Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:10, курсовая работа
Цель исследования: определить особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения старшеклассников.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания старшеклассников.
Предмет исследования: нравственное воспитание старшеклассников в современных условиях.
Объект, предмет и цель исследования обусловили постановление следующих задач:
1. На основе теоретического анализа научной литературы выявить сущность понятия нравственное воспитание.
2. Раскрыть методы нравственного воспитания.
3. Выявить особенности развития и воспитания старших школьников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания…………….5
1.1. Сущность и понятие нравственного воспитания……………………5
1.2. Методы нравственного воспитания…………………………………12
Глава 2. Нравственное формирование личности
старшеклассника в современном обществе……………………………………18
2.1. Психолого-педагогические особенности развития
и воспитания старших школьников…………………………………………….18
2.2. Нравственное воспитание старшеклассников
в современных условиях………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….33
Отсутствие собственной точки зрения только на первый взгляд кажется проявлением слабости и безволия старшеклассников. На деле же безгласность, пассивность, подражательство есть вполне определённая точка зрения, безнравственная, по сути, потому, что за ней скрывается сознательная созерцательность, а не борцовская установка. Педагоги давно подметили, что самыми трудными воспитанниками бывают те, которые готовы слепо следовать за другими и в хороших, и в плохих начинаниях. Обычное состояние таких старшеклассников - нравственный вакуум. Они малоэмоциональны, не любят читать, не ведут дневников, не пишут стихов, порой ни о чём не думают и не рассуждают, не слушают говорящего, но могут часами простаивать в подъезде с группой ровесников или, хуже того, устраивать «набеги» на чем-то не полюбившихся сверстников.
Показательно, что в подобных компаниях состоят не только педагогически запущенные старшеклассники, нравственная неустойчивость толкает в них и ребят, которые внешне проявляют себя с положительной стороны: неплохо учатся, дисциплинированны в школе, не грубят старшим. Они просто не знают, куда себя деть. Мы не научили своих воспитанников отличать подлинное от мнимого, не вооружили их настоящими бойцовскими качествами, по сути своей предопределяющими потребность во внутренней чистоте. Здесь как раз и можно найти объяснение, почему у таких старшеклассников нет ни нравственной цели, ни глубоких нравственных побуждений и переживаний, ни подлинное стремления изменить окружающее к лучшему. И здесь, таится ещё один резерв совершенствования нравственного воспитания старшеклассников. «Быть не как все» - безнравственный симптом, который может пустить глубокие корни, если их вовремя не обрезать. Он лежит в основе потребительского отношения некоторых старшеклассников к жизни и к окружающим людям.
Потребительство приобретает все новые формы своего выражения. Одна из них, обращенная, прежде всего к учителям и родителям, заключается в требовании идеального отношения к себе, не платя тем же. «Родители должны…», «Учителя обязаны…»- слышим мы из уст юных законников. Постепенно эта форма потребительства захватывает все более широкую сферу их жизни, перерастает в убеждение, что всё должно делаться для них и за них, без собственного участия. В их жизни все настолько предопределено и всё подается только в готовом виде: и хлеб, и учебники, и одежда, и развлечения, что не остается почвы для развития чувства сопричастия. Зато нравственная глухота налицо. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.
Какие же основные ориентиры нравственного воспитания старшеклассников необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться учащимся. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека
Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики
позволяет осмысливать
Культура чувств - умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.
Способность к нравственному
усилию, «усилию человека быть» (Мамардашвили)
как основание для самооценки,
самоопределения и
Чувство эмпатии - эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
Характеристика просчетов в нравственном воспитании старшеклассников будет неполной, если не обратить внимания на еще одно обстоятельство. Современные старшеклассники стали более свободны в общении, раскованнее. Но это произошло не только потому, что им приходиться сталкиваться с большим количеством противоречивых обстоятельств. Снизился авторитет взрослых: родителей, учителей, окружающих людей. Для многих потеряна «высшая инстанция» - авторитет, который был бы и главным судьёй и ведущим ориентиром в жизни. А ведь именно для нравственного воспитания так важно, чтобы рядом со старшеклассником, именно рядом, был человек, которому можно безоговорочно поверить, действия которого, слова и мысли копировать, потому что в них содержится ответ на многие волнующие вопросы.
Собственное мнение и общественная оценка постепенно сливаются и превращаются в твердые нравственные убеждения. Но период этого превращения происходит так бурно, связан со столькими переживаниями, сомнениями и ошибками, что порой создаётся впечатление, что старшеклассники только и заняты тем, что всё подвергают сомнению, неизвестно чего добиваясь. На деле же за бесконечными опровержениями стоит и их неуверенность в правильности собственных воззрений, и повышенная претензия на признание собственной оригинальности. Более того, обостренная личная чувствительность к окружающему часто сочетается с неуклюжей бестактностью и даже приводит к возникновению пренебрежительного отношения к исконным человеческим ценностям.
Сейчас на новом витке общественного развития найдется немало людей с мировоззренческой и психологической установкой на быстрое и легкое, с их точки зрения, обогащение, о чем свидетельствуют криминальная хроника и статистика: много лет по количеству заключенных (около 1 млн.) Россия неизменно занимает одно из первых мест в мире.
Исследователи сходятся во мнении, что очень снизился уровень общей культуры населения. В некоторых аспектах он никогда и не был высоким, более 70 лет советской власти и почти 20 лет постсоветского периода российской истории не привили нашим гражданам экологической культуры. Это выражается в варварском отношении к природе, к местам общественного пользования. Большинство людей не волнует состояние того, что находится за пределами их жилища: лифта, лестничной площадки, двора, парка и т.д.
Никто также не возьмется отрицать негативное влияние нынешнего российского телевидения на детей и молодежь. Большинство эфирного времени транслируются передачи, название которых говорит само за себя: «Ментовские войны», «Чрезвычайное происшествие», «Криминальная Россия», «Секс с Анфисой Чеховой», «Отель любви», «Ху из Ху» и т.д. Особо хочется отметить разлагающее влияние на молодежь телевизионной рекламы, которая, например, агрессивно насаждает радости пивной жизни. Зачастую реклама носит и откровенно эротический характер. Так же следует сказать о наших газетных киосках, в витринах которых на самом видном месте стоят глянцевые журналы эротического характера.
Сегодня, никого не стесняясь, разгуливают по городу школьники с бутылками пива и сигаретами в руках, которые не боятся ни родителей, ни учителей. Отдельного разговора заслуживает тема использования ненормативной лексики. Можно констатировать, что значительно увеличилось число детей, подростков, считающих чуть ли не нормой общения использование мата. Справедливо утверждать, что сейчас молодежь матом не ругается, она использует его в обычном разговоре. Некоторые представители творческой интеллигенции договорились до того, что русский мат - это предмет гордости и достояние народа.
Социокультурная ситуация в России в начале XXI века сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица, резкое обнищание 80% семей - все это сильно повлияло на социализацию молодежи, воспитания у нее нравственных ценностей. Деформации ценностей, произошедшие в эпоху перестройки в нашей стране, привели к забвению многих ценностей: духовного подвижничества, гуманности, многих добродетелей. По данным Р.Г. Гуровой, только 5% старшеклассников отметили, что для них характерно стремление проявить милосердие, благотворительность, помощь ближнему. Образование утратило свою основную составляющую - деятельность по развитию нравственных ценностей человека. С одной стороны, наибольшее значение приобрело наличие материальных ценностей, с другой стороны - в обществе начали признаваться индивидуальные цели личности, включающие в себя уникальность каждого ученика, его право на личностную стратегию развития. За последние годы государство ориентирует общеобразовательную школу, общество на воспитание подрастающего поколения как приоритетную задачу. Демократическое государство ставит своей задачей создание педагогических условий для свободного нравственного поиска и развития нравственных ценностей, при которых происходит активный поиск гуманистических основ человеческого существования.
Конечно, на школу нельзя «вешать всех собак», учитывая влияние на подрастающее множества факторов социализации. Тем не менее, она является основным институтом воспитания, поскольку семья давно с воспитательной функцией, как и некоторыми другими, не справляется.
Старшеклассников необходимо учить относиться к жизни с позиции избранных ими социально одобряемых жизненных ценностей, прежде всего в сфере нравственности. Основу правильного поведения составляет понимание необходимости вырабатывать в себе такие качества, как толерантность, воля, выдержка, умение рефлектировать, т.е. прислушиваться к самом себе, анализировать происходящее с собой. Молодым людям важно не только адаптироваться к окружающим реалиям, но и научиться изменять обстоятельства, ход, течение собственной жизни в позитивном направлении. Понятно, что чем раньше начнется работа в этом направлении, тем лучше.
Заключение.
Изменить жизненную философию человека практически невозможно. Наиболее сензитивным периодом для ее формирования являются дошкольный, младший и средний школьные возрасты. Но и в более поздние ученические годы много можно сделать в этом направлении. Главное – субъектам воспитания такую цель ставить и работать над ее достижением.
С точки зрения педагогической деятельности процесс нравственного развития человека, как и любой другой процесс, должен иметь некую цель, задачи и движим различными противоречиями. С позиций личностно ориентированной педагогики цель нравственного воспитания может быть определена как индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека, не приносящего вреда ему самому, другим людям и обществу. Главной задачей нравственного развития можно считать приобретение и развитие нравственных привычек человека, ведущих к формированию нравственных качеств его личности. Данный процесс осуществляется через проявление отношения человека к различным сторонам его жизнедеятельности.
Любая деятельность человека имеет нравственное содержание. Поэтому любое его развитие есть развитие нравственных качеств его личности и индивидуальности. Больше того, в процесс становление морального облика человека органично вплетаются эстетика (нравственный поступок всегда красив), интеллектуальная деятельность (понимание разумом поступка), эмоции (включаются переживания и дается оценка содеянному) и многое другое.
Значимость нравственно - эстетического воспитания детей особенно обозначилась в современный период – время смены ценностных ориентиров. Российские старшеклассники сегодня оказались одновременно и на своем возрастном рубеже, и на сложившемся так называемом "перекрестке эпох", что не может не вносить определенных изменений в традиционное понимание особенностей старшего школьного возраста.
Сегодня уже изменились нормы и ценности, не только социально-экономические, но и психологические, претерпели изменения общие модели поведения, которые должен освоить молодой человек.
Необходимо посредством методов воспитания и всеми наличными средствами, включая СМИ, формировать положительный настрой старшеклассников на интеллигентность, на жизнь в семье, имеющей детей, создавать образ героя, не приемлющего хамства, нецензурной брани, циничного отношения к женщинам (и наоборот) и т.п. К сожалению, каналы телевидения изобилуют сценами стрельбы, убийств, истязаний, пыток людей и т.п. в основном в погоне за большими и «легкими деньгами». «Ты – то, что ты сморишь!» - если этот рекламный слоган применить к воспитанию, действительно, воспитывает, формирует личность ребенка все, что он видит и что его окружает. В воспитании, как известно, мелочей нет.
Информация о работе Нравственное формирование личности старшеклассника в современном обществе