Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Содержание работы

Введение………………………………………….……………………………3

Теоретические и методические основы нравственного воспитания дошкольников ……………………………………….………………………..

1.1. Нравственное воспитание дошкольников как важнейшая теоретическая и практическая проблема…………………………………….6

1.2. Основные средства и методика нравственного воспитания дошкольников………………………………………………………………...12

1.3.Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников…………………

Заключение………………………………………………………………….20

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая2011.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

- методы  применяются не изолированно, а  в комплексе во взаимосвязи.  Основаниями для подбора методов,  которые можно и целесообразно  использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

       Эффективным методом уточнения  систематизации нравственных представлений  старших дошкольников является  этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

       Этическая беседа, как метод нравственного  воспитания отличается существенным  своеобразием. Содержание этических  бесед составляют в основном  подлинно жизненные ситуации, поведение  окружающих людей и, прежде  всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

       Подобные характеристики формируют  у детей объективность в оценке  событий, помогают ребенку ориентироваться  в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

       Этические беседы - это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей.

       Число подобных бесед невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.

       Следует помнить: главная цель  этических бесед заключается  в том, чтобы сформировать у  ребенка нравственные мотивы  поведения, которыми он мог  бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

       Готовясь к такой беседе, педагог  должен проанализировать, что было  предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его.

       Если в этическую беседу воспитатель  считает нужным включить отрывки  из того или иного художественного  произведения, он обязательно должен  подчинить их содержания воспитателям функциям.

       Если содержание беседы доступно  и интересно детям, то следует  заинтересованные вопросы, яркие  эмоции, искреннее оценки: педагогу  как бы приоткрывается внутренний  мир ребенка. Это позволяет  обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.

       Поведение воспитанников старших  групп убедительно свидетельствует  о том, что в этом возрасте  постепенно происходит переход  от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое - основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.

       Влияние нравственного сознания  старшего дошкольника на саморегуляцию его поведения еще не велико. Но в этом возрасте ребенок еще в состоянии оценивать поведение свое на окружающих. Поэтому темы этических бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия. «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и многие др. Названые темы могут быть конкретизированы и дополнены в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности, препятствующей по данной теме и т.п. Важно, чтобы содержание перечисленных ведущих тем и тем дополняющих, обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса. Без чего нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также помогают систематизировать и обобщить представления о нравственности, которые приобрели дети, находясь в предыдущих группах.

       Этические беседы, их результаты  должны непосредственно проявляться  в практике поведения, поступках  детей в различных ситуациях.  Что очень важно для закрепления  результатов педагогического воздействия.

       Первый день новой, старшей группы. Групповые помещения оформлены по-праздничному. Так было прежде и при переходе детей из младшей в среднюю группу. Отличие - в более серьезном и доверительном тоне беседы воспитателя.

       Он не только показывает детям все помещения, но и организует просмотр работ детей, перешедших в подготовительную группу, рассказывает им, как они трудились, играли, как были должны. Вместе с детьми воспитатель размышляет, как лучше все расставить в комнатах группы. В тоже время он содействует веселому настроению детей, их радостному общению друг с другом, знакомству с новинками. А когда прием новичков завершен, можно организовать развлечение с участием всех детей и сотрудников. 
1.3. Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников
 

       Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов.

        От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, в значительной мере зависит, какими вырастут дети.

        Родителям очень важно не подорвать веру ребенка в себя. Неуверенность, сомнение в себе прямо противоположны по своему влиянию на ход деятельности: они парализуют активность человека. 

       Это делает узким поле развития  личности. Не верящий в свои силы ребенок не применит их в полной мере, а значит, не разовьет.

           Недостаток радости в доме  ведет к недостатку мужества. Если родительский дом не станет  спокойным, радостным, развитие  ребенка будет идти плохо, сколько  бы родители не читали книг на педагогические темы.

        Недостаточность эмоциональных  отношений в семье ведет к  слабому развитию у ребенка  способности чувствовать, переживать. Важно научить детей дорожить  дружбой, вниманием других людей,  беречь и сохранять всю жизнь все виды уз, которыми люди связаны друг с другом, внушать им, что нет ничего страшнее на свете, чем горечь одиночества. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоенности личности ребенка, поскольку он пытается приспосабливаться к нередко противоречивым требованиям.

        Необходимым условием установления  единства детского сада и семьи  в нравственном воспитании детей  является знание родителями программы  нравственного воспитания и методики его осуществления в детском саду. Не менее важно, чтобы они правильно оценивали уровень морального развития своих детей, видели положительные и отрицательные их черты, понимали причины появления последних и пути преодоления их.

        Работа воспитателя с семьей направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей. Она также включает изучение системы нравственного воспитания в каждой семье. Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, воспитатель оказывает им необходимую помощь советами, рекомендациями. При этом его внимание должно быть сосредоточено прежде всего на воспитании у детей гуманных чувств, культуры поведения, действенной любви к родным и близким, любви к Родине.

       Беседуя с родителями об условиях и методах нравственного воспитания в семье, педагог специально разъясняет роль личного примера родителей, значение семейных праздников и традиций.

        Надо добиваться, чтобы в каждой  семье поняли необходимость требовательной любви к детям, уважения к ним, соблюдали разумную меру в использовании поощрений и наказаний. Советы и рекомендации, которые воспитатели дают родителям, должны быть теоретически обоснованными и одновременно конкретными.

        Надо убедить их в воспитательной  ценности семейных чтений, слушания  музыки, исполнения любимых песен,  приглашения к ребенку его  друзей, организации игр, развлечений.

       Убедительной формой педагогической  пропаганды является просмотр  и обсуждение с родителями кинофильмов о воспитании («Однажды солгав», «Ничему плохому не учили», «Мама заболела» и др.).   

       Целесообразно периодически обсуждать  с родителями уровень нравственного  развития их детей, отмечая  сдвиги, выделяя конкретные задачи  для совместного их решения.

        Результатом работы, проводимой  воспитателями с семьей, является  убежденность родителей в необходимости  нравственного воспитания детей  с первых лет жизни, в возможности  предупредить и преодолеть отрицательные  проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны.

        Течение внутренней жизни ребенка  – вот объект наблюдения воспитателя  и родителей и предмет их  общих забот по воспитанию  гармонично развитой личности. 
 
 
 

 

Заключение 

    Формирование  нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

      Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.

      Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

    Нравственные  отношения, представления, поступки, которые  формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в  свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

    Сложность процесса формирования личности состоит  в том, что воспитательные воздействия  перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических  особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

    Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. 
 
 

 

     Список использованной литературы

    1. Дошкольная педагогика. / Под ред.  В.И. Ядешко. – М.: Просв., 1988 c.415.

    2. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11 c.61-65.

    3. Курочкина И.В. Современный этикет  и воспитание культуры поведения  у дошкольников. – М.: Владос, 2003 c. 224.

    4. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. –  Балашов, 2006 c. 76.

    5. Маркова В. Нравственное воспитание  в отечественной педагогике // Дошкольное  воспитание. 2006. №12 c.104-110.

    6.  Мулько И. Ф. Социально-нравственное  восп. дошк. – М., 2004  c. 96.

    7. Нравственное и трудовое воспитание  дошкольников: Учебное пособие / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002 c. 192.

    8.  Педагогика / Под ред Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988 c. 489.

Информация о работе Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста