыхления и после них, наблюдают за появлением всходов, развитием листьев, цветков, плодов.

Наблюдения детей на экскурсиях и прогулках над гусеницами, рыбами, лягушками, птицами и другими объектами очень ценны, так как проводятся в естественных условиях существования этих животных. К сожалению, эти наблюдения случайны и обычно очень кратковременны. Поэтому наблюдения, начатые на прогулке или экскурсии, продолжают в уголке природы.

Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой  природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

Наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы во время наблюдения часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматривания набор  объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию.

Взаимосвязь различных  видов наблюдений можно проследить по следующим примерам.

Проводится  плановое (по инициативе воспитателя) занятие по наблюдению за рыбками в младшей группе. В зависимости от поставленных целей наблюдение первичное, работа организуется со всеми детьми (фронтально), проводится в группе, т.е. в специально организованных условиях, по времени – кратковременное.

Или такой пример.

Дети старшей группы во время дежурства в уголке природы самостоятельно организовали наблюдение за морской свинкой. Т.е. наблюдение самостоятельное, групповое (организовано тремя детьми – дежурными уголка природы), а по длительности эпизодическое, но повторное. Проводилось наблюдение в специально организованных условиях – в уголке природы.

Длительные  наблюдения состоят из кратковременных  повторяющихся. Каждое последующее  наблюдение связано с предыдущим.

Так, например, длительное наблюдение в старшей  группе за ростом тюльпанов. Началось оно с того, что дети наблюдали, как воспитатель сажает луковицы тюльпанов в горшки. Наблюдение продолжилось, когда луковицы проросли, и из земли показались зелёные росточки. Затем почти каждый день, сначала вместе с воспитателем, а потом и самими детьми самостоятельно, проводились кратковременные наблюдения за  изменениями в горшках, насколько выросли тюльпаны, какой формы и цвета их листья и т.д.

 

III. Требования к организации наблюдений.

 

При организации  наблюдений очень важно правильно выбрать объект. При несоблюдении этого условия познавательная ценность эксперимента снижается.

1. Главным является требование максимального соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Например, нахохливание птиц зимой лучше всего показать на примере воробьев, а не ворон и сорок.

2.  Вторым по важности требованием является безопасность объекта для детей. Так, категорически запрещается работать с ядовитыми растениями и грибами, со злобными или испуганными животными. При ознакомлении с котенком или щенком надо заранее проверить, не являются ли они агрессивными. Однако иногда создаются такие условия, когда воспитатель силой обстоятельств вынужден знакомить детей с опасными объектами.

Например, если вокруг участка детского сада растут дурман или белена, в лесу встречаются  ядовитые грибы, воспитатель обязан познакомить детей с ними для  предотвращения несчастного случая. В данной ситуации нельзя заменять натуральные объекты изобразительными пособиями, так как впоследствии дети могут не узнать опасный объект в реальных условиях. Проводя такое занятие, воспитатель должен соблюдать определенный ритуал. Он держится на расстоянии от объекта, не прикасается к нему руками и постоянно подчеркивает это, заостряя внимание детей на такой форме своего поведения. При необходимости указать на отдельные детали он пользуется палочкой, которую затем демонстративно уничтожает на глазах у детей и потом сам моет руки. Дети должны запечатлеть не только внешний вид опасного объекта, но и правильные способы обращения с ним.

3.  Категорически запрещается проводить эксперименты с незнакомыми объектами — будь то незнакомый вид или незнакомый экземпляр. При контакте с неизвестными объектами вероятность несчастных случаев резко возрастает.

4.  Желательно, чтобы объект, выбранный для экспериментирования, был типичным для данной группы объектов и содержал все необходимые части. Так, для запланированных экспериментов нерационально приносить котенка без хвоста, щенка с разорванным ухом или растение, выросшее в условиях недостатка света. При знакомстве с дефективными объектами у детей складываются неправильные представления об их строении и функциях. Кроме того, дефект отвлекает внимание детей, вызывает не относящиеся к делу вопросы и нежелательные эмоции.

Однако из этого  правила есть исключения. Если ребенок  из добрых побуждений принес в группу дефективное или больное животное, недопустимо его выбрасывать, обрекая тем самым на гибель. Этим поступком взрослый, с одной стороны, дает детям пример жестокого обращения со слабым существом, с другой — повышает риск заражения ребенка, так как почти наверняка тот будет стараться найти животное и ухаживать за ним в тайне от взрослых. Опытный педагог всегда найдет способ похвалить ребенка за добрый поступок и под предлогом охраны здоровья животного примет меры по его изоляции. В дальнейшем он выберет оптимальный вариант решения возникшей проблемы в зависимости от конкретных условий, вплоть до уничтожения животного, но сделает это так, чтобы дети ничего плохого не заподозрили.

Если же принесенный  детьми объект не несет никакой опасности и просто дефективен, можно провести наблюдение, постараться найти причины дефективности, чтобы извлечь из них должный урок, и обсудить, что мы можем сделать для облегчения жизни такому объекту. В данном примере не следует представлять себе только животных-калек. Это могут быть сломанные веточки, растения, засыхающие от нехватки воды, проростки, пробивающиеся из-под камня; во всех этих случаях дети, осознав причины дефективности, могут оказать объектам вполне реальную помощь.

5. Аналогичные  требования предъявляются и к  эстетической стороне объектов. Красивый объект, оказывая положительное эмоциональное воздействие на ребенка, вызывает у него желание общаться как можно дольше. Однако в природоведении категория «красивый» является не только эстетической, но и биологической. Она становится синонимом понятия «гармония в природе». Размер, форма, цвет, соотношение частей — все эти признаки обеспечивают приспособление организмов к среде обитания. Чем ближе они к идеальному варианту, тем более красивыми кажутся нам животные и растения.

В разряд некрасивых («страшных», «противных») обычно попадают три категории организмов: те, кого мы боимся (черви, пиявки, змеи); те, кого мы вынуждены уничтожать по соображениям гигиены или как вредителей сельского хозяйства (тараканы, мухи, пауки, клопы, крысы, мыши), и те, кто в нашем представлении ассоциируются с отрицательными сказочными персонажами (Баба Яга ест мышей, лягушек и жаб).

На самом  деле все эти животные красивы. Естественный отбор «трудился» над ними в течение  миллионов лет эволюции, и в  результате сформировались существа очень гармоничные, хорошо приспособленные к условиям своего обитания и, следовательно, с биологической точки зрения очень красивые. Дети за время пребывания в детском саду должны научиться видеть красоту всех живых организмов и не делить на красивых и некрасивых.

По-иному воспринимаются нарушения внешнего вида больных и калек. Они на самом деле некрасивы — некрасивы в том смысле, что плохо приспособлены к среде обитания, следовательно, негармоничны. Так, растения, растущие на неудобренной почве, имеют мелкие бледно окрашенные листья, уродливые цветы, деформированные плоды. У больного животного слезятся глаза, выпадает шерсть, выпирают кости. Так же выглядит и голодающее животное. По отношению к таким объектам воспитатель должен стремиться вызвать не отвращение, а сочувствие, научить видеть за уродством страдание и, что самое главное, должен сформировать у детей желание сделать чудо — путем заботливого ухода превратить некрасивое в красивое.

В этом отношении  показателен опыт детских учреждений Германии. Здесь широко практикуется воспитание детей-инвалидов в обычных детских садах. После глубокого изучения проблемы там сочли необходимым отказаться от специализированных учреждений для дефективных детей. Это оказалось полезным и для инвалидов, и для здоровых. У первых облегчается задача социальной адаптации, у вторых вырабатываются такие качества, как заботливость, умение своевременно прийти на помощь, формируются практические навыки по уходу за больными. В отсутствие ребенка-инвалида дети и педагоги часто обсуждают между собой вопрос: «Хорошо ли ему с нами? Все ли мы делаем, чтобы ему было хорошо?» Такая практическая деятельность намного полезнее, чем десятки рассказов и бесед на морально-этические темы.

6. Часто встречающиеся  представления о том, что объекты  наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны. Например, нельзя говорить, что голуби и золотые рыбки соответствуют одному возрасту, а воробьи и гурами — другому. Программа экологического образования дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту приходится возвращаться многократно и каждый раз добавлять к известным знаниям что-то новое. Например, ребенок первого года жизни будет с удовольствием рассматривать голубей, сидя на руках у взрослого; в два-три года он научится отличать голубей от других птиц; еще через год впервые начнет подкармливать крошками хлеба; в средней и старшей группах изучит повадки и поведение; в подготовительной заинтересуется механизмами полета, вопросами охраны природы.

Таким образом, за редким исключением, нет  и не может быть никаких возрастных ограничений в демонстрации тех или иных объектов. В прямой же зависимости от возраста находятся понятия, которые могут быть сформированы у детей с помощью тех или иных объектов. Чем старше ребенок, тем более сложными понятиями он способен овладеть.

 

IV. Анализ плана

В течение дня  работа по ознакомлению с природой планируется утром (до завтрака), на занятии, на прогулке и во вторую половину дня.

 Утро —  удобное время для проведения  индивидуальных и с небольшими  подгруппами наблюдений в уголке  природы. В вечерний отрезок  времени наблюдения планируются  лишь в том случае, если это  связано с особенностями объекта  наблюдения (поведение животного и т.п.).

Воспитатель планирует  наблюдения за погодой, за растениями и животными, за трудом людей в  природе на дневной и вечерней прогулках. В плане указывается  объект наблюдения (например, таяние снега  весной), его цель (установить взаимосвязь  между потеплением и таянием), основные приемы (посмотреть, везде ли на участке тает снег, отчего не тает за домом), способы фиксации увиденного (зарисовки в дневнике наблюдений).

Информация о работе Наблюдение - ведущий метод ознакомления с природой и экологического образования детей