Нарушение чтения и письма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:00, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Чтение. Психофизиологические механизмы чтения.
Вопрос 2. Изучение детей, имеющих нарушения письменной речи.
Вопрос 3. Организация работы школьного логопеда.
Вопрос 4. Оценка навыка чтения. Провести обследование навыка чтения у младших школьников (1-4 классы, по 3-4 ученика)
Вопрос 5. Коррекционная работа с детьми, страдающими дисграфией на фонетическом уровне.

Содержание работы

Чтение. Психофизиологические механизмы чтения……………………….3
2. Изучение детей, имеющих нарушения письменной речи………………….9
3. Организация работы школьного логопеда…………………………………12
4. Оценка навыка чтения. Провести обследование навыка чтения у младших школьников (1-4 классы, по 3-4 ученика)……………………………………...15
5. Коррекционная работа с детьми, страдающими дисграфией на фонетическом уровне……………………………………………………………18
6. Конспект занятия по теме «Звуковой анализ односложных слов»……….21
7. Список использованной литературы………………………………………...23
8. Приложение…………………………………………………………………....25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисграфии дислексиие.docx

— 60.26 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

 

1. Чтение. Психофизиологические  механизмы чтения……………………….3

2. Изучение детей, имеющих  нарушения письменной речи………………….9

3. Организация работы  школьного логопеда…………………………………12

4. Оценка навыка чтения. Провести обследование навыка  чтения у младших школьников (1-4 классы, по 3-4 ученика)……………………………………...15

5. Коррекционная работа с детьми, страдающими дисграфией на фонетическом уровне……………………………………………………………18

6. Конспект занятия по  теме «Звуковой анализ односложных  слов»……….21

7. Список использованной  литературы………………………………………...23

8. Приложение…………………………………………………………………....25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Чтение. Психофизиологические механизмы чтения.

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.

Современные представления  о высших психических функциях базируются на учении П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Б.Ф. Ломова и др., создавших  основу для системного изучения нейрофизиологических механизмов психики. В соответствии с теорией, разработанной этими  исследователями, любая высшая психическая  функция, являясь сложной функциональной системой, опирается на работу ряда взаимно связанных мозговых зон.

По определению К.В. Судакова: «функциональные системы - динамические саморегулирующиеся центрально-периферические организации, все составные компоненты которых взаимосодействуют достижению различных полезных для организма  приспособительных результатов». Центральную  часть этой организации представляют различные зоны коры головного мозга, каждая из которых вносит свой вклад, обеспечивая работу какого-либо отдельного компонента системы.

Согласно этим представлениям, чтение также является сложной функциональной системой, имеющей многоуровневое строение. А.Р. Лурия в своих работах впервые  описал функциональную систему письма. Работы Т.В. Ахутиной позволили уточнить роль каждого из компонентов, входящих в эту функциональную систему. Учитывая психофизиологическую и социальную близость навыков письма и чтения, можно определить функциональную систему  чтения:

– избирательная активация;

– переработка зрительной информации;

– переработка зрительно-пространственной информации;

– переработка слухоречевой информации;

– переработка кинестетической  информации;

– программирование, регуляция  и контроль чтения;

– серийная организация  движений.

А.Р. Лурия выделил структуры  мозга, на разных уровнях осуществляющие все психические функции, это: первый блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования; второй блок, выполняющий  прием, переработку и хранение информации; третий блок, реализующий программирование, регуляцию и контроль психической  деятельности.

Избирательная активация, являясь  компонентом функциональной системы  чтения, входит в состав блока регуляции  тонуса и бодрствования и осуществляется работой стволовых и подкорковых  образований мозга. Эти отделы создают  оптимальный тонус коры, энергетическую базу, необходимую для целенаправленной деятельности. Структуры первого  блока, оказывающие неспецифическое  влияние на корковые центры, обеспечивают также состояние готовности к  реакции, то есть осуществляют функцию  внимания. При дисфункции структур первого функционального блока  ухудшаются общие динамические характеристики любой деятельности: снижается ее скорость, падает работоспособность, быстро наступает истощаемость.

Блок приема, переработки  и хранения информации обеспечивает следующие функциональные компоненты чтения: переработка зрительной и  зрительно-пространственной, слухоречевой и кинестетической информации. Второй блок представлен задними отделами коры головного мозга, это: затылочная, теменная и височная области. Отличительная  особенность второго блока, по сравнению  с первым, заключается в его  иерархическом строении, которое представлено наличием здесь первичных, вторичных и третичных полей.

Первичные поля, являясь  проекционными, принимают информацию строго определенной модальности и  симметрично представлены и в  левом, и в правом полушариях мозга. Над ними надстраиваются вторичные, гностические поля, осуществляющие переработку  получаемой информации. Эти поля также  имеют тесную связь с определенными  анализаторами, однако представлены в  разных гемисферах асимметрично, что  связано с особенностями лево- и правополушарной стратегии  обработки информации.

Известно, что для левого полушария характерна аналитическая  стратегия переработки информации. Традиционно левое полушарие  считается «речевым» - ответственным  за речевые процессы. Правое полушарие  в большей мере ответственно за синтез полученной информации, ему свойственна  целостная стратегия обработки  информации. Правое полушарие преимущественно  отвечает за переработку зрительной и зрительно-пространственной информации. Третичные поля второго блока  представляют собой зону перекрытия корковых отделов различных анализаторов. Функция третичных полей заключается  в организации совместной деятельности различных анализаторных систем, в осуществлении переработки  и синтеза полимодальной информации.

Переработка зрительной информации осуществляется затылочными отделами полушарий мозга. Проекционные поля левого и правого полушарий принимают  первичную информацию, идущую от зрительного  анализатора. Гностические поля ответственны за анализ, переработку и хранение этой информации, причем эти операции распределяются между левой и  правой гемисферой мозга не равнозначно. Такое положение, как уже было сказано, связано с особенностями  обработки информации, характерными для каждого полушария. Правое полушарие, обладая целостной, холистической  стратегией обработки информации, осуществляет отбор значимых признаков и синтезирует целостный образ, а затем идентифицирует формирующийся образ с образами-эталонами, то есть осуществляет глобальное восприятие. При дисфункции зрительных полей правого полушария возникает односторонняя пространственная агнозия, фрагментарность восприятия, нарушение опознания индивидуальных признаков объекта. Левое полушарие опирается на аналитические способы обработки информации, выделяет и анализирует в объекте восприятия все детали (их размер, форму и т.д.) соотносит их с имеющимися схемами, классифицирует объект. Левосторонние дисфункции приводят к игнорированию отдельных элементов, невозможности установить иерархию выделенных признаков.

Опознание зрительных стимулов зависит не только от внешних свойств  воспринимаемого объекта, но и от внутренних: речевые, вербализируемые  стимулы опознаются преимущественно  с опорой на левое полушарие, неречевые, трудновербализируемые стимулы  предполагают участие правого полушария. Точное зрительное восприятие может  обеспечить только совместная деятельность левого и правого полушарий.

Переработка зрительно-пространственной информации обеспечивается третичными полями второго функционального  блока, которые являются зонами перекрытия теменной и затылочной областей и  интегрируют деятельность кинестетического и зрительного анализаторов. Этот компонент функциональной системы  чтения обеспечивает ориентировку на плоскости страницы, соблюдение последовательности прочтения слов, строк, кроме того, зрительно-пространственный анализ лежит  в основе дифференциации букв.

Переработка слухоречевой информации осуществляется височной областью коры головного мозга. В ее первичных  полях происходит прием всей слуховой информации. Дальнейшая переработка  осуществляется вторичными, гностическими  полями, в том числе, зоной Вернике. С работой именно гностических зон  височной области связаны процессы фонематического восприятия, а также слухоречевая память. Дисфункция первичных полей височной зоны мозга приводит к различной степени тяжести нарушениям физического слуха, вплоть до полной глухоты при их двустороннем поражении. Дисфункция вторичных полей, не отражаясь на физических характеристиках слуха, вызывает нарушение дифференциации фонем по оппозиционным признакам (глухости - звонкости, твердости - мягкости и др.). За выполнение этих речевых операций преимущественно несет ответственность левое полушарие, однако, и правое полушарие вносит свой специфический вклад, обеспечивая анализ ритмико-интонационных и мелодических характеристик речи. Существует ряд работ, указывающих на причастность правого полушария и к анализу гласных звуков речи.

Фонематический анализ звуков речи невозможен без их проговаривания, поскольку в его основе лежит  установление акустико-артикуляционных  связей.

Переработка кинестетической  информации обеспечивается теменной долей  коры головного мозга. Первичные  и вторичные поля теменной доли обеспечивают афферентную основу любого движения. Поражение гностических полей кинестетического анализатора приводит к нарушению  отбора точных движений. Если расстройство распространяется на речевые движения, это приводит к ошибкам выбора артикуляционных укладов, смешению близких артикулем.

Серийная организация  движений, программирование, регуляция  и контроль чтения относятся к  функциям третьего функционального  блока, который представлен передними  отделами мозга. Эти области также  имеют иерархическую организацию. Первичные зоны третьего блока являются местом выхода двигательных импульсов. Программы этих двигательных актов  создаются вторичными зонами. Третичные  зоны этого блока обеспечивают контроль сложных форм деятельности, общую  регуляцию поведения.

При чтении текста вслух  программирование, регуляция и серийная организация проявляются в артикуляционных  и глазодвигательных движениях. Во время чтения вслух происходит создание артикуляционных программ, далее отдельные артикулемы объединяются в «последовательные кинетические мелодии», придавая проговариванию плавный, целостный характер. Движения глаз, обеспечивающие прослеживание текста при чтении, также представляют собой  серийно организованные, последовательно  сменяющие друг друга двигательные акты.

В изучении мозговой организации  глазодвигательной активности до настоящего времени имеется ряд нерешенных вопросов. Одним из них является локализация глазодвигательных  центров. А.Р. Лурия, Э.Г. Симерницкой, Е.Д. Хомской, С.Д. Смирновым и др. выделяются задний и передний центры, управляющие  различными типами движений глаз. По типу управления выделяются непроизвольные и произвольные движения. К непроизвольным движениям относятся движения конвергенции - дивергенции, нистагм, рефлекторное прослеживание  движущихся объектов. К произвольным относятся преимущественно саккадические  движения и фиксации неподвижных  и движущихся объектов с их опознанием. На начальных этапах формирования чтения произвольные движения глаз обеспечивают прослеживание букв и слов, удержание  строки, переход от одной строки к другой. В отличие от непроизвольных движений, регулируемых подкорковыми и задними корковыми отделами (теменные доли), произвольные движения глаз осуществляются при ведущем  участии передних отделов мозга.

Таким образом, психофизиологической основой функциональной системы  чтения является совместная деятельность различных зон головного мозга. Каждая из них вносит свой специфический  вклад в осуществление сложного процесса чтения. Нарушение деятельности любого из описанных звеньев приведет к специфическим, связанным с  функциями именно этого компонента, отклонениям в работе всей системы, что проявится в особых типах нарушения чтения.

Вопрос 2. Изучение детей, имеющих нарушения письменной речи.

Процесс овладения грамотой чаще всего понимается как усвоение определенного перечня буквенных  образов и умение связывать буквы  в слоги, слова в предложения. При чтении предполагается умение воспринять готовые буквенные сочетания, при  письме – умение самостоятельно их составлять. Поэтому многие методы обучения имеют в виду прежде всего  изучение букв и буквенных сочетаний. Привлекая звук в качестве названия буквы, часто упускают из виду все  своеобразие сложной гаммы отношений, которые психологически устанавливаются  между имеющимися у ребенка речевыми и звуковыми образами букв, усвоить  которые ребенок должен, приступая к грамоте.

Отношение, устанавливающееся  в сознании ребенка между звуком речи и буквой, рисуется как ассоциативная  связь. С этой точки зрения психологическая  сторона обучения грамоте заключается  в установлении этой связи, ее развитии и совершенствовании.

Центр тяжести педагогического  процесса при этом переносится на усвоение буквы как таковой. Буква  выступает как совершенно новый  специальный объект изучения, лишь в качестве названия которого привлекается звук. Таким образом, для ребенка, приступающего к грамоте, предметом  усвоения оказывается преимущественно  буквенное изображение. Язык же играет в этом процессе подчиненную роль.

О ребенке, вышедшем из периода  «физиологического косноязычия», следует  говорить, что развитие его языкового  сознания проделало определенный законченный  цикл, оказывающийся достаточным  для устной речи. Завершение этого  периода характеризуется умением  уловить каждую отдельную фонему, не смешивая ее с другими, и овладеть ее произношением. Ребенок правильно говорит. Однако исчерпываются ли этим возможности дальнейшего языкового развития?

Все языковые процессы, происходящие до обучения грамоте, протекают в  плане проявления ранних форм ориентировки во всех сферах окружающей ребенка  действительности. На этом этапе ребенок  говорит уже правильно, но еще  не знает, из каких звуков состоит  слово, несмотря на то, что он его  произносит правильно. Звуковой анализ, четкое представление о звуковом составе слова, становится необходимым  при переходе к грамоте. Усваивая буквы, ребенок узнает графическое  обозначение тех фонем, которые  освоены им при формировании устной речи. Он как бы повторяет пройденный этап, но на ином, более высоком уровне.

Информация о работе Нарушение чтения и письма