Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Содержание работы

Введение………………………………………….……………………………3

Теоретические и методические основы нравственного воспитания дошкольников ……………………………………….………………………..

1.1. Нравственное воспитание дошкольников как важнейшая теоретическая и практическая проблема…………………………………….6

1.2. Основные средства и методика нравственного воспитания дошкольников………………………………………………………………...12

1.3.Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников…………………

Заключение………………………………………………………………….20

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая2011.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

       Развитие нравственности в психологическом  аспекте включает две стороны.  Одна сторона - это развитие  чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.

        К.Д. Ушинский в книге «Человек  как предмет воспитания. Опыт  педагогической антропологии» писал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».

      В результате сложного развития, представления человека о плохом  и хорошем, о должном и не должном, осознания общественных, социальных норм формируются нравственные чувства.

       Нравственные чувства  - это переживания человека своего отношения к действительности к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного. Значения чувств в нравственном формировании личности исключительно велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От направленности нравственных чувств во многом зависит поведение человека.

       В период дошкольного детства  воспитанию чувств детей уделяется  особое внимание. Опираясь на  эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, педагоги воспитывают у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма.

       С расширением нравственного  опыта, освоением нравственных  представлений расширяются и  углубляются нравственные чувства  детей. Именно в дошкольном  возрасте начинают формироваться  сложные социальные чувства: чувство  любви к Родине, интернациональные чувства.

       В старшем дошкольном возрасте  большое внимание уделяется развитию  и обогащению чувств детей,  формированию способности управлять  ими. В этом возрасте воспитываются  нравственные чувства, определяющие  отношение детей к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям.

       Отношение к взрослым выражается  в формирующемся чувстве уважения. В старшем дошкольном возрасте  оно становится более осознанным  и основывается на понимании  значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей. В развитии коллективизма большую роль играет начальные формы чувства долга и ответственности, формирующиеся в труде и игре детей. Продолжается формирование высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства товарищества, уважения к людям других национальностей. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления об явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о своей стране, о жизни своего народа, которые получают дети, например, на занятиях при ознакомлении с художественной литературой.

       Развитие чувств и воли происходит в постоянном взаимодействии. Существенными признаками, характеризующими собственно волевое поведение, являются “преодоление препятствий”, состояние напряжения, момент волевого усилия. Так, Б.М. Теплов подчеркивал, что волевые действия в собственном смысле слова - это действия, которые связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий. По мнению В.К. Котырло, “можно полагать, что именно усилие и есть тот феномен, которое обуславливает специфику волевого действия”.

        В развитии волевых действий старшего дошкольника, можно выделить три взаимосвязанные стороны - это, во-первых, развитие целенаправленности действий, во-вторых, установление отношения между целью действий и их мотивом, и, в-третьих, возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

        Развитие воли ребенка тесно  связано с происходящим в дошкольном  возрасте изменения мотивов поведения,  формированием соподчинения мотивов.  Именно появление определенной  направленности выдвижение на  первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими менее значимыми мотивами.

        Чтобы мотивы реализовывались в поступки, нужно овладеть и соответствующими правильными способами и формами поведения. Иначе при самых лучших мотивах поведения может быть неприемлемым.

        Особое значение в развитии  мотивов поведения имеют нравственные  мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных форм и правил, пониманием их общеобязательности, действительного значения своих поступков для других людей.

       Среди нравственных мотивов поведения  большое место занимают общественные  мотивы - желание сделать что-то  для других людей, принести  им пользу.

       Важнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6 -7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателя.

 

    1. Основные средства и методика нравственного воспитания дошкольников
 

       Нравственное воспитание осуществляется  с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

       Литература, изобразительное искусство,  музыка, кино, диафильмы и пр. можно  объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлении. Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А.Елисеева, Г.Н.Пантелеев). Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

       Средством нравственного воспитания  дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н.Николаева, Л.Г.Нисканен, В.Г.Фокина, В.Д.Сыч).

       Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения.

       Особое место в этой группе  средств отводится общению, если его вслед за психологами (М.И. Лисина, А.Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

       Средством нравственного воспитания  может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

        Выбор средств воспитания зависит  от ведущей задачи, от возраста  воспитанников, от уровня их  общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных  качеств (только начинаем формировать  качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем). Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

        В.Г.Нечаева выделяет две группы  методов нравственного воспитания  дошкольников: организация практического  опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

       Классификация, предложенная В.И.Логиновой,  выстроена на том же основании,  что и у В.Г. Нечаевой, - на  активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

       Методы дают эффективный результат  лишь при определенных условиях:

- любой  метод (группа методов) должен  быть гуманным, не унижающим ребенка,  не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста.  

- метод  должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Иногда воспитатели и родители  используют прием обещания награды,  не задумываясь, реальна ли  она. И не выполняют обещанного. Или в качестве наказания используется угроза. Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают («Вот не будешь слушаться, уведу в лес и оставлю волкам на съедение!»). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым; 

- для  использования метода должны  быть заранее подготовлены условия,  средства. Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совместной деятельности детей - организовать «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать; 

- метод  не должен применяться однотипно,  шаблонно по отношению ко всем  детям и в любой ситуации. Если  не соблюдать это условие, метод  убеждения может превратиться  в назидание и перестанет приносить  нужный результат; 

- методы  воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие - большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку; 

- при  подборе методов следует учитывать  степень сложности формируемого качества; 

- проектируя, подбирая методы, важно предвидеть  возможные результаты воздействия  их на конкретного ребенка.  Если воспитатель не уверен  в успехе или предвидит слишком  сильную реакцию - от выбранного  метода следует отдаться; 

- применение  методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальность и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понимаем относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу. 

- преобладающими  в нравственном воспитании дошкольников  должны быть практические методы, которые предполагают обучение  ребенка способам действия. Если  только опираться на осознание,  понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет.  

Информация о работе Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста