Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:36, курсовая работа
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Введение………………………………………….……………………………3
Теоретические и методические основы нравственного воспитания дошкольников ……………………………………….………………………..
1.1. Нравственное воспитание дошкольников как важнейшая теоретическая и практическая проблема…………………………………….6
1.2. Основные средства и методика нравственного воспитания дошкольников………………………………………………………………...12
1.3.Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников…………………
Заключение………………………………………………………………….20
Список литературы
- методы
применяются не изолированно, а
в комплексе во взаимосвязи.
Основаниями для подбора
Эффективным методом уточнения
систематизации нравственных
Этическая беседа, как метод нравственного
воспитания отличается
Подобные характеристики
Этические беседы - это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей.
Число подобных бесед невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.
Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.
Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его.
Если в этическую беседу
Если содержание беседы
Поведение воспитанников
Влияние нравственного
Этические беседы, их результаты
должны непосредственно
Первый день новой, старшей группы. Групповые помещения оформлены по-праздничному. Так было прежде и при переходе детей из младшей в среднюю группу. Отличие - в более серьезном и доверительном тоне беседы воспитателя.
Он не только показывает детям все помещения,
но и организует просмотр работ детей,
перешедших в подготовительную группу,
рассказывает им, как они трудились, играли,
как были должны. Вместе с детьми воспитатель
размышляет, как лучше все расставить
в комнатах группы. В тоже время он содействует
веселому настроению детей, их радостному
общению друг с другом, знакомству с новинками.
А когда прием новичков завершен, можно
организовать развлечение с участием
всех детей и сотрудников.
1.3. Роль семьи в нравственном
воспитании дошкольников
Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, в значительной мере зависит, какими вырастут дети.
Родителям очень важно не подорвать веру ребенка в себя. Неуверенность, сомнение в себе прямо противоположны по своему влиянию на ход деятельности: они парализуют активность человека.
Это делает узким поле
Недостаток радости в доме
ведет к недостатку мужества.
Если родительский дом не
Недостаточность эмоциональных
отношений в семье ведет к
слабому развитию у ребенка
способности чувствовать,
Необходимым условием
Работа воспитателя с семьей направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей. Она также включает изучение системы нравственного воспитания в каждой семье. Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, воспитатель оказывает им необходимую помощь советами, рекомендациями. При этом его внимание должно быть сосредоточено прежде всего на воспитании у детей гуманных чувств, культуры поведения, действенной любви к родным и близким, любви к Родине.
Беседуя с родителями об условиях и методах нравственного воспитания в семье, педагог специально разъясняет роль личного примера родителей, значение семейных праздников и традиций.
Надо добиваться, чтобы в каждой семье поняли необходимость требовательной любви к детям, уважения к ним, соблюдали разумную меру в использовании поощрений и наказаний. Советы и рекомендации, которые воспитатели дают родителям, должны быть теоретически обоснованными и одновременно конкретными.
Надо убедить их в
Убедительной формой
Целесообразно периодически
Результатом работы, проводимой
воспитателями с семьей, является
убежденность родителей в
Течение внутренней жизни
Заключение
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.
Эффективность
нравственного просвещения
Список использованной литературы
1. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Ядешко. – М.: Просв., 1988 c.415.
2. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11 c.61-65.
3.
Курочкина И.В. Современный
4.
Лобанова Е.А. Дошкольная
5.
Маркова В. Нравственное
6.
Мулько И. Ф. Социально-
7.
Нравственное и трудовое
8. Педагогика / Под ред Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988 c. 489.
Информация о работе Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста