Нравственное формирование личности старшеклассника в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения старшеклассников.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания старшеклассников.
Предмет исследования: нравственное воспитание старшеклассников в современных условиях.
Объект, предмет и цель исследования обусловили постановление следующих задач:
1. На основе теоретического анализа научной литературы выявить сущность понятия нравственное воспитание.
2. Раскрыть методы нравственного воспитания.
3. Выявить особенности развития и воспитания старших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания…………….5
1.1. Сущность и понятие нравственного воспитания……………………5
1.2. Методы нравственного воспитания…………………………………12
Глава 2. Нравственное формирование личности
старшеклассника в современном обществе……………………………………18
2.1. Психолого-педагогические особенности развития
и воспитания старших школьников…………………………………………….18
2.2. Нравственное воспитание старшеклассников
в современных условиях………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

готово.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы нравственного  воспитания…………….5

1.1. Сущность и понятие нравственного  воспитания……………………5

1.2. Методы нравственного воспитания…………………………………12

Глава 2. Нравственное формирование личности

старшеклассника в современном  обществе……………………………………18

2.1. Психолого-педагогические  особенности развития

и воспитания старших  школьников…………………………………………….18

2.2. Нравственное воспитание старшеклассников

в современных условиях………………………………………………………...24

Заключение………………………………………………………………..31

Список литературы……………………………………………………….33

 

Введение.

Проблема нравственного  воспитания в широком смысле слова  относится к числу проблем, присущих человечеству на протяжении всего его  развития. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая  социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест. Нравственное воспитание выступает как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.

И совершенно очевидно, что  движение вперед возможно лишь при  соответствующем уровне нравственного развития общества, и главное, нравственного воспитания подрастающего поколения.

Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой  обстановке - право и обязанность  каждого человека.

В связи с этим тема нашей курсовой работы «Нравственное воспитание старшеклассников в современных условиях».

Цель исследования: определить особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения старшеклассников.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания старшеклассников.

Предмет исследования: нравственное воспитание старшеклассников в современных условиях.

Объект, предмет и цель исследования обусловили постановление следующих  задач:

1. На основе теоретического анализа  научной литературы выявить сущность понятия нравственное воспитание.

2. Раскрыть методы нравственного воспитания.

3. Выявить особенности развития и воспитания старших школьников.

4. Определить уровень нравственного воспитания старшеклассников в современных условиях.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы нравственного  воспитания.

1.1. Сущность и понятие нравственного воспитания.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (469 - 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) - считал, что  приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение.

Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.) ученик Платона, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум - таковы три источника нравственного воспитания.

Спустя много веков, Я. А. Каменский (1592 - 1670) в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без  первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает».

Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Герберт (1776 - 1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове - нравственность».

Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других.

Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли  нравственному воспитанию большое  внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности.

Л.Н. Толстой очень  высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое  должен знать человек, главнейшая наука  о том, как жить, делая как можно  меньше зла и как можно больше добра.

Однако из педагогов-классиков  прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал  роль нравственного воспитания в  развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании»  он писал: «Убеждены в том, что  нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…».

Вопросам нравственного  воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.

В отношении между  людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.

Л.Ф. Болотина характеризовала нравственное воспитание как формирование у школьников морального сознания, нравственных, навыков и привычек нравственного поведения, т.е. моральных качеств.

В педагогической энциклопедии под нравственным воспитанием понимается целенаправленное формирование нравственного  сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как:

• идейность;

• гуманизм;

• гражданственность;

• ответственность;

• трудолюбие;

• благородство;

• умение управлять собой.

Авторы Крючкова О. В. и Хаткевич О. А. в своей работе отмечают что: «Подлинный, глубинный  действенный процесс нравственного воспитания заключается в разрешении противоречий между ребенком, его самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие или дурные моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет обманывать и лицемерить. В процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности - нравственное и эстетическое чувство, потребность в добром деянии и нравственном удовлетворении».

Важнейшими нравственными понятиями являются добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Содержание нравственного понятия связано с оценкой и поступка и его мотива. Так же как и нравственность в целом, нравственные понятия не являются абсолютными, а меняются от эпохи к эпохе. Однако существуют так называемые «вечные нравственные ценности». Их основная сущность отражена в «Десятисловии» православной религии, в «Десяти заповедях» католической и в сводах нравственных законов других религий мира. Любую религию следует понимать, во-первых, как отражение определенной культуры народа и перспективу его развития, а во - вторых, как возвышенные стремления к духовному совершенствованию, где вопросы нравственности занимают ведущее место.

Нравственные чувства - переживание человека своего отношения к поступкам и действиям, регулируемым нормами нравственности. Нравственные чувства наряду с интеллектуальными и эстетическими относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным по структуре. К сфере нравственных чувств относятся: сопереживание, сочувствие, эмпатия, чувство долга, ответственности за результаты своей деятельности, честь, ответственность за свое поведение и т. д.

Поведение, обусловленное  нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей  в обществе, принято считать нравственным поведением. Важнейшим условием воспитания нравственного поведения является формирование нравственного сознания, нравственных понятий, нравственных чувств. Из определений нравственных понятий вытекает взаимосвязь и взаимозависимость задач нравственного воспитания.

Исследователи выделяют следующие задачи нравственного  воспитания:

  1. выработка нравственного сознания, включающего устойчивые нравственные убеждения, понятия;
  2. развитие глубоких нравственных чувств;
  3. формирование навыков поведения.

Главная функция нравственного  воспитания состоит в том, чтобы  сформировать у подрастающего поколения  нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Педагогика, в области  нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания.

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия  отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Воспитание нравственного  поведения - это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Информация о работе Нравственное формирование личности старшеклассника в современном обществе