Развитие нравственности в психологическом
аспекте включает две стороны.
Одна сторона - это развитие
чувств и воли, другая состоит в том,
что ребенок постепенно начинает понимать
окружающий мир и осознает свое место
в нем, что порождает новые типы мотивов
поведения, под влиянием которых ребенок
совершает те или иные поступки.
К.Д. Ушинский в книге «Человек
как предмет воспитания. Опыт
педагогической антропологии» писал:
«Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки
наши не выражают так ясно и верно нас
самих и наши отношения к миру, как наши
чувствования; в них слышен характер не
отдельной мысли, не отдельного решения,
а всего содержания души нашей и ее строя.
В мыслях наших мы можем сами себя обманывать,
но чувствования наши скажут нам, что мы
такое: не то, чем бы мы хотели быть, но
то, что мы такое на самом деле».
В результате сложного развития,
представления человека о плохом
и хорошем, о должном и не должном,
осознания общественных, социальных норм
формируются нравственные чувства.
Нравственные чувства
- это переживания человека своего
отношения к действительности к своему
собственному поведению. В нравственном
сознании личности эти чувства находятся
в органическом единстве с нравственными
понятиями и представляют как бы сплав
нравственного, разумного и чувственного.
Значения чувств в нравственном формировании
личности исключительно велико. В чувствах
выражаются желания человека, его эмоциональное
состояние. Чувства могут быть формой
и способом оценки происходящего. От направленности
нравственных чувств во многом зависит
поведение человека.
В период дошкольного детства
воспитанию чувств детей уделяется
особое внимание. Опираясь на
эмоциональную отзывчивость детей, их
впечатлительность, яркость воображения,
подражательность, педагоги воспитывают
у детей первые добрые, гуманные чувства:
заботливость, внимательность, доброжелательность.
На этой основе начинают формироваться
чувства дружбы, товарищества, коллективизма.
С расширением нравственного
опыта, освоением нравственных
представлений расширяются и
углубляются нравственные чувства
детей. Именно в дошкольном
возрасте начинают формироваться
сложные социальные чувства: чувство
любви к Родине, интернациональные
чувства.
В старшем дошкольном возрасте
большое внимание уделяется развитию
и обогащению чувств детей,
формированию способности управлять
ими. В этом возрасте воспитываются
нравственные чувства, определяющие
отношение детей к окружающим людям,
к труду, к природе, к важным общественным
событиям.
Отношение к взрослым выражается
в формирующемся чувстве уважения.
В старшем дошкольном возрасте
оно становится более осознанным
и основывается на понимании
значимости социальной роли трудовой
деятельности взрослых, их высоких нравственных
качеств. Происходит дальнейшее развитие
положительных чувств по отношению к сверстникам.
Ставится задача развития основ чувства
коллективизма, гуманности во взаимодействиях
детей. В развитии коллективизма большую
роль играет начальные формы чувства долга
и ответственности, формирующиеся в труде
и игре детей. Продолжается формирование
высоких нравственных чувств: любви к
Родине, чувства товарищества, уважения
к людям других национальностей. Основой
развития этих чувств являются яркие впечатления
об явлениях общественной жизни, эмоционально
насыщенные знания о своей стране, о жизни
своего народа, которые получают дети,
например, на занятиях при ознакомлении
с художественной литературой.
Развитие чувств и воли происходит в постоянном
взаимодействии. Существенными признаками,
характеризующими собственно волевое
поведение, являются “преодоление препятствий”,
состояние напряжения, момент волевого
усилия. Так, Б.М. Теплов подчеркивал, что
волевые действия в собственном смысле
слова - это действия, которые связаны
с преодолением внутренних или внешних
препятствий. По мнению В.К. Котырло, “можно
полагать, что именно усилие и есть тот
феномен, которое обуславливает специфику
волевого действия”.
В развитии волевых действий старшего
дошкольника, можно выделить три взаимосвязанные
стороны - это, во-первых, развитие целенаправленности
действий, во-вторых, установление отношения
между целью действий и их мотивом, и, в-третьих,
возрастание регулирующей роли речи в
выполнении действий.
Развитие воли ребенка тесно
связано с происходящим в дошкольном
возрасте изменения мотивов поведения,
формированием соподчинения мотивов.
Именно появление определенной
направленности выдвижение на
первый план группы мотивов, которые
становятся для ребенка наиболее важными,
ведет к тому, что ребенок сознательно
добивается поставленной цели, не поддаваясь
отвлекающему влиянию побуждений, связанных
с другими менее значимыми мотивами.
Чтобы мотивы реализовывались в
поступки, нужно овладеть и соответствующими
правильными способами и формами поведения.
Иначе при самых лучших мотивах поведения
может быть неприемлемым.
Особое значение в развитии
мотивов поведения имеют нравственные
мотивы, выражающие отношение ребенка
к другим людям. В старшем дошкольном возрасте
нравственное поведение детей начинает
распространяться на широкий круг людей,
не имеющих с ребенком непосредственной
связи. Это связано с осознанием детьми
нравственных форм и правил, пониманием
их общеобязательности, действительного
значения своих поступков для других людей.
Среди нравственных мотивов поведения
большое место занимают общественные
мотивы - желание сделать что-то
для других людей, принести
им пользу.
Важнейшую роль в нравственном
развитии старших дошкольников играет
формирующаяся способность к соподчинению
мотивов поведения. В условиях правильного
воспитания у детей 6 -7 лет развивается
умение руководствоваться в своем поведении
моральными мотивами, что приводит к становлению
основ нравственной направленности личности.
В этом процессе значимую роль играют
развивающиеся моральные чувства, которые
в старшем дошкольном возрасте становятся
более богатыми по содержанию. Вместе
с тем умение сознательно управлять своими
чувствами представляет для старших дошкольников
достаточную трудность, поэтому поведение
детей требует постоянного внимания воспитателя.
- Основные
средства и методика
нравственного воспитания
дошкольников
Нравственное воспитание осуществляется
с помощью определенных средств
и методов. Средства нравственного воспитания
дошкольников можно объединить в несколько
групп.
Литература, изобразительное искусство,
музыка, кино, диафильмы и пр. можно
объединить в группу художественных
средств. Эта группа средств очень важна
в решении задач нравственного воспитания,
так как способствует эмоциональной окраске
познаваемых моральных явлении. Многочисленные
исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н.Стрелкова,
А.М.Виноградова) показывают, что дети
живо, эмоционально и доверчиво воспринимают
читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают
иллюстрации к книгам (В.А.Елисеева, Г.Н.Пантелеев).
Художественные средства наиболее эффективны
при формировании у детей моральных представлений
и воспитании чувств.
Средством нравственного воспитания
дошкольников является природа.
Природа дает возможность вызывать у детей
гуманные чувства, желание заботиться
о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи,
защищать их, способствует формированию
у ребенка уверенности в себе. Воздействие
природы на нравственную сферу личности
детей многогранно и при соответствующей
педагогической организации становится
значимым средством воспитания чувств
и поведения (С.Н.Николаева, Л.Г.Нисканен,
В.Г.Фокина, В.Д.Сыч).
Средством нравственного воспитания дошкольников
является собственная
деятельность детей: игра, труд, учение,
художественная деятельность. Каждый
вид деятельности имеет свою специфику,
выполняя функцию средства воспитания,
но данное средство - деятельность как
таковая - необходимо прежде всего при
воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе
средств отводится общению,
если его вслед за психологами (М.И. Лисина,
А.Г. Рузская) считать видом деятельности.
Общение как средство нравственного воспитания
лучше всего выполняет задачи корректировки
представлений о морали и воспитании чувств
и отношений.
Средством нравственного воспитания
может быть вся та
атмосфера, в которой живет ребенок:
атмосфера может быть пропитана доброжелательностью,
любовью, гуманностью или жестокостью,
безнравственностью. Окружающая ребенка
обстановка становится средством воспитания
чувств, представлений, поведения, т.е.
она активизирует весь механизм нравственного
воспитания и влияет на формирование определенных
нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит
от ведущей задачи, от возраста
воспитанников, от уровня их
общего и интеллектуального развития,
от этапа развития нравственных
качеств (только начинаем формировать
качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
Средство становится эффективным в сочетании
с адекватными методами и приемами
воспитания.
В.Г.Нечаева выделяет две группы
методов нравственного воспитания
дошкольников: организация практического
опыта общественного поведения (метод
приучения, показ действия, пример взрослых
или других детей, метод организации деятельности);
формирование у дошкольников нравственных
представлений, суждений, оценок (беседы,
чтение художественных произведений,
рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).
И к первой, и ко второй группе автор относит
метод убеждения, положительный пример,
поощрение и наказание.
Классификация, предложенная В.И.Логиновой,
выстроена на том же основании,
что и у В.Г. Нечаевой, - на
активизации механизма нравственного
воспитания, - но она полнее. Автор предлагает
объединить все методы в три группы: методы
формирования нравственного поведения
(приучение, упражнение, руководство деятельностью);
методы формирования нравственного сознания
(убеждения в форме разъяснения, внушение,
беседа); методы стимулирования чувств
и отношений (пример, поощрения, наказания).
Методы дают эффективный результат
лишь при определенных условиях:
- любой
метод (группа методов) должен
быть гуманным, не унижающим ребенка,
не нарушающим его прав. Это относится
к детям любого возраста.
- метод
должен быть реальным, осуществимым,
он требует логического завершения.
Иногда воспитатели и родители
используют прием обещания награды,
не задумываясь, реальна ли
она. И не выполняют обещанного.
Или в качестве наказания используется
угроза. Родители угрожают ребенку тем,
чего никогда реально не сделают («Вот
не будешь слушаться, уведу в лес и оставлю
волкам на съедение!»). Вначале подобные
угрозы, может быть, и дадут результат,
но постепенно ребенок усвоит, что за такими
словами ничего не стоит и можно продолжать
не слушаться. В нравственном воспитании
каждый метод должен быть весомым, значимым;
- для
использования метода должны
быть заранее подготовлены условия,
средства. Например, воспитатель приучает
детей к бережному отношению к вещам, игрушкам
и для этого хочет использовать метод
организации совместной деятельности
детей - организовать «мастерскую по ремонту
игрушек». В этом случае он должен подготовить
материалы, которыми дети могли бы работать;
- метод
не должен применяться однотипно,
шаблонно по отношению ко всем
детям и в любой ситуации. Если
не соблюдать это условие, метод
убеждения может превратиться
в назидание и перестанет приносить
нужный результат;
- методы
воспитания следует применять тактично.
Воспитанник не должен чувствовать, что
его воспитывают. Опосредованное воздействие
- большое искусство, которым педагог овладевает,
если умеет бережно относиться к ребенку;
- при
подборе методов следует учитывать
степень сложности формируемого
качества;
- проектируя,
подбирая методы, важно предвидеть
возможные результаты воздействия
их на конкретного ребенка.
Если воспитатель не уверен
в успехе или предвидит слишком
сильную реакцию - от выбранного
метода следует отдаться;
- применение
методов нравственного воспитания требует
терпения и терпимости. Когда дело касается
ребенка дошкольного возраста, нельзя
рассчитывать на моментальность и постоянный
результат. Следует терпеливо повторять
уже использованные методы и подбирать
новые, с понимаем относиться к тому, что
результат будет достигнут не сразу.
- преобладающими
в нравственном воспитании дошкольников
должны быть практические методы,
которые предполагают обучение
ребенка способам действия. Если
только опираться на осознание,
понимание значимости положительного
поведения и не обучать способам такого
поведения, желаемых результатов не будет.