Нетрадиционный контроль младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.
2. Раскрыть терминологический аппарат исследования.
3. Рассмотреть виды, формы и методы нетрадиционного контроля знаний.
4. Определить возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников.
5. Разработать советы – рекомендации по организации контроля ЗУН младших школьников.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2013 год Педагогика.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности  и качества обучения, особое место  занимает контроль обучения.

Действительно, контроль – необходимая составная  часть процесса обучения, от его  правильной организации во многом зависит его успех.

Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю выявить знания, умения и навыки, которые усвоили  школьники на каждом этапе обучения, вовремя оказать необходимую  помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Роль контроля обучения выходит далеко за рамки  отношений между учителем и учеником. Эффективность различных методов  и форм обучения, качество учебников  и методических разработок, доступность содержания образование самым тесным образом связаны с вопросами контроля. Он дает необходимую информацию для организации учебно – воспитательного руководства им. От его объективности зависит качество обучения, правильность решения многих дидактических и воспитательных задач.

Проблема контроля в учебной деятельности не нова и  педагогический опыт, накопленный в  этой области богат и разнообразен.

В нашей стране опубликовано большое количество работ, касающихся функций, методов, принципов  контроля. Можно выделить несколько направлений в изучении этой проблемы.

Основную группу представляют работы, в которых исследовались  функции проверки и оценки знаний в учебном процессе, требования к  формируемым знаниям, умениям, навыкам, методам контроля, видам учета знаний в традиционной системе обучения (М.И. Зарецкий, И.И.Кулибаба, И.Я.Лернер, Е.И.Перовский, С.И.Руновский, М.Н.Скаткин, В.П.Стрекозин и другие). В опубликованных работах показаны контролирующая, обучающая и воспитывающая функции проверки и оценки знаний, раскрыта методика проведения письменного, устного, графического и практического контроля знаний, индивидуального, фронтального, тематического и итогового опроса. Сформулированы требования к качеству знаний школьников, к оценке их устных и письменных ответов по различным учебным предметам.

В последние  десятилетия в связи с развитием  программирования, проблемного обучения и широкого внедрения в учебный  процесс ТСО (в частности компьютеров) появились новые аспекты в  изучении проблемы. В условиях снижения интереса школьников к учению появилась особая необходимость в таких нетрадиционных видах контроля как опорный и игровой.  Однако, анализ психолого-педагогической, методической литературы показывает недостаточную разработанность данных видов контроля, в частности в начальной школе.

В связи с  актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Нетрадиционные виды контроля знаний младших школьников».

Проблема  исследования: каковы возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников?

Цель  исследования: выявить и теоретически обосновать возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников.

Объект  исследования: процесс обучения в начальной школе.

Предмет исследования: нетрадиционные виды контроля и их возможности в обучении младших школьников.

В соответствии с целью, объектом и предметом  исследования нами сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.
  2. Раскрыть терминологический аппарат исследования.
  3. Рассмотреть виды, формы и методы нетрадиционного контроля знаний.
  4. Определить возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников.
  5. Разработать советы – рекомендации по организации контроля ЗУН младших школьников.

Методы  исследования: анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретического материала.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.

В первом параграфе «Терминологический аппарат исследования» раскрывается сущность ключевых понятий темы: контроль, проверка, оценка; их значение, функции, требования.

Во втором параграфе «Виды и формы контроля» рассматриваются основные виды, формы и методы нетрадиционного контроля знаний.

В третьем параграфе «Возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников» анализируются возможности использования нетрадиционного контроля в обучении младших школьников.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы

Общий объем курсовой работы составляет 27 страниц машинописного текста, приложение.

 

 

 

 

 

 

  1. Терминологический аппарат исследования

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит  успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

В педагогическом словаре контроль (французское слово controle)  означает:

  1. наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин;
  2. функция управления, устанавливающих степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел [1;63].

По мнению И.П. Подласого, контроль означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых [9;401].

В.А. Сластенин, рассматривая контроль как определенную систему проверки эффективности  функционирования любого процесса, подчеркивал  крайнюю его необходимость и  для успешного протекания педагогического  процесса, что вполне объяснимо с психологической точкой зрения. Каждый из участников педагогического  взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах  [14;321].

 С кибернетических позиций контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика).

Контроль направлен  на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые  коррективы в течение учебного процесса. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов педагогической деятельности или же принципиальной перестройки всей системы работы.

Н.Басова видит  в контроле – «способ получения  информации о качественном состоянии  учебного процесса». Он направлен как на деятельность учащихся, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие учащихся и учителя [1;24].

Проверка –  это составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи  между учителем и учащимися, получение педагогом объекта информации о системе освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащихся, но и объема учебного труда последнего.

Оценка –  это определение и выражение  в условиях знаниях-баллах, а также  в оценочных суждениях учителя  степени усвоения учащимся знаний, умений, навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплин [7;261]. Количественным выражением оценки является отметка (установленное обозначение, намеченные знаки, кодовые сигналы и т.д.).

Система проверки знаний и умений учащихся – органическая часть учебного процесса, и ее функции  выходят далеко за пределы собственно контролирующей [14;322]. Наряду с контролирующей (собственно проверочной) контроль выполняет взаимосвязанные обучающую, воспитывающую, развивающую функции.

Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешний: ученик-учитель и  внутренний: ученик-ученик), а также учет результатов контроля [1;281]. Обучающий контроль дается с профилактико - предупредительной  целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования систематизации знаний. Учащиеся не только участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть опрошены в любой момент.  Обучающую роль проверки и в том, что учащиеся слушают дополнительное объяснение и комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного материала.

Воспитывающая функция контроля означает максимальный учет личности учащихся, создание ему условий для форматирования личностных качеств, например, трудолюбие. Эта функция заключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинированности и выработки воли. Ожидание проверки заставляет учащихся регулярно учить уроки, отказаться от развлечений и удовольствий, если они мешают приготовлению уроков.

Регулярный  контроль повышает ответственность за выполняемую работу, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества и коллективистические отношения. Кроме того, контроль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, то есть формированию самооценки.

Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчеству, мотиву познавательной деятельности.

Контроль может  выполнять и специфические функции  в зависимости от цели: диагностирующие, констатирующие, прогнозирующие.

Важнейшими  принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся является объективность, систематичность, наглядность (гласность) [8;403].

 Н.В. Басова в качестве основных принципов контроля выдвигает:

а) индивидуальный характер контроля, требующий осуществление контроля за работой каждого ученика,  за его личной учебной работой, не допускающий подлинные результаты учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класс) или наоборот;

б) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание с другими сторонами учебной деятельности учащихся;

в) разнообразие форм проведения, обеспечивающие выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функцией контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;

г) всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечить проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

д) объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;

е) дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его результатов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий применения в соответствии с этими особенностями различной методики проведения контроля и педагогического такта учителя;

ж) единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой в классе [16;322-323].

Соблюдение  указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Итак, нами раскрыты основные понятия темы, их функции.

Контроль – выявлении, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Он выполняет функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую и развивающую.

Его составными частями являются проверка и оценка.

Под проверкой  мы понимаем, составной компонент  контроля.

А оценка – это  определение и выражение в  условиях – баллах.

 

 

 

2. Виды, формы и методы контроля знаний.

 

Контроль бывает разных видов, и может осуществляться с помощью разных методов, являясь  важным структурным компонентом  процесса обучения. В соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения, он осуществляется в течение всего учебного года. Этим обусловливается различные виды контроля.

Так, Н.В. Басова по цели различает следующие виды контроля:

  • диагноз (что может ученик),
  • констатация (что знает и умеет ученик),
  • прогноз (чего можно добиться).

По своему назначению все эти три вида контроля очень  близки, однако каждый специфичен в  зависимости от цели. Готовясь к  проведению контроля, все учителя  задумываются над тем, что и как  контролировать.  В педагогике вопрос, что контролировать, считается частным, так как он зависит от предмета или темы в самом предмете. Можно контролировать знания (усвоение материала, правила, закона и т. п.). В первом случае (три контроля усвоения знаний) контроль будет называться дифференцированным ( по аспектам), во втором – комплексным. Контроль может быть проведен с учетом разных уровней активизации мыслительных процессов: познание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Тогда задания в контрольных работах могут включать ключевые слова и фразы, как представлено Б.Блюмом [2;203].

Информация о работе Нетрадиционный контроль младших школьников