Нравственное формирование личности старшеклассника в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения старшеклассников.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания старшеклассников.
Предмет исследования: нравственное воспитание старшеклассников в современных условиях.
Объект, предмет и цель исследования обусловили постановление следующих задач:
1. На основе теоретического анализа научной литературы выявить сущность понятия нравственное воспитание.
2. Раскрыть методы нравственного воспитания.
3. Выявить особенности развития и воспитания старших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания…………….5
1.1. Сущность и понятие нравственного воспитания……………………5
1.2. Методы нравственного воспитания…………………………………12
Глава 2. Нравственное формирование личности
старшеклассника в современном обществе……………………………………18
2.1. Психолого-педагогические особенности развития
и воспитания старших школьников…………………………………………….18
2.2. Нравственное воспитание старшеклассников
в современных условиях………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

готово.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Нравственное формирование личности старшеклассника в современном обществе.

2.1. Психолого-педагогические особенности развития и воспитания старших школьников.

Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.

Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи старшеклассникам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системе. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.

На более высокую  ступень поднимается развитие нервной  системы, обусловливающее ряд специфических  особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее  значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction - мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

У старших школьников меняется развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.

Общественные переживания  и чувства оказывают сильное  воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении.

Заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в  окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.

Старшеклассник вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего  развития. Главная проблема заключается  в том, что эти задачи, при множестве  различных социальных институтов, способных  оказывать ему в этом помощь, человек в период взросления должен решать самостоятельно. Тогда как "движение" личности старшеклассника в процессе решения этих задач всегда противоречиво, конфликтно, напряженно.

Некоторая универсальность  задач развития в старшем школьном возрасте позволяет выявить типичные особенности становления личности, однако условия, в которых каждое новое поколение вынуждено решать эти задачи, могут существенно различаться. Это касается общественных целей и ценностей, социально-педагогических условий обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической ситуации в стране и регионе.

Российские старшеклассники  сегодня оказались одновременно и на своем возрастном рубеже, и  на сложившемся так называемом "перекрестке  эпох", что не может не вносить определенных изменений в традиционное понимание особенностей старшего школьного возраста.

Различия, как правило, находят свое отражение в представлениях молодых людей о том мире, в  котором они живут, об их жизненной  перспективе, способах ее реализации, целях и ценностях, и все это может вносить изменения в их психологические характеристики, затрагивать психофизиологические способы реагирования. Сегодня уже изменились нормы и ценности, не только социально-экономические, но и психологические, претерпели изменения общие модели поведения, которые должен освоить молодой человек.

Старший школьный возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности.

Основным новообразованием у старшеклассника традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и, в то же время, устремленность в будущее.

Развитие личности в  условиях природного и предметного  мира происходит через межличностные  отношения; в частности, для старшеклассников наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками.

Старшеклассники выражают одну из самых насущных  потребностей возраста - потребность в нравственном самопознании. Познать себя, чтобы заняться глубоким самоанализом, самокритикой, строить свою личность осознанно, с учетом собственных достоинств и особенно недостатков, которые так часто хочется, но, увы, так редко удаётся исправить. Каждым своим высказыванием, поступком, вопросом и ответом на него, творческой работой старшеклассники раскрывают своё «я», потому что большинство из них еще не научились надевать на себя маску, хитрить, играть чужую роль – словом, лицемерить. Но они нередко ошибаются в нравственной самооценке, что приводит ко многим просчетам в их поведении.

На основе созревания своего "Я" происходит пересмотр  ценностных представлений и перенос  функции образца с родителей на референтную группу, принятие ценностных представлений, культурных традиций. После протеста и мятежа молодые люди принимают многие ценности, свойственные их культурному окружению. По мере взросления и отказа от эгоцентризма моральные обязательства начинают выступать как взаимные, как согласование оценки других и самооценки, цели развития старшеклассников начинают приобретать более оформленный и социальный характер.

Схему целей развития детей старшего школьного возраста можно представить следующим образом:

Общее эмоциональное  созревание - от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности и  конструктивности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации  ситуации; от избегания конфликтов к их решению.

Кристаллизация интересов к другому полу - от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.

Социальное созревание - от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к  согласию с ним.

Освобождение от опеки  родителей - от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.

Интеллектуальное созревание - от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов  к нескольким постоянным.

Выбор профессии - от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.

Проведение свободного времени - от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.

Формирование жизненной  философии - от равнодушия к активному участию общественных делах; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга.

Старшие школьники также предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.

Требовательность к  окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а  это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность - самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения.

Развитие чувственной  сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения. Замечено, что, если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или общественной работе или же четко определил свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. Направленность воле дает лидер, при этом лидерство может быть и разрушающим, и созидающим. Если нет рядом лидера, устремляющего старшеклассника к созиданию, добру, любви и т. д., то, как правило, находится другой лидер, «строящий под себя», который может привить привычку к алкоголю, курению, наркотикам и т.п. В дошкольном и младшем школьном возрасте деятельность ребенка определялась авторитетом родителей, педагогов. Старшеклассник в своих действиях ориентируется на социум. Он считает должным для себя соответствовать социуму, которому принадлежит. Если лидер имеет светлые идеалы, то и поведение старшеклассников будет соответствующим.

Обобщая вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что старшеклассник нуждается в особом внимании со стороны педагога и родителей. Ребенок этого возраста требует к себе отношения как к взрослому человеку, он требует правды во всем: в общении, требованиях, в правах. У него заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости. Вместе с тем старшеклассники еще не могут достаточно полно анализировать свои поступки и, поэтому, нередко склонны переоценивать свои возможности. Изменения в физиологическом развитии влекут за собой тревогу, неуверенность в себе, зажатость и закрытость поведения. У ребенка старшего школьного возраста достаточно нестойкая собственная позиция, и она может измениться на противоположную под влиянием мнения коллектива или авторитетного взрослого. Задача родителей и педагога, воспитывающего ребенка, - создать благоприятные педагогические условия, чтобы он мог утвердиться как личность в системе человеческих отношений, свойственных миру взрослых. Это связано с обретением независимости во мнениях, суждениях, поступках; с самостоятельным определением своей позиции по волнующим взрослых проблемам; с участием в общественно полезной деятельности; с переживанием чувства собственной значимости.

 

2.2. Нравственное воспитание старшеклассников в современных условиях.

Современный период в  российской истории и образовании  – время смены ценностных ориентиров. В 90-е г. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные  ориентиры молодежи, происходит девальвация  ценностей старшего поколения, а  также деформация традиционных для  страны моральных норм и нравственных установок.

Жизнь без высокой цели – это путь в никуда. Политики ведут споры о том, что считать национальной идеей на современном этапе развития российского общества и государства. Ответ на это вопрос лежит на поверхности: создание основанного на законности и праве государственного общества нравственного и физического здоровья людей. Реализация этой цели на практике требует заботы государства о человеке, о его культурном развитии, о создании гуманных отношений в обществе, об экологии, а значит, улучшении качества жизни. Необходимо сбережение народа не только в физическом смысле (идет его деградация из-за пьянства, алкоголизма, наркомании), но и в нравственном отношении. Долгое время государство видело в людях лишь расходный материал, средство для достижения тех или иных целей. Сегодня, в XXI веке, в центре должен находиться человек в широком смысле: его здоровье, образование, культура.

В законе Российской Федерации  «Об образовании» (1992г.) задачи образования  и воспитания интегрированы в единый аксиологический комплекс: воспитание любви к Родине, гражданственности, патриотизма, взаимопонимания и сотрудничества между народами, следование общечеловеческим ценностям, воспитание интернационализма, готовность жить в современном обществе, стремясь к его совершенствованию, формирование научной картины мира в свободном выборе учащимися взглядов и убеждений, а, следовательно, и ценностных ориентаций.

Во многих исследованиях  было выявлено, что достоинствами, которые  современные старшеклассники больше всего ценят в людях, являются доброта и честность. Лучшие качества сегодняшних старшеклассников - это нравственные качества: коллективизм, честность, общественная активность, непримиримость ко лжи. В нашем сознании прочно закрепилась мысль, что старшие школьники всегда готовы встать на защиту своего Отечества, пожертвовать личным во имя общего блага. Но рядом с отзывчивостью живет в сознании школьников нравственная глухота, рядом с добротой - черствость и жестокость, рядом с желанием помочь - душевная леность.

Да, в целом нравственная позиция у современных старшеклассников формируется успешно. Но она зачастую оказывается слишком хрупкой, неустойкой, потому что соткана главным образом  из внушенных словами идеалов и кое-каких впечатлений, почти непроверенных нравственным опытом. Стоит старшекласснику попасть в сложную ситуацию, как он тушуется, теряется и нередко оказывается не в состоянии противостоять злу. Наблюдения показали, что сбить с правильного пути основную массу старшеклассников не так уж трудно.

Информация о работе Нравственное формирование личности старшеклассника в современном обществе