Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:30, контрольная работа
Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
Целью работы является выявление понятия науки и научного познания как таковое, ведь в наш век информационных технологий тяжело определить истинную суть значения чего либо. Что есть наука? Как она появилась? Как влияет наука на современный мир, и как она повлияла на его развитие в целом? Какие методы научного познания существуют и как их можно реализовать в жизни? Зачем нам наука
Введение..............................................................................................................................................2
1. Понятие науки.................................................................................................................................2
2. Отличие науки от других социальных институтов......................................................................3
3. Внутренняя структура науки.........................................................................................................4
4. Наука и общество...........................................................................................................................5
4.1 Отношение общества к науке........................................................................................5
4.2 Роль науки в обществе...................................................................................................6
5. Функции науки................................................................................................................................7
6. Научное познание...........................................................................................................................9
6.1 Понятие и особенности научного познания................................................................9
6.2 Методология научного познания................................................................................10
6.3 Форма научного познания...........................................................................................13
Заключение........................................................................................................................................16
Список используемой литературы...
г) закрепление результатов исследования и их выражение в знаковых системах.
Каждому из этих условно
выделенных этапов соответствуют свои
формы научного познания. Основные
из них; научный факт; проблема; гипотеза,
ее доказательство или опровержение;
теория. Научный факт представляет
выраженный средствами науки факт действительности,
который не совпадает с имеющимся
теоретическим объяснением
Для второго этапа научного познания характерна проблема как форма выражения знания. Научная проблема - объективно возникающие в процессе осмысления научных фактов вопрос или группа вопросов, ответы на которые для науки и практики имеют существенное значение. Научная проблема формируется с использованием научного аппарата, нацелена на достаточно глубокое и всестороннее исследование фактов науки и фактов действительности.
Поставить (сформулировать)
научную проблему означает или использование
уже имеющейся парадигмы, или
разработку новых исходных принципов
и оснований, идей и стандартов, которые
составляют содержание кардинально
иного решения научной
Следующим шагом (этапом) научного исследования является разработка программы. Она формируется в ходе дифференциации проблемы на более конкретные предположения и логику их обоснования, на определение этапов и процедур. Логически связанные или противоположные варианты решения научной проблемы формулируются в гипотезах.
Гипотеза - форма исследования и логического мышления, представляющая обоснованный вариант решения проблемы или ее части с целью выявления причин и закономерностей предмета исследования. Гипотеза в этом плане отличается от всяких догадок, предположений, воображения тем, что она опирается на факты науки, в ней используются категории науки. Гипотеза выдвигается на основе известных уже законов и теорий, но может в последующем и не согласовываться с ними.
Гипотеза есть научное
предположение, выраженное достаточно
просто и понятно языком науки. Она
должна быть проверяема, т.е. должна существовать
реальная возможность ее доказательства
или опровержения. В начале гипотеза
строится (накапливаются, анализируются
и обобщаются факты науки с
их первичным, предположительным объяснением)
В ходе доказательства гипотезы объясняются факты науки, которые противоречат уже известным знаниям, обосновываются новые свойства, структуры, законы объектов бытия. Закон в науке - установленные существенные, необходимые, объективные, внутренние, универсальные для определенного класса явлений и повторяющиеся связи бытия. Закон - важнейшее звено и основание научной теории. Обоснование в процессе доказательства гипотезы новых свойств и связей объекта исследования формируется в логическую систему знаний, которая называется теорией.
Теория является заключительной
формой процесса научного познания. Она
представляет совокупность достоверных
научных знаний об определенной стороне
бытия. Знания систематизированы, логически
взаимосвязаны и представляют целостную
концепцию (учение). Теория содержит суждения,
на основании которых можно
Главная задача всякой науки -- добыть не просто истинные знания, а объединить их в теорию - достаточно масштабное и глубокое систематизированное концептуальное знание.
Понятие «теория» употребляется еще в двух значениях. Теория означает всякое, не обязательно истинное, но систематизированное знание с использованием категориального аппарата и логического мышления. Теории обоснования бытия Бога, оккультно-мистические теории, многие социальные утопии - примеры нестрогого употребления данного термина как научно-истинной теории. Понятие «теория» соотносится также с понятием «практика».
В этом соотношении теоретическое охватывает все содержание, способы и формы проявления сознания субъектов. В сознании, в чувствах и уме -- как бы все теоретическое (не нашедшее еще воплощения в жизни), а сама жизнь людей, их конкретно-созидательная деятельность -- это практика.
Философские теории имеют в своем содержании научно-теоретическиe знания, если их можно экспериментально обосновать или опровергнуть, т.е. проверить. Так, философские законы верифицируемы в том случае, когда они применяются (изучается их действие) к конкретным объектам бытия. Противоречивость развития, причинно-следственная зависимость, взаимосвязь сущности и явления, содержания и формы и другие философские знания научно проверяемы.
Но, как отмечалось, специфика
философии состоит в том, что
многие ее постулаты имеют
Заключение
Таким образом, наука в современном обществе -- неотъемлемый его атрибут. Наука по своему содержанию и сферам исследования чрезвычайно многообразна.
Философия является наукой,
ей присущи основные признаки науки
как общественного явления. Но философское
знание с точки зрения его научно-истинной
характеристики не все является таковым.
Оно содержит в себе и мировоззренчески-
Мировоззренческое философское знание основано на свободном выборе, на естественном праве человека самостоятельно выбирать тип мировоззрения и следовать ему на практике.
Список использованной литературы:
1. Демидов, А.Б. Философия
и методология науки: курс
2. Каверин Б.И., Демидов
И.В. Философия: Учебное
3. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с
4. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. -- 608 с.
5. Некрасов С.И. Философия
науки и техники /Некрасов С.И.