Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:30, контрольная работа
Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
Целью работы является выявление понятия науки и научного познания как таковое, ведь в наш век информационных технологий тяжело определить истинную суть значения чего либо. Что есть наука? Как она появилась? Как влияет наука на современный мир, и как она повлияла на его развитие в целом? Какие методы научного познания существуют и как их можно реализовать в жизни? Зачем нам наука
Введение..............................................................................................................................................2
1. Понятие науки.................................................................................................................................2
2. Отличие науки от других социальных институтов......................................................................3
3. Внутренняя структура науки.........................................................................................................4
4. Наука и общество...........................................................................................................................5
4.1 Отношение общества к науке........................................................................................5
4.2 Роль науки в обществе...................................................................................................6
5. Функции науки................................................................................................................................7
6. Научное познание...........................................................................................................................9
6.1 Понятие и особенности научного познания................................................................9
6.2 Методология научного познания................................................................................10
6.3 Форма научного познания...........................................................................................13
Заключение........................................................................................................................................16
Список используемой литературы...
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................
1. Понятие науки.................
2. Отличие науки от
других социальных институтов..
3. Внутренняя структура
науки.........................
4. Наука и общество..............
4.1 Отношение
общества к науке..............
4.2 Роль науки
в обществе....................
5. Функции науки.................
6. Научное познание..............
6.1 Понятие и особенности
научного познания.............
6.2 Методология научного
познания......................
6.3 Форма научного познания.......
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
Целью работы является выявление понятия науки и научного познания как таковое, ведь в наш век информационных технологий тяжело определить истинную суть значения чего либо. Что есть наука? Как она появилась? Как влияет наука на современный мир, и как она повлияла на его развитие в целом? Какие методы научного познания существуют и как их можно реализовать в жизни? Зачем нам наука?
Актуальность темы рассмотренной в реферате очень велика, так как наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты, компьютерные магазины. С каждым днем современное человечество требует всё больше и больше. По–моему, таким образом, и возникает современная наука. В наше время наука занимает большую часть нашей жизни.
1. Понятие науки
Наука - общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Наука включает в себя научное сознание своих субъектов, учреждения науки и научные отношения. Научные отношения есть единство научного общения, поведения и деятельности его субъектов. Как говорил П. Валери, наука — это «истина, помноженная на сомнение».
Научное сознание является огромным комплексом из научных знаний, системы эмоций и чувств, волевых состояний и ценностных ориентаций. И тут нельзя не вспомнить слова Максима Горького, который говорил, что «наука является нервной системой нашей эпохи».
Достаточно часто под наукой понимается только совокупность особых знаний, которые сравниваются с другими теоретическими, но вненаучными знаниями, а также со знаниями обыденно-практического характера. При более строгом употреблении понятий такие знания не наука, а научные знания как элемент сознания субъектов и всей науки.
Термин «наука» употребляется
в собирательном значении для
отграничения ее от других явлений
и сфер общества, таких как: искусство,
образование, информационная жизнь, а
также в более конкретном объеме
-- применительно к сходным
Наука как социальный институт
или форма общественного
В культуре общества она характеризует уровень познания и освоения человеком природы, социальной жизни, самого себя и других. Научная сфера сегодня - один из способов и необходимый элемент содержания жизнедеятельности общества как культурной жизни, показатель цивилизованности государства.
Наука - это сфера особой
исследовательской
Наука системна, общезначима, универсальна, критична. Ее знания обладают высокой достоверностью, потому что их можно проверить. Но научные знания и сами исследования могут содержать и заблуждения, и ложные знания.
2. Отличие науки от других социальных институтов
Наука — отдельное царство, тесно сожительствующее с другими социальными институтами. Наука может быть абстрагирована от всего, но в комплексе мы получаем весь мир.
Наука отличается от философии тем, что не изучает бытие в целом, а только его конкретные виды и формы, хотя философия содержит в себе научные знания, если они раскрывают в себе сущностные характеристики объектов философского познания и проверяемы. Наука отличается также от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Они могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.
От искусства, которое
отражает действительность в основном
эмоционально, на основе чувствования
и сопереживания через
3. Внутренняя структура науки
Структура совокупной науки может быть представлена по разным основаниям. В зависимости от основных сфер исследования науки разделяют на естественные (о природе), гуманитарные или общественные (о человеке как личности и об обществе), и технические (о технике). В особую группу объединяются математические науки, синергетика, философия, знания которых универсальны. Каждая группа наук включает в себя большое количество конкретных наук, процесс дифференциации которых продолжается.
Считается, что сегодня
насчитывается более 15 тысяч относительно
самостоятельных научных
По характеру знаний совокупная наука может быть разделена на фундаментальные и прикладные науки. Релятивистская физика, квантовая механика, высшая математика, химия, космология, синергетика, антропология, генетика и другие науки исследуют сложнейшие фрагменты бытия. Многие знания таких наук гипотетичны, основаны на допущениях и силе логического мышления исследователя, трудно проверяемы. Знания механики, агрохимии, географии, многие технологические знания легко проверяемы и используются непосредственно на практике.
Внутренняя структура каждой отдельной науки включает ряд необходимых элементов: понятийный аппарат, совокупность теоретических концепций и учений; методологию исследования, научные кадры и их подготовку, учреждения науки, материально-техническую и финансовую базу, лабораторно-экспериментальную базу, систему информации, научные отношения. Значимость того или иного элемента структуры в каждой конкретной науке может быть различна.
Кроме того, в структуре современной
науки можно выделить три слоя.
Первый слой представлен философией,
а также примыкающей к ней
математикой. Это слой всеобщего
знания. Второй слой составляют частные
науки, которые изучают объекты
в рамках одной из форм материи
и движения либо на стыке двух соседствующих
структурных уровней
Третий слой науки можно назвать интегративным, региональным, поскольку он имеет непосредственное отношение к целому региону наук, к большинству областей научного знания и помогает философии и математике в интеграции современной науки. Причем, если теория систем имеет дело со всеми системными образованиями естественной и искусственной природы, то кибернетика — лишь с целесообразно упорядоченными системами, которые наблюдаются в живой природе, обществе, технике.
Предложенная схема упрощает
характер взаимодействия наук: Наука
в целом не может быть уподоблена
кирпичной кладке, и философия, например,
буквально пронизывает всю
Подобная классификация наук, осуществляясь по, так сказать, «объемному» принципу, существенно дополняет традиционное деление наук на общественные, естественные и технические, поскольку ни общая теория систем, ни теоретическая кибернетика не сводятся ни к общественным, ни к естественным ни к техническим наукам, имея прямое отношение и к тем, и к другим, и к третьим.
4. Наука и общество
4.1 Отношение общества к науке
Без науки в современном
обществе невозможна его интеллектуальная
и производственная мощь, безопасность
государства. Наука стала важным
критерием цивилизованности и культурности
народов. Научно-техническое развитие
составляет главную тенденцию
Корни сциентизма и антисциентизма
имеют объективную основу, так
как наука противоречива и
оказывает воздействие на человека
и общество как положительное, так
и отрицательное. К этим основам
добавляются субъективно-
4.2 Роль науки в обществе
Невозможно переоценить роль науки в современном обществе, ведь сегодня она оказывает огромное влияние на многие сферы жизни и деятельности людей. Не вызывает сомнений и то, что от степени развития науки зависят все показатели развития общества -- экономические, культурные, образовательные.
Прошлый век принес технологические, экономические и социальные изменения в жизнь людей. И сегодня, оценивая роль науки в современном мире, можно сделать выводы, что на следующих этапах человеческого развития формировать его жизнедеятельность будут следующие основные направления: информатика, генетика, экология, энергетика, изучение возможностей человеческого мозга, материаловедение.
Особенно важна роль
науки в современном мире в
качестве социальной силы, помогающей
решить наболевшие важные проблемы современности.
К ним, в частности, относится
экологическое состояние
Возрастающая с каждым годом роль науки в современном обществе привела к возникновению ее особого статуса в культуре и новых видов взаимодействия со многими слоями общественного сознания. Поэтому и возникла проблема соотношения особенностей научного познания с другими видами деятельности, ведущей к познанию -- обыденным сознанием, искусством.
Эта философская проблема обладает большим практическим значением. Осознание особенностей науки является важной предпосылкой для использования научных методов в управлении культурными процессами. Это осмысление также необходимо для выработки законов, помогающих управлять самой наукой в условиях бурного технического прогресса, ведь для изучения особенностей научного познания необходимо проанализировать его социальную обусловленность, а также его взаимодействие с разными сферами культуры как материальной, так и духовной. В связи с этим роль науки в обществе будет постоянно возрастать.