Новейшие технологии как современная система средств обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:39, реферат

Описание работы

Цель данного исследования рассмотреть особенности использования современных средств обучения иностранному языку.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:
Изучить методическую литературу по теме исследования;
Рассмотреть классификацию средств обучения иностранному языку;
Рассмотреть виды современных средств обучения иностранному языку;
Разработать план урока с применением современных средств обучения;
Рассмотреть плюсы и минусы использования данных средств;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
Глава I. Новейшие технологии как современная система средств обучения иностранному языку………………………………………………………………5
1.1. Средства обучения иностранным языкам……………………………5
1.2. Современные средства обучения иностранным языкам…………..10
Заключение…………………………………………………………………22
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 43.48 Кб (Скачать файл)

     Кинофрагмент  – можно решить разные задачи, главной  из которых следует считать формирование навыков и умений ситуативно-направленного  аудирования. [Полат 1988: 33 ] 

     1.1.3 Вспомогательные  средства обучения

     Вспомогательные средства обучения, также как и  основные, можно разделить на три  группы: только для учителя, только для учащихся, и для учащихся и  для учителя. Говоря о вспомогательных  средствах, следует начать с тех, которые необходимы учителю для  лучшего понимания и конкретизации  рекомендаций книги для учителя  и осознания своего опыта. К ним  мы относим методические пособия, входящие и не входящие в «Библиотеку учителя  иностранного языка» по всем или отдельным  разделам методики, статьи из журнала  «Иностранные языки в школе» и  др. Особую важность для учителя  представляют статьи первого раздела  журнала, которые носят директивный, установочный характер. В них выделяются ключевые проблемы, стоящие перед  школой и, в частности, перед учителями  иностранных языков.

     Учителю иностранного языка, как специалисту, необходимо иметь разнообразные  словари, в том числе и толковые.

     При обучении иностранному языку требуется  довольно много вспомогательных  материалов для организации учебно – воспитательного процесса, как  на уроке, так и во внеурочное время. Эти материалы могут быть связанны с использованием ТСО, а могут  и не требовать их.

     К вспомогательным материалам, не требующим  аппаратуры относятся: картинки, предметы, игрушки, таблицы, раздаточный материал в виде иллюстрированных и неиллюстрированных карточек с заданиями, учитывающими и не учитывающими индивидуальные особенности  учащихся.

     К вспомогательным материалам, требующим  технической оснащенности, относятся  кодоматериалы, магнитофонные записи, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты.

     Однако  особое внимание хотелось бы уделить  современным средствам обучения, таким как средства информационных и коммуникационных технологий (компьютер, проектор, Интернет и др.). [Полат 1988: 37]

     Вывод: Учителю, работающему в современной  школе, необходимо не только знать номенклатуру имеющихся средств и их дидактическое  назначение. Но и эффективно использовать каждое из средств. Так как лишь полноценно используя не только основные, но и  вспомогательные средства обучения можно достичь поставленных целей  обучения иностранному языку. 

     1.2 Современные средства  обучения иностранным  языкам 

     1.2.1 Средства информационных  и коммуникационных  технологий в системе  образования

     Создание  искусственной иноязычной среды  в процессе обучения

     иностранным языкам – один из важных проблемных вопросов современной методики. С  ним в первую очередь связана  реализация массового обучения двум из четырех основных видов речевой  деятельности: аудированию и говорению (условно- коммуникативному или коммуникативному). Для достижения этой цели используются технические средства обучения. Современный  этап развития техники характеризуется  переходом к созданию многофункциональных  учебных комплексов и автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ. [Ляховицкий 1981: 46]

     Информационные  и коммуникационные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и  оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная  почта, сотовые и спутниковые  технологии, сети беспроводной и кабельной  связи, мультимедийные средства, а также  Интернет)» [Рогова 1988: 224]

     Все средства ИКТ, применяемые в системе  образования можно разделить  на два типа: аппаратные и программные.

     Аппаратные  средства:

     Компьютер - универсальное устройство обработки  информации.

     Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную  учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений желателен  цветной принтер.

     Проектор - повышает уровень наглядности в  работе учителя, а также возможность  представлять учащимся результаты своей  работы всему классу.

     Телекоммуникационный  блок - дает доступ к российским и  мировым информационным ресурсам, позволяет  вести дистанционное обучение и  переписку с другими школами.

     Устройства  для ввода текстовой информации и манипулирования экранными  объектами - клавиатура и мышь Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного  характера, например, с ДЦП.

     Устройства  для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) - дают возможность  непосредственно включать в учебный  процесс информационные образы окружающего  мира.

     Устройства  регистрации данных (датчики с  интерфейсами) - существенно расширяют  класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.

     Управляемые компьютером устройства - дают возможность  учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического  управления.

     Внутриклассная  и внутришкольная сети - позволяют  более эффективно использовать имеющиеся  информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети

     Аудио-видео  средства - обеспечивают эффективную  коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

     Программные средства:

     Общего  назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) - дают возможность  работы со всеми видами информации.

     Источники информации - организованные информационные массивы -энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые  системы Интернета, в том числе  специализированные для образовательных  применений.

     Виртуальные конструкторы - позволяют создавать  наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими  моделями.

     Тренажеры - позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными  объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр.

     Тестовые  среды - позволяют конструировать и  применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью  или частично получает задание через  компьютер, и результат выполнения задания также полностью или  частично оценивается компьютером.

     Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств  перечисленных выше видов - в наибольшей степени автоматизирующие учебный  процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании, наиболее ограничивающие самостоятельность  учителя и учащегося.

     Информационные  системы управления - обеспечивают прохождение информационных потоков  между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.

     Экспертные  системы - программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области. [Тевс 2006: 192] 

     1.2.2 Использование Интернет  – ресурсов на  уроках иностранного  языка

     В последние годы всё чаще поднимается  вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это  не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным  языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению  иностранным языком.

     Задача  учителя состоит в том, чтобы  создать условия практического  овладения языком для каждого  учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому  ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося  в процессе обучения иностранным  языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в  сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный  подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученное™, склонностей и т.д.

     Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

     изучение  лексики;

     отработку произношения;

     обучение  диалогической и монологической речи;

     обучение  письму;

     отработку грамматических явлений.

     Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт  условия для получения любой  необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой  точке земного шара: страноведческий  материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

     Учащиеся  могут принимать участие в  тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со

     сверстниками  из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

     Учащиеся  могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может  быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной  или нескольких стран. [Гончаров 1998: 19] 

     1.2.3 Новые информационные  технологии в обучении  английскому языку

     Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое  значительно повлияло на образовательный  процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально  означает "международная сеть" (англ, international net).

     Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно  новым направлением общей дидактики  и частной методики, так как  происходящие изменения затрагивают  все стороны учебного процесса, начиная  от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

     Содержательная  основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что  современный компьютер представляет собой

     эффективное средство оптимизации условий умственного  труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильяме и К. Макли в своей  статье "Компьютеры в школе" пишут: "Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании  его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может "дружелюбно" общаться с пользователем и в какие-то моменты "поддерживать" его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания".

     Основная  цель изучения иностранного языка в  средней школе - формирование коммуникативной  компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления  этой главной цели. Коммуникативный  подход подразумевает обучение общению  и формирование способности к  межкультурному взаимодействию, что  является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное  многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность  основана на электронном общении  миллионов людей во всем мире, говорящих  одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь  в него на уроке иностранного языка  мы создаем модель реального общения.

Информация о работе Новейшие технологии как современная система средств обучения иностранному языку