Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 05:59, курсовая работа
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Введение 3
1 Теоретические основы нравственного воспитания детей 5
1.1 Нравственное воспитание детей: сущность и содержание 5
1.2 Формы и методы нравственного воспитания детей 11
2 Организация нравственного воспитания детей в детском оздоровительном лагере 17
2.1 Цели и содержание нравственного воспитания детей в детском оздоровительном лагере 17
2.2 Планирование работы детского оздоровительного лагеря по нравственному воспитанию детей разного возраста 21
Заключение 25
Библиографический список 26
2
ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО
2.1 Цели и содержания
нравственного воспитания в
Летние каникулы для школьников - это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются детские оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.). Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и участия каждого ребенка в его жизни.
Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательную и воспитательную функцию.
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Опишем некоторые конкретные воспитательные системы, характерные для детских оздоровительных лагерей.
Скаутский лагерь имеет свою воспитательную систему, направленную на разностороннее развитие и воспитание личности (развитие способности «учиться познавать» и позиции «учиться быть»). Основные принципы скаутизма - патриотизм, аполитичность, внеклассовый характер, веротерпимость. Особое внимание уделяется саморазвитию. Скаут сам решает, что он будет изучать, и выбирает наиболее приемлемый для себя путь развития.
В качестве цели создания пионерских лагерей рассматривалось сплочение и воспитание детей в духе коммунистических идей, подготовка их к борьбе за интересы пролетариата. Важнейшей задачей на этом этапе являлась забота о всеобщей грамотности.
Далее деятельность пионеров характеризовалась усилением ее идеологической направленности, что нашло свое выражение в новых текстах положения, законов и торжественного обещания. Появляются разнообразные формы (всесоюзные марши, сборы, слеты, тимуровское движение, военно-спортивные игры, турниры, конкурсы, экспедиции и т.п.) и соответственно разные методы работы (убеждение, упражнение в деятельности, самоуправление, соревнование, игра, красочность и романтика).
Последующие этапы развития воспитательной системы пионерской организации характеризуются разносторонними направлениями: идейно-политическим, военно-патриотическим, интернациональным, атеистическим, нравственным, трудовым, эстетическим, физическим.
Еще одной системой является воспитательная система детского православного лагеря. В ней ребенок на какое-то время становится недоступен для многих институтов воспитания, которые окружают его в повседневном мире. Его привычный распорядок дня заполняется определенными мероприятиями, занятиями в уделах, беседами, общению со своими православными сверстниками и пр.
Воспитательная система детского православного лагеря - это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди их реализующие, их деятельность и общение, отношение, жизненное пространство и пр.), составляющая целостную социально-педагогическую структуру детского православного лагеря и выступающую мощным и постоянно действующим фактором воспитания.
Системность воспитательного процесса приводит к разрушению стереотипов - везде приходится вести себя одинаково. На этом этапе первостепенной задачей воспитателя является помощь ребенку остаться самим собой, а не начать играть одну определенную роль. Сделать это, возможно опираясь на системность педагогического воздействия. Основные компоненты воспитательной системы детского православного лагеря тесно взаимосвязаны друг с другом: взаимодополняя и детерминируя работу друг друга, в динамики представляют собой воспитательный процесс, направленный на достижение единой воспитательной цели - содействие духовному и нравственному становлению личности ребенка как полноценного и активного члена Русской Православной Церкви.
В основе всех рассмотренных воспитательных систем лежат различные философские, психологические, педагогические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление помочь ему достичь гармонии с миром и обществом, с самим собой, создать условия для нравственного развития его личности.
По нашему мнению деятельность лагеря должна основываться на принципах:
-безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
-приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
-гуманный характер отношений
и оздоровительно-
-конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
-единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
-вариативность программ работы и путей их реализации.
Так же мы считаем, что можно выделить ряд задач, которые должен ставить перед собой современный летний лагерь для воспитания нравственной личности:
- максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей, удовлетворению интересов;
- широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля и тона отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
- воспитывать детей с
учетом национальных традиций
проживавших на данной
В современных детских оздоровительных лагерях существует широкое разнообразие различных разновозрастных объединений - это кружки, клубы по интересам, спортивные секции, где дети имеют возможность реализовать свои интересы и потребности, а также нравственное сознание, чувство, волю и поступки. Воспитательный процесс построен так, что воспитанники ежедневно и ежечасно ставятся в ситуацию выбора и с достоинством выходят из нее, это приводит к устойчивой социально ценной и личностно значимой позиции личности, способной к саморазвитию.
2.2 Планирование работы детского оздоровительного лагеря по нравственному воспитанию детей разного возраста
Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования, самореализации и нравственного воспитания личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских оздоровительных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации - все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому ребенку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.
При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. Взаимодействие детей в лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и участия каждого ребенка в его жизни.
Характер развития нравственного воспитания детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности педколлектива, который организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.
Поскольку цель деятельности педколлектива - создание условий для нравственного воспитания личности, необходима выработка общей стратегии воспитания. В основу стратегии положены два основных условия: [8,9]
Каждый воспитатель и вожатый является организатором нравственного воспитания, мы считаем, что они должны следовать следующим принципам [17]:
Принцип активности. Развитие личности - активный процесс самостоятельного, творческого конструирования ребенком себя, как нравственной личности, самовоспитание и самосовершенствование. Реализация воспитателем данного принципа предполагает не пассивное усвоение ребенком той или иной моральной нормы на функционально-ролевом уровне, а активное овладение этой нормой.
Принцип деятельности. В соответствии с этим принципом развитие нравственной личности следует понимать не только как создание комплексной многоплановой деятельности, но и как организацию совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками.
Принцип личностного подхода. Согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности детей, т.е. выяснить, чем конкретный ребенок отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу. Следует выяснить, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его личности.
Организация нравственно-воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях начинается с правильного планирования деятельности детей в период всей смены. В основу планирования входит написание программы, где отражается работа единого коллектива воспитателей и детей в течении всей смены. Существует несколько типов программ, в их основе лежат различные критерии: направленность (комплексные и профильные), продолжительность (краткосрочные и долгосрочные), инновационность. Рассмотрим программы по направленности. [12]
Комплексная программа - программа разноплановой деятельности лагеря, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в специфических условиях лагеря. Составляется на срок действия смены, в летний период 21 день и на время школьных каникул, чаще всего это тематические смены.
Профильная (специализированная) программа - программа с одним, ведущим направлением деятельности. (Такими являются, например, социально-педагогические проекты лагерей для детей-инвалидов, для подростков с девиантным поведением, юных лидеров детских организаций или экологические, краеведческие программы). Данный вид программы осуществляется в 10 дневный срок и так же является тематической.
Подчеркнем, это разделение достаточно условно, так как и на смене для детей-инвалидов, и в обычном лагере участники программы будут играть, участвовать в различных делах и мероприятиях, гулять в лесу или по лугу, купаться, заниматься физкультурой и т.п., только все будет происходить с учетом возможностей детей.
Также программа должна соответствовать ряду требований. Она должна быть актуальной, т.е. отражать идею смены; прогностичной, направленной на выявление предполагаемых изменений в нравственном воспитании детей; оригинальной, т.е. способствовать побуждению интереса у детей к нравственному развитию, включению на творческую деятельность.
В программу входит планирование мероприятий на каждый день смены, которую составляет педагог – организатор с вожатыми ведь именно они отвечают за досуг детей, так же каждый вожатый составляет свой план отрядных мероприятий в соответствии с возрастом отряда и индивидуальными особенностями детей. Отсюда следует, что формы мероприятий по нравственному воспитанию используются разнообразные, все зависит от опыта и способностей вожатого. Но воспитатели так же не остаются в стороне от организации нравственного воспитания, именно они на время смены заменяют детям родителей и отвечают за их моральное поведение.
Как только дети оказываются в лагере, они сразу включаются в одну из форм нравственного воспитания, а именно ролевую игру, которая будет сопровождать детей на протяжении всей смены. Она заключается в том, что дети придумывают вместе с воспитателем и вожатым называние своего отряда, которое будет соответствовать тематике смены. Так же дети отражают идею своего названия на отрядном уголке, взаимодействие детей в ходе данной работе их поступки, знакомство друг с другом уже закладывает элементы нравственности в отношение.
Каждый день дети вовлекаются в какую – либо деятельность, будь то игра, прогулки, купание, спортивные соревнования и различные мероприятия и при этом в любой деятельности идет процесс нравственного воспитания.
Информация о работе Нравственное воспитание детей в условиях детского оздоровительного лагеря