Наука и научное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
Целью работы является выявление понятия науки и научного познания как таковое, ведь в наш век информационных технологий тяжело определить истинную суть значения чего либо. Что есть наука? Как она появилась? Как влияет наука на современный мир, и как она повлияла на его развитие в целом? Какие методы научного познания существуют и как их можно реализовать в жизни? Зачем нам наука

Содержание работы

Введение..............................................................................................................................................2
1. Понятие науки.................................................................................................................................2
2. Отличие науки от других социальных институтов......................................................................3
3. Внутренняя структура науки.........................................................................................................4
4. Наука и общество...........................................................................................................................5
4.1 Отношение общества к науке........................................................................................5
4.2 Роль науки в обществе...................................................................................................6
5. Функции науки................................................................................................................................7
6. Научное познание...........................................................................................................................9
6.1 Понятие и особенности научного познания................................................................9
6.2 Методология научного познания................................................................................10
6.3 Форма научного познания...........................................................................................13
Заключение........................................................................................................................................16
Список используемой литературы...

Файлы: 1 файл

наука и научное познание.docx

— 38.73 Кб (Скачать файл)

С помощью научных знаний человек постигает мир. Большая  роль науки в современном обществе состоит еще и в том, что  управлять им, не имея определенных знаний, невозможно. Научные знания привели к изменениям социальной структуры общества: появилось большее  количество людей, занимающихся умственным трудом, и уменьшилась численность  тех, кто занят неквалифицированным  трудом. Наука воздействует на человека непосредственно через образование.

Определяя роль науки в  обществе, следует уделить внимание вопросам взаимоотношений ученого  и его исследований с человечеством, уровню социальной ответственности  деятелей науки. Проблема состоит в  том, чтобы новые изобретения  не были обращены против человека. Необходимо отказаться от принципов свободы  научных поисков, которые ничем  не ограничены. Научные исследования должны быть на благо человека, а  не во вред ему. Современная наука  должна чувствовать свою этическую  ответственность за будущее всей планеты.

 

5. ФУНКЦИИ НАУКИ

Функции науки выделяют в зависимости от общего назначения ее отраслей и их роли в освоении окружающего мира с конструктивной целью. Функции науки – это  внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры.

Функции науки выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере  применения полученных знаний. Таким  образом, основные функции науки  можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную.

Познавательная  функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом  постижении мира, объяснении процессов  и явлений, открытии закономерностей  и законов, осуществлении прогнозирования  и т.д. Данная функция сводится к  производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция  во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной  картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция  подразумевает исследование рационалистического  отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие  универсалии и соответствующее  ценностные ориентации.

Производственная  функция, которую также можно  назвать технико-технологической  функцией, необходима для внедрения  инноваций, новых форм организаций  процессов, технологий и научных  нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и  внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно  характеризует производственную функцию  науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в  последнее время. Это связано  с достижениями научно-технической  революции. В связи с этим наука  превращается в социальную силу. Это  проявляется в ситуациях, когда  данные науки используются в разработках  программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы  и программы имеют комплексный  характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических  наук.

Культурные функции науки (или образовательные) сводится к  тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и  воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образования, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

Структура и функции  науки тесно связаны. Объективное  существование включает три основных сферы: природу, человека и общество. В связи с этим в структуре  науки выделяются три главных  элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание (науки о природе) и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).

Естествознание исследует  все, что относится к природе. Оно отражает логику природы. Структура  естественнонаучных учений и знаний сложна и разнообразна. В нее входят знания о веществе, взаимодействии веществ, химических элементах, живой  материи, Земле, Космосе. Отсюда развиваются  фундаментальные естественнонаучные направления.

Обществознание изучает  общественные явления, системы, их структуры, процессы и состояния. Эти науки  дают знания о различных общественных связях и отношениях между людьми. Научные знания об обществе объединяют три направления: социологическое, экономическое и государственно-правовое.

Отдельным направлением являются знания о человеке и его сознании

 

6. Научное познание

6.1 Понятие и особенности  научного познания

Научное познание - это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются  новые знания. .

В отличие от обыденного познания научное познание имеет  свои особенности. В первую очередь  — это стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каков  он есть вне и независимо от человека.

Другой особенностью научного познания является то, что оно направлено на изучение тех объектов, которые  рано или поздно будут включены в  человеческую деятельность, хотя вначале  они могут казаться никак не связанными с практической деятельностью. Научное  познание требует определенных условий  для исследования той или иной сферы действительности: специальная научная аппаратура, особый язык для описания объектов исследования, специфичные объекты научного исследования, системность и обоснованность научного знания, своеобразные методы познавательной деятельности, целенаправленная подготовка научных кадров.

Наукой принято называть теоретически систематизированные  взгляды на окружающий мир, воспроизводящие  его существенные стороны.

Научное познание нельзя осмыслить  без его связи с образованием, под которым понимается деятельность человека, направленная на получение  знаний, умений, навыков. Образование  в современном обществе можно  рассматривать в двух планах: как  процесс усвоения знаний и как  совокупность знаний, полученных в  результате обучения. Ныне сложилась  определенная система образовательной  деятельности, которая включает в  себе дошкольное воспитание, начальное, среднее, высшее и послевузовское образование. Движение к научному познанию начинается в школе, продолжается в вузе и  особенно интенсивно осуществляется в  последипломном обучении (повышении  квалификации и переквалификации). Реальностью стала идея непрерывного образования.

6.2 Методология научного  познания

Научные знания добываются в ходе специальных исследований, в процессе использования апробированной и вновь разрабатываемой методологии. Методологию всякой науки составляют три основных блока: а) совокупность исходных требований и принципов  исследования; б) система методов  научного познания; в) теоретическое  обоснование используемых методов, включающее и разработку конкретных методик, процедур исследования.

В методологии научного исследования философия обосновывает исходные принципы: отражения, познаваемости  бытия, единства чувственного и рационального  в познании, детерминизма и др. Она  предъявляет всеобщие и общесоциологические  требования к научно-познавательной деятельности: единство субъекта и  объекта познания, движения и покоя, абсолютности и относительности, конечности и бесконечности, объективности  и субъективности, симметрии и  асимметрии, положительного и отрицательного и т.д. Соотносительность познания, изучение объектов через противоречия - важнейшие исходные методологические основы всякого исследования.

Конкретные науки используют философские принципы и требования, другие методологические ее положения. Но они имеют и свою методологию. Так, в естествознании важнейшими принципами выступают: релятивизм, конструктивизм, структурность, атрибутивность, движение, эволюция, катастрофизм, верифицируемость знания и др. Гуманитарные науки руководствуются принципами гуманизма, социальной справедливости, равенства и неравенства, вариантности исторического процесса, эволюции и революции, демократизма, безопасности; культурологическим, формационным, цивилизационным, историческим и другими подходами.

Принципы, подходы и общие  требования научного исследования конкретизируются в методах. Метод познания - это  прием, путь, способ, подвод или другая любая упорядоченная мыслительная и практическая деятельность человека по добыванию знания. По сферам применения методы познания делятся на две большие  группы: методы вненаучного и научного познания. Многие методы вненаучного  познания являются и методами научного исследования, но процедура их применения другая. Например, эксперимент как  метод познания используется в обыденно-практическом и научном познании. Но в научной  сфере эксперимент сопровождается теоретическим обоснованием, особой материально-технической и лабораторной базой, методикой. Эксперимент в  науке может осуществляться или  с непосредственным объектом исследования или с его моделью. Он имеет  свои этапы и способы проверки получаемых знаний.

В зависимости от уровней  познания методы объединяются в две  группы: методы чувственного и методы абстрактно-логического познания. В  научном познании используются прежде всего методы абстрактно-логического  познания: анализ, синтез, аналогия, абстрагирование  и др. Но могут использоваться и  методы чувственного познания: наблюдение, прослушивание, опрос, обобщение и  др.

Методы познания различаются  также степенью общности. Существуют всеобщие, общие и частные методы. Применительно к научному познанию они называются всеобщими, общенаучными и частными. К всеобщим методам  относятся философские, математические, семиотические и другие. Общие  или общенаучные методы используются при изучении видов и форм бытия  значительным числом наук. Частные  методы применяются в одной или  нескольких смежных науках.

В отличие от вненаучного  познания, где доминируют обыденное  или теоретико-спекулятивное, чувственное  или абстрактно-логическое постижение, научное познание основано на эмпирическом и теоретическом (рациональном) исследовании. Эмпирическое исследование накапливает  первоначальные научные знания по обоснованию  различных предположений или  проверке уже имеющихся знаний. Теоретическое  исследование завершает научно-познавательный цикл, формирует рационально-теоретическое  знание в форме учений, теорий, концепций. Условно учения отражают социальное развитие, а теории - систематизированные знания о природе и человеке. Концепция - в чем-то незавершенные теория или учение. Наиболее точной формой выражения завершенного научного знания является теория.

Эмпирическое и теоретическое  научное познание взаимосвязаны. Это  необходимые этапы всякого исследования, имеющие общие и отличительные  признаки. Общим для них является прежде всего цель: получить обоснованное и проверенное знание, а также  один объект исследования. Различаются  эмпирический и теоретический этапы  исследования, когда в экспериментальном  познании заняты одни, а в теоретическом - другие субъекты. На каждом из этапов используются свои методы познания.

К эмпирическим методам  научного исследования относятся: наблюдение, сравнение, различение, обобщение, описание, измерение, изучение документов и др. Наиболее важным и распространенным методом является эксперимент.

Он состоит в воссоздании  естественных или искусственных  условий функционирования объекта  исследования с целью более точного  изучения его свойств, структуры, закономерностей. Эксперимент бывает количественным и качественным, натурным и модельным. Количественное или качественное натурное экспериментирование осуществляется непосредственно с объектом познания в естественных или особых, специально создаваемых условиях. Модельный  эксперимент имеет не только количественные и качественные разновидности. Может  разрабатываться мысленная или  компьютерная модель объекта познания, а также воссоздаваться материальная и предметная копия-аналог в удобном  для исследования масштабе. Так, материальная модель гидроэлектростанции создается  в значительно меньшем, а модель атома - в увеличенном масштабе. Модельный  эксперимент применяется тогда, когда непосредственное изучение объекта  познания затруднено или невозможно. В эксперименте используются многие другие методы: наблюдение, измерение, сравнение, изменение условий и  др.

К теоретическим методам  научного познания относятся: идеализация, формализация, абстрагирование, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция и  др. Идеализация, например, состоит  в мысленном или предметном создании образца объекта познания, наиболее возможной копии совершенного и  желаемого знания и отражаемого  им объекта. Наиболее распространенными  идеализациями являются мыслительно-теоретические  образы (модели) совершенного человека или гармоничного общества.

Формализация предусматривает  создание модели объекта познания с  помощью искусственных языков или  форм логического мышления. Абстрагирование  представляет временное отвлечение в процессе познания от тех свойств  и элементов содержания объекта  исследования, которые на данный момент не составляют цели познания. Наибольшей абстракцией обладают всеобщие понятия. Они универсальны, имеют в основном философско-мировоззренческий характер, отражают важнейшие и предельно широкие свойства и связи бытия. Такие понятия, как «бытие», «материальное», «идеальное», «связь», «изменение», «покой» и другие являются всеобщими, но наиболее «бедными» по содержанию.

По мере конкретизации  понятий их содержание обогащается, что создает возможности индивидуализации и типизации объектов, которые  отражаются данными понятиями. Идеализация  и формализация могут рассматриваться  разновидностями абстрагирования. Аналогия, индукция и дедукция - методы преимущественно формально-логического  познания. Существует много других методов научно-теоретического познания. Они применяются избирательно, должны соответствовать объекту и цели исследования, ими должен владеть  субъект познания. Всякие методы научного познания соотносятся с возможностью проверки знаний, которые добываются с использованием тех или иных методов, а также с основными  формами научного познания.

6.3 Форма научного познания

Форма научного познания - относительно самостоятельное выражение  познавательного цикла и его  результатов на различных стадиях  и этапах исследования. Типовой схемой исследования выступает:

а) обнаружение каких-либо несоответствий в функционировании объектов и процессов действительности с существующими научными знаниями или необходимость специального изучения вновь создаваемых явлений  культуры, новых элементов бытия. Формулируются цель и задачи исследования, разрабатывается методика и выбираются методы, анализируется имеющаяся  материальная и теоретическая база;

б) разрабатываются возможные  варианты проведения исследования и  егo ожидаемые результаты;

в) проведение самого исследования на эмпирическом и теоретическом (рациональном) уровнях;

Информация о работе Наука и научное познание