Нетрадиционный контроль младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.
2. Раскрыть терминологический аппарат исследования.
3. Рассмотреть виды, формы и методы нетрадиционного контроля знаний.
4. Определить возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников.
5. Разработать советы – рекомендации по организации контроля ЗУН младших школьников.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2013 год Педагогика.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

- Стендовый контроль, когда ученики на контролируемом стенде показывают последовательность процесса. Стендовый контроль приближает ученика к реальности.

- Реферативный контроль по предложенным предметным  проектам учащихся. Ученику предлагается проследить по проекту технологию той  или иной работы, процесса, операции и так далее, а так же выявить  недостатки в проекте и предложить пути их решения. Проектный контроль требует от учащихся постоянной и всесторонней подготовки  к уроку.

- Диафильмный контроль, при котором на экране высвечивается нужный кадр, ранее уже демонстрировавший при объяснении  нового материала и являющийся основой  при контрольных вопросах.

- Экскурсионный контроль. Ученики отвечают на вопросы во время проведения учебной экскурсии в природу, на производство.

- Реальный контроль, когда учащийся, опираясь на макет или конспект, на заданный контрольный вопрос выполняет реальное предметное задание в виде макетов, плакатов, рефератов, оборудования и оформления  учебного кабинета,  то и есть свои ответы  воплощает в реальное дело. Этот вид контроля используется выборочно к наиболее сильным учащимся, развивая тем самым их творческие способности [3;14-15].

С нашей точки  зрения в начальной школе наиболее приемлемы такие виды опорного контроля, как реальный, реферативный, учебный, плакатный,, диафильмный, экскурсионный.

2. Игровой контроль:

А. Кроссвордовый контроль. Контроль ( от англ. cross - "пересечение" и word - "слово") - это игра задача, состоящая в заполнении пересекающихся рядов клеток со словами, которые надо разгадать по их значению  [14;15]. Русские кроссворды иногда называют крестоловицей (слово ввел в обиход В.Набоков). Кроссворды развивают интерес к учебному материалу, то и есть носят игровой и развивающий характер, позволяют закрепить специальную терминологию и частично решают проблему грамотного написания используемых слов.

Б. Криптограммовый контроль. Криптограмма - игра, которая может быть  в двух вариантах: на предложенный вопрос следует зашифрованный ответ, не известна ни одна буква ответа;  следует ответить на контрольный вопрос, который не соответствует  зашифрованному ответу, известны 1-2 буквы ответа. Криптограммы  выдаются на специальных пластмассовых досках с мелом, где педагогический  рисунок криптограммы отчетливо нанесен [3;144].

В. Числограммовый контроль - контроль-игра, в которой ответы зашифрованы в цифрах [3;144]. Работа с числограммами требует мобилизации знаний не только по изучаемой теме, но и по пройденному материалу. Важно  включать при составлении числограмм материал и по другим строительным уже пройденным предметам, чем достигается и межпредметносвязевый контроль знаний.

Г. Диктантовый котроль - это игра, в которой контрольные вопросы представлены в виде тематического диктанта[3;15]. Применение тематических диктантов дисциплинирует и сосредотачивает учеников.

Д. Ребусовый контроль.  Слово "ребус" в переводе с латинского означает "при помощи вещей"  Ребус-загадка, в которое искомое слово или фраза изображены комбинацией условных знаков или фигур, букв, цифр, нот ит.д. [14;144]. Каждый рисунок, знак, буква, цифра означают слово или часть его.

Е. Шарадовый контроль. Шарада – задача, в которой искомое слово делиться на несколько частей, имеющих самостоятельное значении [14;144]. Слово «шарада» является разновидностью усложненной загадки [14;98]. Слово «шарада»  французского происхождения, утверждающего как развлечение и родившегося в Лайгедоке  - средневековой провинции южной Франции, где шарадами называли повозки на двух колесах. Феодалы Лайгедока занимались созданием шарад в свободное время. В их лексиконе слово «шарада» стало означать  «целый воз болтовни» и может быть представлено как в форме прозы, так и в стихах. Когда исходное слово состоит из двух частей, то шарада называется двусложная, из трех – трехсложная и т.д. Авторами шарад выступали известные поэты. Среди них – В.Пушкин дядя великого поэта, К.Рылеев, А.Бестужев-Марлинский. Наибольшего расцвета шарада достигла в 17 веке в салонах Франции и России, где она бытовала даже в театрализованной форме. Ею увлекались почти все монархи Европы. В «живые шарады» любили играть А.С.Пушкин, А.И.Герцен, М.Горький и другие.

 С нашей точки зрения в начальной школе наиболее эффективны такие виды игрового контроля, как кроссвордный, шарадовый, ребусовый, числограммовый контроль.

 При использовании данных видов максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность  самих ребят. Стремление младшего школьнику к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность – все это удовлетворяется в разумной, приносящей пользу и удовлетворение игре, развивающей у детей навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

 Итак, наиболее приемлемыми видами контроля в начальной школе являются опорный и игровой, так как они наиболее отвечают физиологическим и психологическим особенностям детей младше школьного возраста, позволяют активизировать мышление, память,  сосредоточить внимание  обучаемых, организовать из восприятие. В этих видах контроля развиваются инициативность, соревновательность, навыки коллективной деятельности ребят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема контроля учебной деятельности учащихся,  в том числе и младших школьников, всегда была в центре научного поиска. Учеными- педагогами проведены научные исследования различных аспектов данной проблемы.

Одним из перспективных  направлений в повышении эффективности  контроля является использование его  нетрадиционных видов, в частности опорного и игрового. В начальной школе они особенно эффективны в силу психофизических особенностей младших школьников. Это подтверждают также результаты проведенного нами теоретического исследования. Они состоят в следующем:

  1. Раскрыты ключевые понятия темы: «контроль», «проверка», «оценка», «отметка».

Проверка и  оценка знаний, умений, навыков учащихся – это «процесс выявления и  сравнения на определенном этапе  обучения результатов учебной деятельности с требованиями, заданными учебными программами».

Проверка и  оценка – «составная часть процесса обучения, осуществляемая путем систематического контроля, за учебной деятельностью  обучающихся с помощью соответствующих  заданий и непосредственного  наблюдения за их выполнением» [10;305]

2. Рассмотрены основные виды, формы и методы контроля знаний, умений учащихся. В качестве основных выделены 6 видов: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

3. Дана характеристика таких нетрадиционных видов контроля, как опорный и игровой и определены возможности использования их на уроках в начальной школе.

4. Разработаны практические рекомендации, способствующие более эффективному использованию контроля в обучении младших школьников (Приложение 1).

Решение перечисленных  во введении задач позволило достичь поставленной цели, а именно выявить и теоретически обосновать возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников. Мы понимаем, что наше исследование не исчерпывает всей проблемы. При дальнейшей ее разработке важно обратить внимание на вопросы методики использования нетрадиционных видов контроля; педагогических условий их применения, воспитательные  возможности нетрадиционных видов и методов контроля в процессе обучения младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Афонина, Г.М. Педагогика / Г.М. Афонина. –Р/н/Д: Феникс, 2002.

2. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. - Р/н/Д: Феникс, 1999.

3.Бричев, О.М. Опорный и игровой контроль знаний / О.М. Бричев //Специалист. – 1996. - №3. – с. 14-15

4. Давыдов, В.В. Психологический словарь / В.В. Давыдов. – М., 1983.

5. Ингекамп, К.В. Педагогическая диагностика. Перевод с немецкого языка / К.В. Ингекамп. – М., 1991.

6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000.

7. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: Владос, 2004.

8. Крившенко, Л.П. Педагогика / Л.П. Крившенко. – М.: Велби, 2005.

9. Кулагина,  И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009.

10. Мижериков, В.А. Словарь – справочник по педагогике / В.А.Мижериков. – М.: Сфера, 2004.

11. Мижериков, В.А. Словарь – справочник по педагогике / В.А Мижериков, П.И. Пидкасистый. – М.: Сфера, 2004.

12. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. – 1996.

13. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2008.

14. Подласый, И.П. Педагогика для начальной школы: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2000.

15. Полонский, В.М. Оценка знаний школьников / В.М. Полонский. – М.: Знание, 1981.

16. Седова, О.О. Занимательные задания по педагогике: учебно-методическое пособие / О.О. Седова. – Орск: ОГТИ, 2006.

17. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А Сластенин, И.Ф. Исаев, А.М. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – пресс, 1998.

18. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов и средних учебных заведений / С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 1991.

19. Талызина, Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе  / Н.Ф.Талызина. – М.: Знание, 1983.

20. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998.

21. Фридман, Л.М. Психологическая наука школ /Л.М. Фридман. – М., 1988.

22. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И. Ф. Харламов. – М.: Высшая школа, 1990.

23. http://do.gendocs.ru/docs/index-11783.html

24. http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-42189

25. http://informatik.pedsovet.su/inforcon/5.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Советы  – рекомендации

по  организации контроля знаний, умений и навыков учащихся

 

  1. Контроль следует использовать там, где это действительно необходимо.
  2. Каждый раз, используя контроль, надо отдавать себе отчет, какую именно функцию он должен выполнить в учебном процессе, какую роль сыграть в решении учебных задач. Не прекращать проверку и оценку в самоцель на уроке.
  3. Нельзя подвергать контролю то, что усвоено на первом уровне, то есть на уроке ознакомления, первичного представления.
  4. Не стоит прибегать к контролю, если педагог уверен, что все ученики выполнят задание на 100%, но рекомендуется предусмотреть примерно полное его выполнение, чтобы создать у учащихся веру в себя (уроки радости).
  5. Хорошо организованный поэтапный (по объектный) контроль снимает необходимость в итоговом.
  6. Контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечить проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
  7. Необходимо варьировать методы и средства контроля, предусмотреть сочетание традиционных методов с новыми приемами, передовым опытом.
  8. Контроль становится тем эффективнее, тем полнее учтен характер учебного предмета, особенности содержания материала, возрастные и индивидуальные особенности контролируемых учащихся, а также опыт и склонности педагога.
  9. Систематичность и регулярность контроля позволяют повысить ответственность учащихся, стимулируют работу всего класса.
  10. Создание спокойного психологического климата в процессе контроля (релаксация) способствует лучшей работе учащихся и положительно сказывается на результатах контроля.

 

 

 

 


Информация о работе Нетрадиционный контроль младших школьников