Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:36, курсовая работа
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Введение………………………………………….……………………………3
Теоретические и методические основы нравственного воспитания дошкольников ……………………………………….………………………..
1.1. Нравственное воспитание дошкольников как важнейшая теоретическая и практическая проблема…………………………………….6
1.2. Основные средства и методика нравственного воспитания дошкольников………………………………………………………………...12
1.3.Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников…………………
Заключение………………………………………………………………….20
Список литературы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
СУРГУТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
психологии и педагогики
Кафедра
теоретических основ
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Курсовая
работа
Исполнитель
Научный руководитель: . Зав.кафедрой: Оценка
______________________________ |
Сургут 2011г.
Содержание
Введение………………………………………….…………… Теоретические и методические основы нравственного воспитания дошкольников ……………………………………….……………………….. 1.1. Нравственное воспитание дошкольников как важнейшая теоретическая и практическая проблема…………………………………….6 1.2. Основные
средства и методика нравственного воспитания
дошкольников……………………………………………… 1.3.Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников………………… Заключение…………………………………………………… Список
литературы…………………………………………………… |
|
Введение
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Так, в советской педагогике вопросами нравственного воспитания дошкольников занимались такие видные ученые, как Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Они неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера.
Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время.
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.». «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.».
Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. «Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен.
В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого.
Вышеизложенное предопределило выбор темы данной курсовой работы – «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать роль и место нравственного воспитания в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.
Раскрыть специфику, задачи, содержание
нравственного воспитания
2. Определить основные средства и способы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить основные формы работы с родителями, ориентирующие их на целенаправленное нравственное воспитании дошкольников.
Методы
исследования: анализ, синтез, обобщение,
классификация.
Теоретические
и методические основы
нравственного воспитания
дошкольников
Процесс нравственного
Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.
Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Главная функция нравственного
воспитания состоит в том,
Педагогика, в области нравственного
воспитания, выделяет такие педагогические
понятия, как нравственное
В общественном нравственном
сознании отражается
Овладение нравственными
В сознании ребенка образ
Нравственное сознание и
Новые черты появляются у
Единству воспитания
Воспитание нравственного поведения - это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников.
Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.
Информация о работе Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста