Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:10, курсовая работа
Цель исследования: определить особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения старшеклассников.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания старшеклассников.
Предмет исследования: нравственное воспитание старшеклассников в современных условиях.
Объект, предмет и цель исследования обусловили постановление следующих задач:
1. На основе теоретического анализа научной литературы выявить сущность понятия нравственное воспитание.
2. Раскрыть методы нравственного воспитания.
3. Выявить особенности развития и воспитания старших школьников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания…………….5
1.1. Сущность и понятие нравственного воспитания……………………5
1.2. Методы нравственного воспитания…………………………………12
Глава 2. Нравственное формирование личности
старшеклассника в современном обществе……………………………………18
2.1. Психолого-педагогические особенности развития
и воспитания старших школьников…………………………………………….18
2.2. Нравственное воспитание старшеклассников
в современных условиях………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….33
Глава 2. Нравственное формирование личности старшеклассника в современном обществе.
2.1. Психолого-педагогические особенности развития и воспитания старших школьников.
Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.
Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи старшеклассникам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системе. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.
На более высокую
ступень поднимается развитие нервной
системы, обусловливающее ряд
У старших школьников меняется развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.
Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении.
Заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.
Старшеклассник вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего развития. Главная проблема заключается в том, что эти задачи, при множестве различных социальных институтов, способных оказывать ему в этом помощь, человек в период взросления должен решать самостоятельно. Тогда как "движение" личности старшеклассника в процессе решения этих задач всегда противоречиво, конфликтно, напряженно.
Некоторая универсальность задач развития в старшем школьном возрасте позволяет выявить типичные особенности становления личности, однако условия, в которых каждое новое поколение вынуждено решать эти задачи, могут существенно различаться. Это касается общественных целей и ценностей, социально-педагогических условий обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической ситуации в стране и регионе.
Российские старшеклассники сегодня оказались одновременно и на своем возрастном рубеже, и на сложившемся так называемом "перекрестке эпох", что не может не вносить определенных изменений в традиционное понимание особенностей старшего школьного возраста.
Различия, как правило, находят свое отражение в представлениях молодых людей о том мире, в котором они живут, об их жизненной перспективе, способах ее реализации, целях и ценностях, и все это может вносить изменения в их психологические характеристики, затрагивать психофизиологические способы реагирования. Сегодня уже изменились нормы и ценности, не только социально-экономические, но и психологические, претерпели изменения общие модели поведения, которые должен освоить молодой человек.
Старший школьный возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности.
Основным новообразованием у старшеклассника традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и, в то же время, устремленность в будущее.
Развитие личности в условиях природного и предметного мира происходит через межличностные отношения; в частности, для старшеклассников наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками.
Старшеклассники выражают одну из самых насущных потребностей возраста - потребность в нравственном самопознании. Познать себя, чтобы заняться глубоким самоанализом, самокритикой, строить свою личность осознанно, с учетом собственных достоинств и особенно недостатков, которые так часто хочется, но, увы, так редко удаётся исправить. Каждым своим высказыванием, поступком, вопросом и ответом на него, творческой работой старшеклассники раскрывают своё «я», потому что большинство из них еще не научились надевать на себя маску, хитрить, играть чужую роль – словом, лицемерить. Но они нередко ошибаются в нравственной самооценке, что приводит ко многим просчетам в их поведении.
На основе созревания своего "Я" происходит пересмотр ценностных представлений и перенос функции образца с родителей на референтную группу, принятие ценностных представлений, культурных традиций. После протеста и мятежа молодые люди принимают многие ценности, свойственные их культурному окружению. По мере взросления и отказа от эгоцентризма моральные обязательства начинают выступать как взаимные, как согласование оценки других и самооценки, цели развития старшеклассников начинают приобретать более оформленный и социальный характер.
Схему целей развития детей старшего школьного возраста можно представить следующим образом:
Общее эмоциональное созревание - от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности и конструктивности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.
Кристаллизация интересов к другому полу - от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.
Социальное созревание - от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к согласию с ним.
Освобождение от опеки родителей - от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.
Интеллектуальное созревание - от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.
Выбор профессии - от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.
Проведение свободного времени - от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.
Формирование жизненной философии - от равнодушия к активному участию общественных делах; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга.
Старшие школьники также предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.
Требовательность к
окружающим людям и строгая самооценка
свидетельствуют о высоком
Развитие чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения. Замечено, что, если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или общественной работе или же четко определил свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. Направленность воле дает лидер, при этом лидерство может быть и разрушающим, и созидающим. Если нет рядом лидера, устремляющего старшеклассника к созиданию, добру, любви и т. д., то, как правило, находится другой лидер, «строящий под себя», который может привить привычку к алкоголю, курению, наркотикам и т.п. В дошкольном и младшем школьном возрасте деятельность ребенка определялась авторитетом родителей, педагогов. Старшеклассник в своих действиях ориентируется на социум. Он считает должным для себя соответствовать социуму, которому принадлежит. Если лидер имеет светлые идеалы, то и поведение старшеклассников будет соответствующим.
Обобщая вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что старшеклассник нуждается в особом внимании со стороны педагога и родителей. Ребенок этого возраста требует к себе отношения как к взрослому человеку, он требует правды во всем: в общении, требованиях, в правах. У него заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости. Вместе с тем старшеклассники еще не могут достаточно полно анализировать свои поступки и, поэтому, нередко склонны переоценивать свои возможности. Изменения в физиологическом развитии влекут за собой тревогу, неуверенность в себе, зажатость и закрытость поведения. У ребенка старшего школьного возраста достаточно нестойкая собственная позиция, и она может измениться на противоположную под влиянием мнения коллектива или авторитетного взрослого. Задача родителей и педагога, воспитывающего ребенка, - создать благоприятные педагогические условия, чтобы он мог утвердиться как личность в системе человеческих отношений, свойственных миру взрослых. Это связано с обретением независимости во мнениях, суждениях, поступках; с самостоятельным определением своей позиции по волнующим взрослых проблемам; с участием в общественно полезной деятельности; с переживанием чувства собственной значимости.
2.2. Нравственное воспитание старшеклассников в современных условиях.
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е г. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
Жизнь без высокой цели – это путь в никуда. Политики ведут споры о том, что считать национальной идеей на современном этапе развития российского общества и государства. Ответ на это вопрос лежит на поверхности: создание основанного на законности и праве государственного общества нравственного и физического здоровья людей. Реализация этой цели на практике требует заботы государства о человеке, о его культурном развитии, о создании гуманных отношений в обществе, об экологии, а значит, улучшении качества жизни. Необходимо сбережение народа не только в физическом смысле (идет его деградация из-за пьянства, алкоголизма, наркомании), но и в нравственном отношении. Долгое время государство видело в людях лишь расходный материал, средство для достижения тех или иных целей. Сегодня, в XXI веке, в центре должен находиться человек в широком смысле: его здоровье, образование, культура.
В законе Российской Федерации «Об образовании» (1992г.) задачи образования и воспитания интегрированы в единый аксиологический комплекс: воспитание любви к Родине, гражданственности, патриотизма, взаимопонимания и сотрудничества между народами, следование общечеловеческим ценностям, воспитание интернационализма, готовность жить в современном обществе, стремясь к его совершенствованию, формирование научной картины мира в свободном выборе учащимися взглядов и убеждений, а, следовательно, и ценностных ориентаций.
Во многих исследованиях было выявлено, что достоинствами, которые современные старшеклассники больше всего ценят в людях, являются доброта и честность. Лучшие качества сегодняшних старшеклассников - это нравственные качества: коллективизм, честность, общественная активность, непримиримость ко лжи. В нашем сознании прочно закрепилась мысль, что старшие школьники всегда готовы встать на защиту своего Отечества, пожертвовать личным во имя общего блага. Но рядом с отзывчивостью живет в сознании школьников нравственная глухота, рядом с добротой - черствость и жестокость, рядом с желанием помочь - душевная леность.
Да, в целом нравственная
позиция у современных
Информация о работе Нравственное формирование личности старшеклассника в современном обществе