Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе семейных традиций…………………………
Из истории изучения проблемы нравственного воспитания
Понятие нравственного воспитания в педагогике……………………….
Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Глава 2. Проективная деятельность педагога

Заключение………………………………………………………………………

Приложения……………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.30 Кб (Скачать файл)

Единству воспитания нравственного  сознания и поведения А.С.Макаренко  придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить  теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо  более трудное дело, чем воспитание сознания. [13]

 Воспитание нравственного  поведения – это формирование  нравственных поступков и нравственных  привычек. Поступок характеризует  отношение человека к окружающей  действительности. Чтобы вызвать  нравственные поступки, надо создать  соответствующие условия, определенным  образом организовать жизнь воспитанников. 

Нравственная привычка –  это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут  быть простые, когда в их основе лежат  правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у  воспитанника создаются потребность  и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение.

Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают  к действиям, были значимыми в  их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при  необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.  

«Нравственное воспитание»  – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез  с принятыми в обществе моральными устоями.[12]

Основные задачи нравственного  воспитания:

1. формирование нравственного  сознания  -  процесс постоянного  накопления и осмысления нравственных  фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений,  осуществление ответственных выборов.

          2. воспитание и развитие нравственных  чувств - отзывчивость, сочувствие, сострадание,  сопереживание, эмпатия. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

          3. выработка умений и привычек  нравственного поведения - содержит  моральные знания –  понятия  о смысле жизни и счастье,  добре и зле, чести, достоинстве,  долге. Кроме понятий, к моральным  знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные  оценки.

Структура нравственного  воспитания:

1. Патриотизм – любовь  к своей стране, истории, обычаям,  языку, желание стать на ее  защиту, если это потребуется. 

2. Трудолюбие – предполагает  наличие потребности в созидательной  трудовой деятельности и ее, понимание  пользы труда для себя и  общества, наличие трудовых умений  и навыков и потребность в  их совершенствовании. 

3. Коллективизм  – умение  согласовывать свои желания с  желаниями других, умение координировать  свои усилия с усилиями других (взаимодействие со сверстниками  и взрослыми).

4. Отношение к себе  – уважение себя при уважении  других, честность и правдивость,  скромность.

5. Гуманность.

Методы нравственного  воспитания.

Методы нравственного  воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. При  помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие  на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается  их нравственный опыт. Формы организации  и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем коллективом, но и  принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система.

  Выделяют три группы  методов: 

- методы формирования  сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,  беседа,

           - методы организации деятельности  и формирования опыта поведения  (упражнение, поручение, воспитывающие  ситуации, игровой тренинг);

           - методы стимулирования (соревнование)

           В процессе нравственного воспитания  применяются и такие вспомогательные  методы как поощрение и наказание.  Они служат для одобрения положительного  и суждения отрицательных поступков  и действий. К методам нравственного  воспитания относится так же  личный пример, который оказывает  огромное влияние на сознание  и поведение.

Условия нравственного воспитания:

1.      Атмосфера  любви. Лишённый этого чувства человек, не способен уважать своих близких, делать людям добро.

2.     Атмосфера  искренности. Всякую ложь, всякий  обман, всякую симуляцию… ребёнок  подмечает с чрезвычайной остротой  и быстротой; и, подметив, впадает  в подозрительность.

3.     Воздействие  словом. И содержание, и тон, и  место, и время разговора –  всё важно.

4.     Порицание.  Воспитательная сила порицания  зависит от моральных качеств,  тактичности воспитателя. Надо  суметь, не оскорбляя ребёнка,  дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям.  Искусство порицания состоит  в мудром сочетании строгости  и доброты.

5.     Регулярный  труд в присутствии ребёнка.  Постоянно наблюдая за работой  взрослых, ребёнок начинает, имитировать  это в игре, а затем и сам  включается в процесс труда  как помощник, и, наконец, как  самостоятельный исполнитель.

6.     Оградить  ребёнка от контакта с безнравственными  людьми. Важнейшим методом овладения  знаниями и опытом у ребёнка  является имитация. Воспроизвёл  – значит освоил.

Поэтому взрослые, которые  любят ребёнка и желают ему  добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему  примером безнравственного поведения.[16]

Вывод: В педагогике нравственное воспитание очень актуально т.к оно воспитывает у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, формирует активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности нравственного  воспитания детей дошкольного  возраста.

В процессе нравственного  воспитания у ребенка развиваются  гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Старшие дошкольники  участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на:

  • формирование положительного отношения к правилам поведения;
  • закрепление в сознании дошкольников значения правил поведения в 
    жизни каждого и коллектива в целом;
  • развитие умения принимать правила как руководство к действию;
  • обобщение опыта собственного поведения, развитие оценки и самооценки;
  • переход от действий, опирающихся на внешние стимулы, к поведению 
    по внутренним побуждениям.

В этом возрасте дети способны к самостоятельному общению в  соответствии с усвоенными правилами. Эти правила обычно тесно связаны с конкретной ситуацией, что говорит об определенной способности к обобщению разных ситуаций, относящихся к одному правилу. Развитие наглядно-образного мышления, использование слов, обозначающих те или иные нравственные качества (добрый, честный, справедливый, несправедливый), также свидетельствуют об умении обобщать разные поступки и ситуации.

Дети уже могут  указать на внутренний мотив поступка: «Я помог Васе, он упал и ушибся. Мне его было жалко». Хотя дошкольники чаще всего говорят о внешних побудителях, ссылаясь на правило: надо помогать товарищу.

Дети испытывают потребность в общении, проявляемой  не только в игре, но и в практической деятельности при выполнении общественных обязанностей, общих заданий. Эта деятельность привлекает детей как серьезная, полезная для всех; как возможность помочь взрослым. Дети переживают чувство гордости за свою работу, ответственность за ее выполнение. Дошкольники уже могут сами организовать работу, довести ее общими усилиями до конца, оценить результат. Они уже пытаются обосновывать свои оценки, при их несовпадении могут возникать споры. Воспитатель помогает детям: выслушивает их и подводит к общему мнению.[9]

Воспитатель учит детей давать оценки своим поступкам и поведению других, основываясь на следующих критериях:

  • интересе к деятельности сверстника, умении пользоваться общими игрушками, договариваться при возникновении разногласий;
  • отзывчивости, стремлении оказать помощь другому;
  • наличии симпатий, предпочтений в общении со сверстниками (не в 
    ущерб другим);
  • стремлении к объективной оценке и самооценке;
  • способности поступиться личным желанием (бескорыстно).

Игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам. Одновременно в играх формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи. Этому способствуют игровые правила, без следования которым игра не может состояться. Одни правила требуют сдержанности, другие — активности, третьи регулируют взаимоотношения и т.д. Стремление овладеть этими правилами поддерживается потребностью ребенка в игре и общении. Наличие готовых игровых правил, регламентирующих действия детей, их взаимоотношения, способствует развитию самоорганизации детей. В правилах четко предписывается, как надо действовать, выполнять игровое задание, относиться к товарищам. Таким образом, в игре действуют единые нормы общения, которые обеспечивают равенство детей и их требовательность друг к другу.

Правила выступают в качестве критерия правильности или неправильности собственных действий ребенка и поведения товарищей, соблюдения условий, необходимых для коллективной игры. Подражая друг другу, дети часто повторяют действия товарищей, как правильные, так и неправильные. Для нейтрализации негативных примеров важна поддержка воспитателя. Так, дошкольник нарушил правило и стал считаться выигравшим. Другой с целью стать победителем тоже нарушил правило. Если дети протестуют, их следует поддержать и предложить всем вместе повторить или уточнить правила игры. В случае когда дети соглашаются с нарушителем, им следует напомнить, что нечестная игра не дает права выигрыша. Они должны дружно осудить того, кто пытается выиграть нечестно.[22]

В играх с правилами  важен результат: выигрыш или  проигрыш. Желание не отстать от товарищей, опередить их может побуждать ребенка к стремлению выиграть любой ценой. Поэтому борьба между желанием выиграть и честным выигрышем создает ситуацию нравственного выбора. Правила служат своеобразным препятствием эгоистическим побуждениям и поддерживают моральные принципы.

Дети с помощью педагога могут составить «Правила дружной  игры»:

  • всем вместе договориться о правилах игры;
  • честно соблюдать правила игры;
  • нарушивший правила не может считаться выигравшим;
  • не злиться и не драться, если проиграл.

Можно сформулировать правила в виде пословиц и поговорок:

  • Нет большего позора — не выполнить договора.
  • Уговор дороже денег.
  • Сам себя губит, кто других не любит.
  • Зарубить себе на носу (правила игры).
  • Кто зря сердит, у того голова болит (о тех, кто проиграл).

Используя пословицы  и поговорки в работе с детьми, воспитатель должен понимать, что  уровень обобщения может ограничиваться для ребенка конкретной ситуацией. Повторение пословиц в применении к разным ситуациям постепенно обогащает представления дошкольников о содержании образных выражений.

Игровые правила  способствуют развитию у детей требовательности друг к другу, служат ориентиром оценки и самооценки. Справедливая и обоснованная оценка, данная коллективом, поддержанная воспитателем, укрепляет в сознании ребенка значение правил в коллективной жизни.

Положительное влияние  игр на детей обеспечивается правильным педагогическим руководством. Воспитатель  вызывает положительное отношение  к игре, игровой задаче, знакомит детей с правилами (инструктирование, показ, повторение).

Доброжелательные  отношения в ходе игры определяют ее успех. Здесь велика роль воспитателя. Например, при распределении ролей избежать ссоры помогут считалки.

1) Раз, два,  три, четыре, пять.

Мы собрались  поиграть.

 К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

2) Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот водить пойдет.

Информация о работе Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста