Наука и научное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
Целью работы является выявление понятия науки и научного познания как таковое, ведь в наш век информационных технологий тяжело определить истинную суть значения чего либо. Что есть наука? Как она появилась? Как влияет наука на современный мир, и как она повлияла на его развитие в целом? Какие методы научного познания существуют и как их можно реализовать в жизни? Зачем нам наука

Содержание работы

Введение..............................................................................................................................................2
1. Понятие науки.................................................................................................................................2
2. Отличие науки от других социальных институтов......................................................................3
3. Внутренняя структура науки.........................................................................................................4
4. Наука и общество...........................................................................................................................5
4.1 Отношение общества к науке........................................................................................5
4.2 Роль науки в обществе...................................................................................................6
5. Функции науки................................................................................................................................7
6. Научное познание...........................................................................................................................9
6.1 Понятие и особенности научного познания................................................................9
6.2 Методология научного познания................................................................................10
6.3 Форма научного познания...........................................................................................13
Заключение........................................................................................................................................16
Список используемой литературы...

Файлы: 1 файл

наука и научное познание.docx

— 38.73 Кб (Скачать файл)

г) закрепление результатов  исследования и их выражение в  знаковых системах.

Каждому из этих условно  выделенных этапов соответствуют свои формы научного познания. Основные из них; научный факт; проблема; гипотеза, ее доказательство или опровержение; теория. Научный факт представляет выраженный средствами науки факт действительности, который не совпадает с имеющимся  теоретическим объяснением процесса, к которому он принадлежит. Факт науки может возникать и в ходе новых необходимых исследований различных областей бытия. В факте науки констатируются события, свойства предметов и явлений, другие обнаруженные новшества, которые необходимо изучить, научно объяснить. Содержание факта науки может составлять ненаблюдаемое, необнаруженное, но предполагаемое событие или процесс. Один или совокупность научных фактов образуют предмет исследования. Область действительности, к которой принадлежат факты науки, выступает объектом исследования.

Для второго этапа научного познания характерна проблема как форма  выражения знания. Научная проблема - объективно возникающие в процессе осмысления научных фактов вопрос или  группа вопросов, ответы на которые  для науки и практики имеют  существенное значение. Научная проблема формируется с использованием научного аппарата, нацелена на достаточно глубокое и всестороннее исследование фактов науки и фактов действительности.

Поставить (сформулировать) научную проблему означает или использование  уже имеющейся парадигмы, или  разработку новых исходных принципов  и оснований, идей и стандартов, которые  составляют содержание кардинально  иного решения научной проблемы. Смена парадигм в науке часто  связана с научными революциями. Примером научных революций, означающих смену парадигм, могут служить: гелиоцентрическая  концепция Коперника, эволюционное учение Дарвина, теория относительности  Эйнштейна, многие великие открытия в математике и физике на рубеже XIX-XX веков. Революции в науке вызывают постановку и решение новых, сложных  и значимых для общества проблем. Наука переходит при этом на более  высокий уровень развития. Удачно и точно сформулировать научную  проблему на основе новых научных  фактов - важнейшее условие успешного  исследования.

Следующим шагом (этапом) научного исследования является разработка программы. Она формируется в ходе дифференциации проблемы на более конкретные предположения  и логику их обоснования, на определение  этапов и процедур. Логически связанные  или противоположные варианты решения  научной проблемы формулируются  в гипотезах.

Гипотеза - форма исследования и логического мышления, представляющая обоснованный вариант решения проблемы или ее части с целью выявления  причин и закономерностей предмета исследования. Гипотеза в этом плане  отличается от всяких догадок, предположений, воображения тем, что она опирается  на факты науки, в ней используются категории науки. Гипотеза выдвигается  на основе известных уже законов  и теорий, но может в последующем  и не согласовываться с ними.

Гипотеза есть научное  предположение, выраженное достаточно просто и понятно языком науки. Она  должна быть проверяема, т.е. должна существовать реальная возможность ее доказательства или опровержения. В начале гипотеза строится (накапливаются, анализируются  и обобщаются факты науки с  их первичным, предположительным объяснением), затем проверяется (на основе способов и форм логического мышления, сопоставления  логических заключений с исходными  научными фактами), а потом доказывается (эмпирическое исследование, сопоставление  полученных знаний с фактами действительности, проверка научных выводов).

В ходе доказательства гипотезы объясняются факты науки, которые  противоречат уже известным знаниям, обосновываются новые свойства, структуры, законы объектов бытия. Закон в науке - установленные существенные, необходимые, объективные, внутренние, универсальные  для определенного класса явлений  и повторяющиеся связи бытия. Закон - важнейшее звено и основание  научной теории. Обоснование в  процессе доказательства гипотезы новых  свойств и связей объекта исследования формируется в логическую систему  знаний, которая называется теорией.

Теория является заключительной формой процесса научного познания. Она  представляет совокупность достоверных  научных знаний об определенной стороне  бытия. Знания систематизированы, логически  взаимосвязаны и представляют целостную  концепцию (учение). Теория содержит суждения, на основании которых можно получить новые суждения с помощью средств  и способов логического мышления. Теория содержит возможность предвидения, так как в нее входят открытые законы, принципы последующего познания. Теория объясняет сущностное функционирование фрагментов бытия, обладает эвристической  функцией. Она побуждает к новым  исследованиям и открытиям. Теория, как правило, открытая форма научного знания. Ее можно дополнять новыми знаниями, считать утратившими достоверность  или ценность те «истины», которые  опровергнуты или не находят применения на практике. Теория преемственна в  своем развитии и совершенствовании.

Главная задача всякой науки -- добыть не просто истинные знания, а  объединить их в теорию - достаточно масштабное и глубокое систематизированное  концептуальное знание.

Понятие «теория» употребляется  еще в двух значениях. Теория означает всякое, не обязательно истинное, но систематизированное знание с использованием категориального аппарата и логического  мышления. Теории обоснования бытия  Бога, оккультно-мистические теории, многие социальные утопии - примеры  нестрогого употребления данного термина  как научно-истинной теории. Понятие  «теория» соотносится также с  понятием «практика».

В этом соотношении теоретическое  охватывает все содержание, способы  и формы проявления сознания субъектов. В сознании, в чувствах и уме -- как бы все теоретическое (не нашедшее еще воплощения в жизни), а сама жизнь людей, их конкретно-созидательная  деятельность -- это практика.

Философские теории имеют  в своем содержании научно-теоретическиe знания, если их можно экспериментально обосновать или опровергнуть, т.е. проверить. Так, философские законы верифицируемы  в том случае, когда они применяются (изучается их действие) к конкретным объектам бытия. Противоречивость развития, причинно-следственная зависимость, взаимосвязь  сущности и явления, содержания и  формы и другие философские знания научно проверяемы.

Но, как отмечалось, специфика  философии состоит в том, что  многие ее постулаты имеют мировоззренческий  характер, основаны на свободном выборе той или иной точки зрения. Такие  философские знания имеют теоретический  характер, но вопрос об их истинности является некорректным. Знания о многих атрибутивных свойствах бытия, другие подобные знания не нуждаются в экспериментальной  проверке. Имеет ли, например, бытие  в целом какие-либо границы или  оно их не имеет - это для человеческого  сообщества важно, вызывает на протяжении веков постоянный интерес.

 

Заключение

Таким образом, наука в  современном обществе -- неотъемлемый его атрибут. Наука по своему содержанию и сферам исследования чрезвычайно  многообразна.

Философия является наукой, ей присущи основные признаки науки  как общественного явления. Но философское  знание с точки зрения его научно-истинной характеристики не все является таковым. Оно содержит в себе и мировоззренчески-теоретическую  часть, когда вопрос об истинности, т.е. об адекватности знания объекту  познания, не ставится и не должен ставиться.

Мировоззренческое философское  знание основано на свободном выборе, на естественном праве человека самостоятельно выбирать тип мировоззрения и  следовать ему на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Демидов, А.Б. Философия  и методология науки: курс лекций / А.Б.Демидов., 2009 - 102 с.

2. Каверин Б.И., Демидов  И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001. - 272 с.

3. Спиркин А.Г. Философия  / Спиркин А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с

4. Алексеев П.В. Философия  /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби,  Проспект, 2005. -- 608 с.

5. Некрасов С.И. Философия  науки и техники /Некрасов С.И., Некрасова Н.А., 2010 — 202 с.

 


Информация о работе Наука и научное познание