Наука и научное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
Целью работы является выявление понятия науки и научного познания как таковое, ведь в наш век информационных технологий тяжело определить истинную суть значения чего либо. Что есть наука? Как она появилась? Как влияет наука на современный мир, и как она повлияла на его развитие в целом? Какие методы научного познания существуют и как их можно реализовать в жизни? Зачем нам наука

Содержание работы

Введение..............................................................................................................................................2
1. Понятие науки.................................................................................................................................2
2. Отличие науки от других социальных институтов......................................................................3
3. Внутренняя структура науки.........................................................................................................4
4. Наука и общество...........................................................................................................................5
4.1 Отношение общества к науке........................................................................................5
4.2 Роль науки в обществе...................................................................................................6
5. Функции науки................................................................................................................................7
6. Научное познание...........................................................................................................................9
6.1 Понятие и особенности научного познания................................................................9
6.2 Методология научного познания................................................................................10
6.3 Форма научного познания...........................................................................................13
Заключение........................................................................................................................................16
Список используемой литературы...

Файлы: 1 файл

наука и научное познание.docx

— 38.73 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..............................................................................................................................................2

1. Понятие науки.................................................................................................................................2

2. Отличие науки от  других социальных институтов......................................................................3

3. Внутренняя структура  науки.........................................................................................................4

4. Наука и общество...........................................................................................................................5

4.1 Отношение  общества к науке........................................................................................5

4.2 Роль науки  в обществе...................................................................................................6

5. Функции науки................................................................................................................................7

6. Научное познание...........................................................................................................................9

6.1 Понятие и особенности  научного познания................................................................9

6.2 Методология научного  познания................................................................................10

6.3 Форма научного познания...........................................................................................13

Заключение........................................................................................................................................16

Список используемой литературы..................................................................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы  обучения. Но в обществе уже давно  существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.

Целью работы является выявление  понятия науки и научного познания как таковое, ведь в наш век  информационных технологий тяжело определить истинную суть значения чего либо. Что  есть наука? Как она появилась? Как  влияет наука на современный мир, и как она повлияла на его развитие в целом? Какие методы научного познания существуют и как их можно реализовать  в жизни? Зачем нам наука?

Актуальность  темы рассмотренной в реферате очень  велика, так как наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты, компьютерные магазины. С каждым днем современное человечество требует  всё больше и больше. По–моему, таким  образом, и возникает современная  наука. В наше время наука занимает большую часть нашей жизни.

 

1. Понятие науки

Наука - общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую  систематизацию объективных знаний о действительности. Наука включает в себя научное сознание своих  субъектов, учреждения науки и научные  отношения. Научные отношения есть единство научного общения, поведения  и деятельности его субъектов. Как  говорил П. Валери, наука — это  «истина, помноженная на сомнение».

Научное сознание является огромным комплексом из научных знаний, системы эмоций и чувств, волевых  состояний и ценностных ориентаций. И тут нельзя не вспомнить слова  Максима Горького, который говорил, что «наука является нервной системой нашей эпохи».

Достаточно часто под  наукой понимается только совокупность особых знаний, которые сравниваются с другими теоретическими, но вненаучными  знаниями, а также со знаниями обыденно-практического характера. При более строгом употреблении понятий такие знания не наука, а научные знания как элемент сознания субъектов и всей науки.

Термин «наука» употребляется  в собирательном значении для  отграничения ее от других явлений  и сфер общества, таких как: искусство, образование, информационная жизнь, а  также в более конкретном объеме -- применительно к сходным областям совокупной науки или отдельной  науке: точные науки, гуманитарные науки, математика, биология, психология и  т. п.

Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определённую систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей, и имеет  свою организацию и принципы функционирования, координационные и субординационные связи, формы контроля и отчетности, способы взаимодействия с различными видами практики. Становление науки  как института — результат  недавнего развития.

В культуре общества она  характеризует уровень познания и освоения человеком природы, социальной жизни, самого себя и других. Научная  сфера сегодня - один из способов и  необходимый элемент содержания жизнедеятельности общества как  культурной жизни, показатель цивилизованности государства.

Наука - это сфера особой исследовательской деятельности, которая  направлена на изучение окружающего  мира: природы и человека. Главная  цель науки и ее предназначение - получить истинное знание, используя  свои методы и формы, способы обоснования  и проверки.

Наука системна, общезначима, универсальна, критична. Ее знания обладают высокой достоверностью, потому что  их можно проверить. Но научные знания и сами исследования могут содержать  и заблуждения, и ложные знания.

 

2. Отличие науки от  других социальных институтов

Наука — отдельное царство, тесно сожительствующее с другими  социальными институтами. Наука  может быть абстрагирована от всего, но в комплексе мы получаем весь мир.

Наука отличается от философии  тем, что не изучает бытие в  целом, а только его конкретные виды и формы, хотя философия содержит в себе научные знания, если они  раскрывают в себе сущностные характеристики объектов философского познания и проверяемы. Наука отличается также от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Они могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.

От искусства, которое  отражает действительность в основном эмоционально, на основе чувствования и сопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического и комического, наука отличается строгостью и «сухостью» суждений, ориентацией на точное, рационально-теоретическое  знание. Но говорить о том, что наука  бесстрастна, бесчувственна в своем  функционировании, нельзя. Высокоэмоциональное, ликующее «эврика!» («нашел!») принадлежит  древнегреческому ученому Архимеду, открывшему закон гидростатики. В  науке, как и в других сферах жизни, действуют люди. Они не лишены стрессов и аффектов, ценностного и эмоционально-чувственного восприятия действительности и собственных  исследований, проявления воли и ответственности.

 

3. Внутренняя структура  науки

Структура совокупной науки  может быть представлена по разным основаниям. В зависимости от основных сфер исследования науки разделяют  на естественные (о природе), гуманитарные или общественные (о человеке как  личности и об обществе), и технические (о технике). В особую группу объединяются математические науки, синергетика, философия, знания которых универсальны. Каждая группа наук включает в себя большое  количество конкретных наук, процесс  дифференциации которых продолжается.

Считается, что сегодня  насчитывается более 15 тысяч относительно самостоятельных научных дисциплин, обосновавших свой предмет и область  исследований, имеющих категориальный аппарат, кадры и материально-техническую  базу.

По характеру знаний совокупная наука может быть разделена  на фундаментальные и прикладные науки. Релятивистская физика, квантовая  механика, высшая математика, химия, космология, синергетика, антропология, генетика и  другие науки исследуют сложнейшие фрагменты бытия. Многие знания таких  наук гипотетичны, основаны на допущениях и силе логического мышления исследователя, трудно проверяемы. Знания механики, агрохимии, географии, многие технологические  знания легко проверяемы и используются непосредственно на практике.

Внутренняя структура  каждой отдельной науки включает ряд необходимых элементов: понятийный аппарат, совокупность теоретических концепций и учений; методологию исследования, научные кадры и их подготовку, учреждения науки, материально-техническую и финансовую базу, лабораторно-экспериментальную базу, систему информации, научные отношения. Значимость того или иного элемента структуры в каждой конкретной науке может быть различна.

Кроме того, в структуре современной  науки можно выделить три слоя. Первый слой представлен философией, а также примыкающей к ней  математикой. Это слой всеобщего  знания. Второй слой составляют частные  науки, которые изучают объекты  в рамках одной из форм материи  и движения либо на стыке двух соседствующих  структурных уровней материального  мира (промежуточные науки типа биофизики). Сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, техническая  сфера знаний. Этот слой науки называется частнонаучным. В середине XX в. возникли две отрасли научного знания междисциплинарного характера — общая теория систем и теоретическая кибернетика, которые  образуют особый, третий, слой науки, занимая  промежуточное положение между  философией (и математикой), с одной  стороны, и частными науками —  с другой.

Третий слой науки можно  назвать интегративным, региональным, поскольку он имеет непосредственное отношение к целому региону наук, к большинству областей научного знания и помогает философии и  математике в интеграции современной  науки. Причем, если теория систем имеет  дело со всеми системными образованиями  естественной и искусственной природы, то кибернетика — лишь с целесообразно  упорядоченными системами, которые  наблюдаются в живой природе, обществе, технике.

Предложенная схема упрощает характер взаимодействия наук: Наука  в целом не может быть уподоблена кирпичной кладке, и философия, например, буквально пронизывает всю систему  научного знания, а физика, скажем, имеет  дело и с некибернетическими системами, даже с несистемными образованьями.

Подобная классификация  наук, осуществляясь по, так сказать, «объемному» принципу, существенно  дополняет традиционное деление  наук на общественные, естественные и  технические, поскольку ни общая  теория систем, ни теоретическая кибернетика  не сводятся ни к общественным, ни к  естественным ни к техническим наукам, имея прямое отношение и к тем, и к другим, и к третьим.

 

4. Наука и общество

4.1 Отношение общества  к науке

Без науки в современном  обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического  прогресса на рубеже XX--XXI веков. Но отношение, к науке сложилось двоякое. Сциентистское  направление выражает доверие к  науке. Она признается одной из главных  ценностей общества и доминантным  фактором развития человечества. Сторонники антисциентизма критикуют науку  за ошибки, видят ее главной причиной кризисных явлений, экологических  и социальных глобальных проблем. Они  считают, что наука ограничена в  своих возможностях решать главные  и острые проблемы социального развития, враждебна человеку, негативно влияет на культуру.

Корни сциентизма и антисциентизма имеют объективную основу, так  как наука противоречива и  оказывает воздействие на человека и общество как положительное, так  и отрицательное. К этим основам  добавляются субъективно-идеологические и политизированные интерпретации  роли науки в обществе. Поэтому  и сегодня наука воспринимается в обществе неоднозначно: с доверием и недоверием, с надеждой и отчаянием, с оптимизмом и пессимизмом. Но очевидно, что без науки обществу и в XXI веке не обойтись.

4.2 Роль науки в обществе

Невозможно переоценить  роль науки в современном обществе, ведь сегодня она оказывает огромное влияние на многие сферы жизни  и деятельности людей. Не вызывает сомнений и то, что от степени развития науки зависят все показатели развития общества -- экономические, культурные, образовательные.

Прошлый век принес технологические, экономические и социальные изменения  в жизнь людей. И сегодня, оценивая роль науки в современном мире, можно сделать выводы, что на следующих  этапах человеческого развития формировать  его жизнедеятельность будут  следующие основные направления: информатика, генетика, экология, энергетика, изучение возможностей человеческого мозга, материаловедение.

Особенно важна роль науки в современном мире в  качестве социальной силы, помогающей решить наболевшие важные проблемы современности. К ним, в частности, относится  экологическое состояние планеты. Стремительный научно-технический  прогресс, привнося в жизнь человека качественно новые изменения, приводит к значительному уменьшению ресурсов планеты, загрязнению окружающей среды. Поэтому наука становится одной из причин невосполнимых утрат и необратимых изменений, происходящих в той среде, в которой обитает человечество. Научные данные играют главную роль в оценке масштабов экологических угроз.

Возрастающая с каждым годом роль науки в современном  обществе привела к возникновению  ее особого статуса в культуре и новых видов взаимодействия со многими слоями общественного  сознания. Поэтому и возникла проблема соотношения особенностей научного познания с другими видами деятельности, ведущей к познанию -- обыденным  сознанием, искусством.

Эта философская проблема обладает большим практическим значением. Осознание особенностей науки является важной предпосылкой для использования  научных методов в управлении культурными процессами. Это осмысление также необходимо для выработки  законов, помогающих управлять самой  наукой в условиях бурного технического прогресса, ведь для изучения особенностей научного познания необходимо проанализировать его социальную обусловленность, а  также его взаимодействие с разными  сферами культуры как материальной, так и духовной. В связи с  этим роль науки в обществе будет  постоянно возрастать.

Информация о работе Наука и научное познание