Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 05:59, курсовая работа
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Введение 3
1 Теоретические основы нравственного воспитания детей 5
1.1 Нравственное воспитание детей: сущность и содержание 5
1.2 Формы и методы нравственного воспитания детей 11
2 Организация нравственного воспитания детей в детском оздоровительном лагере 17
2.1 Цели и содержание нравственного воспитания детей в детском оздоровительном лагере 17
2.2 Планирование работы детского оздоровительного лагеря по нравственному воспитанию детей разного возраста 21
Заключение 25
Библиографический список 26
Воспитание нравственного поведения - это формирование нравственных поступков и нравственных привычек.
Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. [15]
Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата. [15]
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком. Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитие нравственного сознания предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание, и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства нравственного сознания - активный процесс отражения ребенка своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. [5]
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация переживание осмысление ситуации и мотивов выбор и принятие решения стимул поступок. Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их случайным решениям. Выбор, поведения осуществляется ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обуславливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспитания у детей свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм.
Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Воспитание помогает ребенку прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.
Начальный уровень, практически внутренне бесконтрольный, характеризуется зависимостью поведения от неосознанных импульсов и внешних воздействий. Постепенно, через эмоциональную подсознательную сферу психики, формируются привычки и привычные формы поведения. На этом уровне развития возникает возможность некоторого самоконтроля над поведением благодаря привычкам, укреплению привычных действий. На базе привычного поведения, под влиянием целенаправленного педагогического воздействия у ребенка развивается нравственное мышление. Вместе с ним и с его помощью, на базе нравственных чувств, сознания и воли образуются нравственность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти свойства и качества личности представляют собою психические преобразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляется ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения. Высшим уровнем нравственного поведения является сознательное владение собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям, особенно в кризисных и экстремальных ситуациях. Для детей постоянно такие ситуации возникают в процессе жизни.
Таким образом, можно сказать, что понятия нравственное воспитание каждый понимает по-своему, и по нашему мнению их можно обобщит, т.е. нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь эмоциональных переживаний нравственных ценностей, чтобы те стали значимыми для воспитания подрастающего поколения. Также мы считаем, что процесс нравственного воспитания имеет в настоящее время свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, т.е. изучив формы и методы нравственного воспитания, воспитатель способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать у него нравственные представления и привычки нравственного поведения.
1.2 Формы и методы нравственного воспитания детей
Сегодня достоверно известно, что нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный педагогический процесс, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и воспитанника, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. [19]
Поскольку, мы отмечали нравственное воспитание как целостный педагогический процесс, то методами нравственного воспитания можно выделить общие методы воспитания [7], которые показаны на рисунке 1.
Рис 1 Обще методы воспитания
Неотъемлемой частью воспитания является организация деятельности воспитанников, мы хотим перевести, какими методами она осуществляется.
Приучение – побуждение воспитанников к систематическому выполнению определенных действий и выполнение этих действий с целью формирования навыков и привычек правильного поведения (применяется с раннего детства с целью выработки привычек).
Упражнение – многократное совершение определенных поступков на основе осознанной нравственно норме (используется в воспитании среднего и старшего возраста, является логическим продолжением приучения).
Требование – прямое эмоционально- волевое воздействие воспитателя на воспитанника и выполнение воспитанником поставленной задачи или соблюдение конкретного правила поведения.
Поручение – определение воспитанникам и выполнение ими разнообразных заданий воспитателя с целью формирования у них положительных качеств личности.
Создание воспитывающих ситуаций – формирование обстановки, системы отношений, которые вынуждали бы ребенка совершить определенный поступок, делали бы неизбежным определенное поведение воспитанника.
Так же нам хочется раскрыть сущность методов формирования сознания.
Пример – формирование определенного отношения к явлениям действительности на основе какого – либо образца (бывают положительными отрицательными).
Рассказ - сообщение о поступке, поучительной истории с целью пополнить знания воспитанников о нормах и правилах поведения, об опыте поведения людей в различных ситуациях и вызвать стремление следовать хорошему и избегать недостойного.
Беседа – обсуждение в вопросно- ответной форме поступков, факторов, событий, этических, эстетических норм.
Диспут (дискуссия) – активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой – либо проблемы.
Лекция – глубокое доказательное раскрытие воспитателем, какой – либо нравственной, эстетической или другой темы, свойственно для старшего возраста.
И конечно нельзя обойти вниманием стимулирующие методы
Поощрение – стимулирование деятельности воспитанников с помощью положительной оценки их поведения (одобрение, похвала, награда, благодарность и другие)
Наказание - торможение и коррекция неправильного поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки и действий (порицание, выговор, замечание, ограничение в правах).
Соревнование – возбуждение у воспитанника стремления и его реализация достигнуть в деятельности более высоких по сравнению с другими результатов.
Многообразие методов позволяет правильно организовать нравственное воспитание в детских оздоровительных лагерях. В развитие нравственного воспитания есть цель которая достигается не прямо через средство и метод, а через их определенное сочетание, т.е. форму. В педагогическом процессе существует много форм воспитания, наиболее подходящая классификация форм по нашему мнению предложена Е.В. Титовой – мероприятия, дела, игра. [10]
Мероприятия – события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые воспитателями для воспитанников с целью непосредственно воспитательного воздействия на них. Признак такого типа форм – это созерцательно – исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых и ли старших воспитанников.
Дела – общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, обучения и развлечения.
Многообразие форм и необходимость постоянно их обновлять в практике ставит воспитателей перед проблемой их выбора. Мы хотим предложить еще несколько форм нравственного воспитания, которые считаем наиболее подходящими для организации нравственного воспитания, позаимствованных из картотеки Е.И. Ромашковой. [6]
Выборы жизненного кредо – избрание путем голосования своих убеждений. Полезность данной формы, это ненасильственная выработка жизненных принципов и приоритетов через личный выбор.
Диета для не полезных привычек – представление в игровой форме возможности осознать слабые стороны своего образа жизни, устоявшиеся привычки и предприятия реальные шаги по изменению ситуации, стать «хозяином своей воли» и жизни.
Коктейль эмоций – развитие эмоционального мира личности; приобщение к богатству мира человеческих чувств, тренинг «вчувствования» в жизнь другого человека.
Лаборатория нравственного иммунитета – освоение мира духовных ценностей, побуждение участвующих к самостоятельному изысканию и освоению нравственной мудрости, скрытых резервов самосовершенствования, овладение способами практического противодействия безнравственности.
Таможня будущего – актуализация духовно-нравственных ценностей; формирование моды на духовно-богатую личность, глубокая рефлексия уровня духовной зрелости.
Эпидемия аллергии на бездуховность – приобщение к ценности нравственности и нравственным ценностям, развитие иммунной памяти, основанной на внутреннем моральном законе, формирование защитного механизма, отторгающего аморального сознания, чувства и поведения.
Формы нравственного воспитания взаимосвязаны, они могут дополняться и изменяться по выбору ситуации, возраста воспитанников и места проведения.
Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.
Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования привычек нравственного поведения у детей, мы можем сделать вывод, что проблема воспитания привычек нравственного поведения у детей не нова и в этой области сделано немало открытий. Тем не менее, проблема эта усложняется и приобретает особую актуальность в связи с возникшими в последние полтора десятилетия в нашем обществе угрозами (ценностный вакуум, бездуховности, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей), которые ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. И что не случилось такой деградации каждое учреждение, которое содействует воспитательному процессу детей, обязано заниматься развитием нравственности детей. Одним из таких учреждений являются детские оздоровительные лагеря.
Информация о работе Нравственное воспитание детей в условиях детского оздоровительного лагеря