Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:38, курсовая работа
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.
2. Раскрыть терминологический аппарат исследования.
3. Рассмотреть виды, формы и методы нетрадиционного контроля знаний.
4. Определить возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников.
5. Разработать советы – рекомендации по организации контроля ЗУН младших школьников.
Таблица 1
Таксономия целей обучения Б.Блюма
Уровень по «Таксономия» Блюма |
Ключевые слова и фразы |
Познание |
Соотнесите, перечислите, расскажите, сформулируйте, установите, опишите, назовите. |
Понимание |
Расскажите своими словами; опишите, что вы чувствуете относительно …; суммируйте; воспользуйтесь этим, чтобы решить …. |
Применение |
Продемонстрируйте; объясните цель применения; воспользуйтесь этим, чтобы решить …. |
Анализ |
Разложите на составляющие; объясните причины; сравните; разложите по порядку; классифицируйте; объясните, как и почему…. |
Синтез |
Разработайте новый вид продукта; создайте; что произойдет, если…; придумайте другой вариант; есть ли другая причина. |
Оценка |
Установите нормы; отберите и выберите; взвести возможности; выскажите критические замечания; выберите то, что вам больше всего нравится; что вы думаете о …. |
Данная таксономия (от гр. taxis – «расположение в порядке» + nomos –«закон») целей обучения была разработана в США Б.Блюмом. По его мнению, эти уровни представляют собой зависимую иерархию. Первый уровень означает умение узнавать факты, структуры и т.п. на основе распознавания. Второй уровень, понимание, «позволяет осуществлять воспроизведение материала, не гарантируя применение его в решении других задач». Третий уровень уже связан с деятельностью, обеспечивающей решение определенного класса задач. Все остальные уровни предлагают усвоение деятельности, лежащей в основе решения продуктивных (творческих) задач [20;20].
Н.Ф.Талызина различает три вида контроля: « предварительный, текущий, итоговый» [18;3]. Предварительный (поэтапный) контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности школьников, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты контроля должны использоваться для адаптации учебного процесса к особенностям данного контингента учащихся [17;4]. Текущий контроль предназначен для управления усвоением знаний и умения, итоговый – для подведения итогов и определения качества сформированности умений.
В аспекте нашего исследования наиболее целесообразной представляется следующая классификация, включающая шесть видов контроля (Л.Д. Крившенко, В.А. Сластенин и др.):
-предварительный контроль – имеет, как правило, диагностические задачи. Проводится с целью выявления имеющихся задач, умений, навыков к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Этот контроль позволяет учителю выбрать наиболее эффективные формы и методы работы;
- текущий контроль – осуществляется по ходу обучения и дает возможность определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Он стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию;
- периодический контроль – подводит итоги работы за определенный период времени, осуществляется в конце четверти, полугодия;
- тематический контроль – проводится после изучения темы, раздела для определения степени освоенности данного материала;
- итоговый контроль – призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений, навыков по предмету;
отсроченный контроль – определение остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более). Данный вид контроля соответствует требованию, который судит об эффективности процесса по конечному результату.
Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
При контроле качества успеваемости важно выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно – эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной школьник к учению, работает ли он с напряжением или же с рывками и т.д. Все это обусловливает необходимость применения различных методов контроля.
Методы контроля – «способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих» [8;305]. Методы контроля – система учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.
Единой классификации методов контроля сегодня нет. Но в нашем исследовании мы придерживаемся наиболее распространенной классификации, предложенной В.А. Сластениным, Л.Д. Крившенко и другие. По их мнению, в учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического контроля, машинный контроль и самоконтроль учащихся.
а) устный индивидуальный контроль;
б) устный фронтальный контроль (с места вызываются учащийся для ответа);
в) устный комбинированный контроль (одновременно вызываются несколько учащихся, одни у доски, другие по карточкам).
а) практический контроль, применяется для выявления практических умений и навыков;
б) машинный контроль экономит время учителя и учащихся с помощью контролирующих машин легко установить и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке.
в) самоконтроль осуществляется самими учащимися с применением машин.
Отдельные ученые выделяют методы, как графического контроля (Щукина Г.И.), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю.К.), пользование книгой, проблемные ситуации (Окунь В.), выставление поурочного балла (Харламов И.Ф. и другие).
Итак, чтобы обеспечить эффективность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся в системе учебной работы необходимо использовать все рассмотренные выше виды, формы и методы проверки и оценки знаний. Но как показывает опыт проведения контроля, при этом необходимо учитывать следующее:
1) нельзя подвергать контролю то, что усвоено на первом уровне, то и есть на уровне ознакомления, первичного представления;
2) не стоит прибегать к контролю, если учитель уверен, что все учащийся, выполняет задание на 100℅, но рекомендуется предусмотреть примерно полное его выполнение, чтобы создать у учащихся веру в себя («уроки радости»);
3) хорошо организованный поэтапный (по объектный) контроль снимает необходимость в итоговом;
4) необходимо варьировать средства контроля, делать поэтапный контроль обучающимся;
5) создание спокойного психологического климата в процессе контроля (релаксация) способствует лучшей работе учащихся, и положительно сказывается на результатах контроля.
В возрастной психологии младший школьник характеризуется как «возраст 7-10 – летних детей, обучающих в 1-4 классах современной или полной средней школы».
В младшем школьном возрасте у ребенка впервые формируется учебная деятельность, которая является для него ведущий. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Переход ребенка в школу ужесточает условия его жизни – это связано с тем, что учебная деятельность является обязательной, систематичной и требует от ребенка ежедневного напряжения физических и умственных сил. Данный возраст является периодом интенсивного развития всех психических процессов.
По мнению И.П. Подласого, «восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в тоже время остротой и свежестью», «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать мягкий и твердый знаки с буквой «р.», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим принимает организованный характер [13;127].
Кроме того, в начальных классах переход на новую ступень совершает и мышление, которое является главным содержанием умственного развития школьников. У детей этого возраста оно развивается от эмоционального к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развивать интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста, которое развивается во взаимосвязи с их речью. Основой мышления является память, которая имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителем выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.
Обязательным условием успешности работы является внимание, но у младших школьников оно непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Итак, младшие школьники подвижны, эмоциональны, впечатлительны. У них слабая нервная система, повышенная утомляемость, неустойчивое внимание. Поэтому, учитывая физические и психические особенности данной возрастной группы в качестве наиболее приемлемых видов контроля можно выделить нетрадиционные виды контроля, такие как опорный и игровой. Раскроем сущность опорного и игрового контроля.
- Конспектный контроль. Учащийся опирается полностью на содержание своего конспекта по предмету, повторяет и воскрешает в памяти контролируемый учебный материал. Контрольные вопросы составляются не только с учетом объясненного учебного материала, но и выходят за пределы содержания конспекта. Вопросы задаются на установление причинно-следственных связей процессов и явлений, на классификацию, сравнение и так далее. Такая постановка контроля способствует систематической подготовке к урокам, повышает интерес к предмету, дисциплинирует ученика [3;14].
- Учебный контроль, при котором учащиеся работают с основным пособием по предмету по изученным параграфам темы. Этот вид контроля направлен на систематическую работу учащегося с учебником. При изложении нового учебного материала, который будет позже контролироваться, некоторые вопросы упускаются для самостоятельной подготовки. Учебный контроль мобилизует ученика на постоянную работу с книгой [3;14].
- Справочно-нормативный контроль, при котором учащиеся ведут поисковую работу по сбору необходимой информации по справочникам и нормативной литературе на конкретно заданный вопрос. При справочно-нормативном контроле развивается интуиция, умение работать с литературой.
- Плакатный (плоскостной) контроль. Учащемуся предлагается при ответах плакат, по которому на предыдущем уроке объяснялся новый материал. Плакатный контроль используется как при индивидуальном, так и при фронтальном опросе учащихся [3;14].
- Макетный (объемный) контроль. Учащиеся приглашаются к объемному учебному пособию, к которому прилагаются контрольные вопросы [3;14].
Информация о работе Нетрадиционный контроль младших школьников