Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:38, курсовая работа
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.
2. Раскрыть терминологический аппарат исследования.
3. Рассмотреть виды, формы и методы нетрадиционного контроля знаний.
4. Определить возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников.
5. Разработать советы – рекомендации по организации контроля ЗУН младших школьников.
- Стендовый контроль, когда ученики на контролируемом стенде показывают последовательность процесса. Стендовый контроль приближает ученика к реальности.
- Реферативный контроль по предложенным предметным проектам учащихся. Ученику предлагается проследить по проекту технологию той или иной работы, процесса, операции и так далее, а так же выявить недостатки в проекте и предложить пути их решения. Проектный контроль требует от учащихся постоянной и всесторонней подготовки к уроку.
- Диафильмный контроль, при котором на экране высвечивается нужный кадр, ранее уже демонстрировавший при объяснении нового материала и являющийся основой при контрольных вопросах.
- Экскурсионный контроль. Ученики отвечают на вопросы во время проведения учебной экскурсии в природу, на производство.
- Реальный контроль, когда учащийся, опираясь на макет или конспект, на заданный контрольный вопрос выполняет реальное предметное задание в виде макетов, плакатов, рефератов, оборудования и оформления учебного кабинета, то и есть свои ответы воплощает в реальное дело. Этот вид контроля используется выборочно к наиболее сильным учащимся, развивая тем самым их творческие способности [3;14-15].
С нашей точки зрения в начальной школе наиболее приемлемы такие виды опорного контроля, как реальный, реферативный, учебный, плакатный,, диафильмный, экскурсионный.
2. Игровой контроль:
А. Кроссвордовый контроль. Контроль ( от англ. cross - "пересечение" и word - "слово") - это игра задача, состоящая в заполнении пересекающихся рядов клеток со словами, которые надо разгадать по их значению [14;15]. Русские кроссворды иногда называют крестоловицей (слово ввел в обиход В.Набоков). Кроссворды развивают интерес к учебному материалу, то и есть носят игровой и развивающий характер, позволяют закрепить специальную терминологию и частично решают проблему грамотного написания используемых слов.
Б. Криптограммовый контроль. Криптограмма - игра, которая может быть в двух вариантах: на предложенный вопрос следует зашифрованный ответ, не известна ни одна буква ответа; следует ответить на контрольный вопрос, который не соответствует зашифрованному ответу, известны 1-2 буквы ответа. Криптограммы выдаются на специальных пластмассовых досках с мелом, где педагогический рисунок криптограммы отчетливо нанесен [3;144].
В. Числограммовый контроль - контроль-игра, в которой ответы зашифрованы в цифрах [3;144]. Работа с числограммами требует мобилизации знаний не только по изучаемой теме, но и по пройденному материалу. Важно включать при составлении числограмм материал и по другим строительным уже пройденным предметам, чем достигается и межпредметносвязевый контроль знаний.
Г. Диктантовый котроль - это игра, в которой контрольные вопросы представлены в виде тематического диктанта[3;15]. Применение тематических диктантов дисциплинирует и сосредотачивает учеников.
Д. Ребусовый контроль. Слово "ребус" в переводе с латинского означает "при помощи вещей" Ребус-загадка, в которое искомое слово или фраза изображены комбинацией условных знаков или фигур, букв, цифр, нот ит.д. [14;144]. Каждый рисунок, знак, буква, цифра означают слово или часть его.
Е. Шарадовый контроль. Шарада – задача, в которой искомое слово делиться на несколько частей, имеющих самостоятельное значении [14;144]. Слово «шарада» является разновидностью усложненной загадки [14;98]. Слово «шарада» французского происхождения, утверждающего как развлечение и родившегося в Лайгедоке - средневековой провинции южной Франции, где шарадами называли повозки на двух колесах. Феодалы Лайгедока занимались созданием шарад в свободное время. В их лексиконе слово «шарада» стало означать «целый воз болтовни» и может быть представлено как в форме прозы, так и в стихах. Когда исходное слово состоит из двух частей, то шарада называется двусложная, из трех – трехсложная и т.д. Авторами шарад выступали известные поэты. Среди них – В.Пушкин дядя великого поэта, К.Рылеев, А.Бестужев-Марлинский. Наибольшего расцвета шарада достигла в 17 веке в салонах Франции и России, где она бытовала даже в театрализованной форме. Ею увлекались почти все монархи Европы. В «живые шарады» любили играть А.С.Пушкин, А.И.Герцен, М.Горький и другие.
С нашей точки зрения в начальной школе наиболее эффективны такие виды игрового контроля, как кроссвордный, шарадовый, ребусовый, числограммовый контроль.
При использовании данных видов максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность самих ребят. Стремление младшего школьнику к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность – все это удовлетворяется в разумной, приносящей пользу и удовлетворение игре, развивающей у детей навыки коллективных действий и разностороннюю активность.
Итак, наиболее приемлемыми видами контроля в начальной школе являются опорный и игровой, так как они наиболее отвечают физиологическим и психологическим особенностям детей младше школьного возраста, позволяют активизировать мышление, память, сосредоточить внимание обучаемых, организовать из восприятие. В этих видах контроля развиваются инициативность, соревновательность, навыки коллективной деятельности ребят.
Заключение
Проблема контроля
учебной деятельности учащихся,
в том числе и младших школьник
Одним из перспективных
направлений в повышении
Проверка и
оценка знаний, умений, навыков учащихся
– это «процесс выявления и
сравнения на определенном этапе
обучения результатов учебной
Проверка и
оценка – «составная часть процесса
обучения, осуществляемая путем систематического
контроля, за учебной деятельностью
обучающихся с помощью
2. Рассмотрены основные виды, формы и методы контроля знаний, умений учащихся. В качестве основных выделены 6 видов: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.
3. Дана характеристика таких нетрадиционных видов контроля, как опорный и игровой и определены возможности использования их на уроках в начальной школе.
4. Разработаны практические рекомендации, способствующие более эффективному использованию контроля в обучении младших школьников (Приложение 1).
Решение перечисленных во введении задач позволило достичь поставленной цели, а именно выявить и теоретически обосновать возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников. Мы понимаем, что наше исследование не исчерпывает всей проблемы. При дальнейшей ее разработке важно обратить внимание на вопросы методики использования нетрадиционных видов контроля; педагогических условий их применения, воспитательные возможности нетрадиционных видов и методов контроля в процессе обучения младших школьников.
Список использованной литературы
1. Афонина, Г.М. Педагогика / Г.М. Афонина. –Р/н/Д: Феникс, 2002.
2. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. - Р/н/Д: Феникс, 1999.
3.Бричев, О.М. Опорный и игровой контроль знаний / О.М. Бричев //Специалист. – 1996. - №3. – с. 14-15
4. Давыдов, В.В. Психологический словарь / В.В. Давыдов. – М., 1983.
5. Ингекамп, К.В. Педагогическая диагностика. Перевод с немецкого языка / К.В. Ингекамп. – М., 1991.
6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000.
7. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: Владос, 2004.
8. Крившенко, Л.П. Педагогика / Л.П. Крившенко. – М.: Велби, 2005.
9. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009.
10. Мижериков, В.А. Словарь – справочник по педагогике / В.А.Мижериков. – М.: Сфера, 2004.
11. Мижериков, В.А. Словарь – справочник по педагогике / В.А Мижериков, П.И. Пидкасистый. – М.: Сфера, 2004.
12. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. – 1996.
13. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2008.
14. Подласый, И.П. Педагогика для начальной школы: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2000.
15. Полонский, В.М. Оценка знаний школьников / В.М. Полонский. – М.: Знание, 1981.
16. Седова, О.О. Занимательные задания по педагогике: учебно-методическое пособие / О.О. Седова. – Орск: ОГТИ, 2006.
17. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А Сластенин, И.Ф. Исаев, А.М. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – пресс, 1998.
18. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов и средних учебных заведений / С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 1991.
19. Талызина, Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе / Н.Ф.Талызина. – М.: Знание, 1983.
20. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998.
21. Фридман, Л.М. Психологическая наука школ /Л.М. Фридман. – М., 1988.
22. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И. Ф. Харламов. – М.: Высшая школа, 1990.
23. http://do.gendocs.ru/docs/
24. http://www.webkursovik.ru/
25. http://informatik.pedsovet.su/
Приложение 1
Советы – рекомендации
по организации контроля знаний, умений и навыков учащихся
Информация о работе Нетрадиционный контроль младших школьников