Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Содержание работы

Введение………………………………………….……………………………3

Теоретические и методические основы нравственного воспитания дошкольников ……………………………………….………………………..

1.1. Нравственное воспитание дошкольников как важнейшая теоретическая и практическая проблема…………………………………….6

1.2. Основные средства и методика нравственного воспитания дошкольников………………………………………………………………...12

1.3.Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников…………………

Заключение………………………………………………………………….20

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая2011.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ ХАНТЫ –  МАНСИЙСКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

СУРГУТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Факультет психологии и педагогики 

Кафедра теоретических основ дошкольного  и начального образования 
 
 
 
 
 
 

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА 
 

Курсовая  работа 
 
 
 

Исполнитель

Научный руководитель:

.

Зав.кафедрой:

Оценка _______________________________


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сургут  2011г.

Содержание 
 

Введение………………………………………….……………………………3

Теоретические и методические основы нравственного воспитания дошкольников ……………………………………….………………………..

1.1. Нравственное воспитание дошкольников как важнейшая теоретическая и практическая проблема…………………………………….6

1.2. Основные средства и методика нравственного воспитания дошкольников………………………………………………………………...12

1.3.Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников…………………

Заключение………………………………………………………………….20

Список  литературы………………………………………………………...22

 
 
 
 
 
 
 
   

 

 

      Введение 

      Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

      Так, в советской педагогике вопросами  нравственного воспитания дошкольников занимались такие видные ученые, как Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Они неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера.

     Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.

     С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте.

     Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время.

     Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

     Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.». «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.».

     Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. «Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен.

     В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого.

     Вышеизложенное  предопределило выбор темы данной курсовой работы – «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

    Цель  исследования: теоретически обосновать роль и место нравственного воспитания в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи исследования:

    1. Раскрыть специфику, задачи, содержание  нравственного воспитания детей  дошкольного возраста на современном  этапе.

    2. Определить основные средства и способы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    3. Выявить основные формы работы с родителями, ориентирующие их на целенаправленное нравственное воспитании дошкольников.

     Методы  исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация. 
 
 
 
 
 
 
 

 

Теоретические и методические основы нравственного воспитания дошкольников 

    1. Нравственное  воспитание  дошкольников  как  важнейшая  теоретическая и практическая проблема
 

        Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных  взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

       Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

       Нравственные нормы  - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

      Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

       Главная функция нравственного  воспитания состоит в том, чтобы  сформировать у подрастающего  поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

       Педагогика, в области нравственного  воспитания, выделяет такие педагогические  понятия, как нравственное сознание  и нравственное поведение. Система  исторически сложившихся и непрерывно  пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание».

        В общественном нравственном  сознании отражается общественный  опыт: нравственные идеи, теории, понятия  отражают реальные отношения  людей, которые складываются в  процессе деятельности и общения.  Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

       Овладение нравственными представлениями  и понятиями - длительный и  сложный процесс. Дети проходят  большой путь от усвоения нравственных  понятий сначала на уровне  представления до полного овладения его содержанием. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой - к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.

       В сознании ребенка образ какого-либо  явления нравственной жизни может  возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь “увидеть” тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По мнению Спиркина, в представлениях “сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление”.

       Нравственное сознание и поведение  детей формируются в единстве - это кардинальный принцип педагогики.

       Новые черты появляются у детей  во взаимоотношениях с взрослыми  и сверстниками. Дети активно  проявляют интерес к содержательному  общению с взрослыми. Авторитет  взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние “этические инстанции”, которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется “детское общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6 - 7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

       Единству воспитания нравственного  сознания и поведения А.С. Макаренко  придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

       Воспитание нравственного  поведения - это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников.

       Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Информация о работе Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста