Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:01, курсовая работа
Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усвоения знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.
Введение………………………………………………………………. … .. 3
Глава 1. Научно-теоретическое обоснование проблемы коррекции нарушения письменной речи у младших школьников с нарушением интеллекта
Характеристика речевых и неречевых функций у детей с нарушением интеллекта………………………………………………………………..14
Специфические нарушения письма у младших школьников с нарушением интеллекта………………………………………………….24
Глава 2. Коррекционная работа по устранению дисграфии: направления и содержание
2.1. Диагностика дисграфии. Характеристика дисграфических ошибок….28
2.2.Принципы коррекционной работы по устранению дисграфии………..35
2.3.Направления коррекционной работы по устранению нарушений письменной речи………………………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………....... 76
Список используемой литературы………….……………………….........80
Речевые нарушения данной категории детей носят системный характер, то есть речь страдает как целостная функциональная система. Нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй речи. В различной степени нарушены уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения.
Оценивая значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи, исследователи указывают, что фонематическая организация звуков речи предполагает наличие четких схем не только в слуховой, но и в артикуляционной деятельности. Чтобы различать звуки речи в словах, необходим предшествующий речевой опыт, накопление определенной системы акустико-артикуляционных связей. При этом большую роль играет аналитико-синтетическая деятельность, благодаря которой ребенок обобщает признаки фонемы, отграничивая ее тем самым от других. Правильное развитие фонематических процессов лежит в основе усвоения фонетики, лексико-грамматического усвоения письма.
Проведенное исследование выявило, что моторный праксис учащихся с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей:
- повышением тонуса мышц;
- снижением тактильного осязания;
- недоразвитием кинестетических ощущений;
- наличием гиперкинезов, синкинезий;
- ограничением объема движений языка, губ, челюсти;
- быстрой утомляемостью движений органов артикуляции.
Нарушения речевой моторики и речеслухового анализатора ведут к дефектам звукопроизношения. Нарушения фонематического слуха и восприятия не позволяют слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в собственной речи и контролировать свое произношение.
Список литературы
18.Казанская, В. Л. Шматко, Н. Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия//Дефектология 2002, №5 с 75 -86
19. Калабух, Т. В., Клейменова, Е.В. Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие для учителей специальных (коррекционных) классов VII вида[Текст] / Т. В. Калабух, Е. В. Клейменова. – Новокузнецк Издательство МОУ ДПО ИПК, 2008. – 109с.
20. Каморина, Е. А., Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении чтения и письма, обусловленные смешением букв по кинестетическому сходству// Логопед, 2007.-№2-с.35-42.
21. Карасева, И. Л., Анализ специфических ошибок письма учащихся начальных классов// Школьный логопед – 2005-№3(6).-с.27-32
22. Ковшиков, В. А., Исправление нарушений различных звуков: методы и дидактические материалы [Текст] / В. А. Ковшиков.- СПб.: КАРО, 2006-128с.
23. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для студентов[Текст] / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.: под ред. Г.Ф. Кумариной.- М.: Издательский центр «Академия», 2001-320с.
24. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение): методическое пособие для логопедов [Текст] /А. Н. Корнев. – Сан.- Петербург, Издательский Дом «М и М», 1997.- 286с.
25. Лалаева, Р.И. Дисграфия. Хрестоматия по логопедии [Текст] /Р. И. Лалаева .– М.: ВЛАДОС, 1997.-542с.
26. Лалаева, Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы.:пособие для логопедов[ Текст] /Р. И. Лалаева. – М.: Просвещение, 1978.- 298с.
27. Лалаева, Р. И., Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: методическое пособие [Текст] /Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – Сан.- Петербург. Изд-во «Союз», 2003.-224с.
28. Лебединский, В. В. Общие закономерности психического дизонтогенеза.: [Текст] //Хрестоматия. В. В. Лебединский. – М.: Изд-во МПА, 1995.482с
29. Леонтьев, А. А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма. В Н.: Вопросы общего языкознания [Текст] / А.А.Леонтьев; М., 1964.
30. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
31. Лурия, А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: учебное пособие[Текст] /А. Р. Лурия. – М.: Академия, 2002. -352с.
32. Мазанова, Е. В. , Логопедия Коррекция оптической дисграфии. Конспекты для логопедов [Текст] / Е. В. Мазанова. – М.: ООО «Аквариум принт», 2006. – 88с.
33. Мазанова, Е. В. , Логопедия Коррекция акустической дисграфии. Конспекты для логопедов [Текст] / Е. В. Мазанова. – М.: ООО «Аквариум принт», 2006
34. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда [Текст] / Е.В. Мазанова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 136
35. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда [Текст] / Е.В. Мазанова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 136
36. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин – тов. «Педагогика и методика нач. обучения» [Текст] / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256 с.
37. Муравьева, Н. Н.. Логопедическая работа с первоклассниками, имеющими недостатки речи и письма// Недостатки речи и письма у детей: из опыта логопедической работы [Текст] / Под редакцией Р. Е. Левиной. – М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1956 – c.
38. Основы теории и практики логопедии. : пособие для логопедов [Текст] / Под ред. Левиной Р. Е. – М.: Просвещение, 1968. -479с.
39. Парамонова Л.Г., Легкий способ научиться правильно говорить и писать/Л.Г. Парамонова.- Аст. Сова, 2009
40. Парамонова Л.Г., Предупреждение и устранение дисграфий у детей [Текст] /Л.Г. Парамонова.- СПб.: Издательство «Союз», 2004- 240с.
41. Петрова, В. Г. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы.: методическое пособие для учителей вспомогательных школ /[Текст] В. Г. Петрова – М.: Просвещение, 1982.-482с.
42. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы: методическое пособие [Текст] /В. Г. Петрова. – М.: Педагогика, 1977.- 402с.
43. Поволяева, М. А. справочник логопеда [Текст] / М. А. Поволяева.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.-448с.
44. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие для студентов дефектологического факультета [Текст] /С. Я. Рубинштейн.– М., 1979. -224с
45. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.: методическое пособие для логопедов [Текст] /И. Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1997.-276с.
46. Соловьев, И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей [Текст] / И. М. Соловьев.-М.: Просвещение, 1976 -370с.
47. Сиротюк, М. В. Смешанная дисграфия – миф или реальность//Дефектология №2. 2006г – 26-30с.
48. Соботович, Е. Ф., Гопиченко, Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов: [Текст] //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.-413с.
49. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: методическое пособие [Текст] /Л. Ф.Спирова . – М.: Педагогика, 1980.342с.
50. Уфимцева, Л. П., Самодурова, А. А., Ефимова О. Л., Современные подходы к организации логопедической работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида :методическое пособие [Текст] / Л. П.Уфимцева, А. А. Самодурова, О. Л. Ефимова.- Красноярск, 2007.- 72с.
53. Фотекова, Т. А., Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов [Текст] /Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. — М.: АРКТИ, 2002. — 136 с: ил. – (Библиотека практикующего логопеда)
54. Цветкова, Л. С. Диагностика и коррекция нарушений письменной речи у детей: методическое пособие для логопедов [Текст] / Л. С Цветкова – М.2001.- 211с.
55. Чиркина, Г. В., Филичева Т. Б. Нарушения речи у детей: методическое пособие для логопедов [Текст] /Г. В.Чиркина, Т. Б. Филичева . – М., 1993.-321с
56. Ястребова, А.В. Учителю о детях с недостатками речи. [Текст] / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова; Изд. 2-е, - М.: АРКТИ, 1997. – 131 с.
57. Ястребова, А. В., Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы: пособие для учителей-логопедов [Текст] / А. В. Ястребова. – М.: Просвещение., 1978.-104с.
58. Ястребова, А.В. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией[Текст] / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова; М.: Когито-Центр, 1996. - 47 с.
59. Яструбинская, Е.А.Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста /[Текст] / Логопедия, 2004.- №2(4).- 60-70c.
Информация о работе Нарушения письма у младших школьников с нарушением интеллекта