Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 13:51, реферат
С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей меняется и расширяется. Главным для детей становится учеба. В учебно-воспитательном процессе школьники должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем.
Каждый раз, набирая детей в первый класс, я замечаю, что большинство детей, приходящих в школу имеют невысокий уровень воспитанности.
Тихонова
Ольга
Владимировна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №3
ГО Богданович
Свердловской области
«Нравственное воспитание младших школьников
в учебно-воспитательном процессе»
С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей меняется и расширяется. Главным для детей становится учеба. В учебно-воспитательном процессе школьники должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем.
Каждый раз, набирая детей в первый класс, я замечаю, что большинство детей, приходящих в школу имеют невысокий уровень воспитанности.
Мною была проведена диагностика на выявление уровня воспитанности детей. Диагностика включала в себя два основных этапа:
– проведение обследования с помощью ряда методик (беседы, наблюдение, анкеты, рисуночные тесты и т.д.);
– осмысление результатов, полученных
в результате проведения
Например, для определения уровня воспитанности использовала методику Н.П. Капустиной. Она включает для оценки 6 качеств личности: любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе.
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
При проведении первичной диагностики получились следующие результаты:
высокий уровень воспитанности имеют 39% детей класса, хороший уровень- 17%, средний уровень-17%, низкий уровень-28%.
Анализируя полученные результаты, пришла к выводу:
1) не все дети понимают смысл общечеловеческих нравственных ценностей: что такое добро и зло, честность и ложь, честь, долг, совесть и т.д.;
2) некоторые дети не могут
адекватно оценить себя, присутствует
завышенная или заниженная
3) 45% детей класса имеют средний и низкий уровень воспитанности
Поэтому цель моей педагогической деятельности в межаттестационный период: повышение уровня воспитанности детей. Мною была сформулирована тема самообразования «Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе».
Работая над этой темой, поставила перед собой следующие задачи:
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Говоря о нравственном воспитании младшего школьника, необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях. Отмечено, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке...»
Понятие «добрый человек» – очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Я считаю, что нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Поэтому сегодня учителю начальных классов необходимо знать, какие требования к образованию и воспитанию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы к работе.
Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для многих оно стало «роскошью». Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.
Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей. Альтруисты вырождаются, нормы помощи нуждающемуся, щедрости зачастую оказываются неосвоенными современными детьми и подростками.
Тревогу вызывает и односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию.
Поэтому, целью моей педагогической деятельности в межаттестационный период стала проблема нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Сегодня российская школа — единственный социальный институт, способный и пока еще не утративший способность для осуществления эффективного и массового воспитания граждан своей страны. Для учителя школы по любому учебному предмету основным источником, формой и средством нравственного развития и формирования личности является урок. Это не означает, что урок позволяет воплотить в результат весь комплекс нравственных параметров, но урок в течение всей школьной жизни человека выступает в качестве единой, нравственно развивающей и формирующей доминанты. Нравственная обстановка на уроках — это сильнейшая, среди прочих, формирующая среда, которая должна рассматриваться как важнейший инструмент, т.е. педагогическое средство учителя в достижении целей нравственного развития и формирования личности.
Посмотрев на пространство обычного школьного урока с такой точки зрения, начинаешь понимать, что урок можно и нужно наполнять нравственным содержанием независимо от темы и учебного материала, тогда он станет в два раза весомее.
Большие возможности нравственного воспитания несут в себе уроки литературного чтения. В настоящее время литературное чтение и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь школьников.
Я считаю, что на каждом уроке литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности. Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься о себе и о мире, в котором он живет, а эмоции, пережитые учеником, становятся его нравственно-эстетическим опытом. Учитель здесь становится мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя, в том, что есть добро и зло. На каждом уроке, работая с текстом произведения, учащиеся получают нравственный урок, обогащают свой эстетический опыт.
Таким образом, цель литературного чтения состоит в том, чтобы воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге – помочь становлению и формированию личности.
Формировать нравственные понятия на уроках литературного чтения (добро и зло, честь, долг, совесть, правда и ложь и т.д.) помогают методы, выявляющие нравственное содержание произведений. К ним относятся: аналитическая беседа, творческое чтение, исследовательский метод, игровые ситуации, создание иллюстраций и мн. др.
Рассмотрим для примера урок литературного чтения «Правда всего дороже. Л.Н.Толстой «Косточка» во 2 классе, который я проводила в рамках семинара-практикума для учителей начальных классов города и района. На этом уроке мы с детьми говорили о правде и лжи. В аналитической беседе детям были заданы вопросы:
Такие вопросы позволили ученикам выявить содержание произведения, способствовали глубокому пониманию смысла прочитанного. Помогли уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности, понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к прочитанному.
В своей работе по нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка особое место отвожу работе над пословицами, поговоркам, фразеологизмами. Обращаю внимание на их воспитательную значимость, а также нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка.
Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого ребёнка задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения.
Например, на заключительном этапе урока литературного чтения «Правда всего дороже. Л.Н.Толстой «Косточка» была проведена работа с пословицами. Выполняли с детьми подбор пословиц, отражающих основную мысль этого произведения. Проводили анализ пословиц, сравнивали, выбирали ту, которая более точно подчёркивала основную мысль данного произведения.
Таким образом, готовясь к уроку литературного чтения, учитель должен ясно представлять, какой нравственный смысл заложен в том или ином произведении, и организовать работу так, чтобы каждый урок стал источником нравственных знаний и вошёл в личный опыт детей.
Огромные возможности для нравственного воспитания представляют различные виды уроков, в частности, урок-игра. Помимо знакомства с новым учебным материалом или его закреплением, игра учит ребенка: достигай своей цели по правилам игры, а именно: умей подчиняться установленным нормам, наберись терпения, побеждай, не мешая другим, иначе выйдешь из игры. Бесспорно, человеку, привыкшему считаться с правилами любой игры, не надо будет долго объяснять, почему надо уважать и не нарушать законы как своей, так и любой другой страны.
В своей практике использую такой вид урока, как общественный смотр знаний. Это урок математики по итоговой проверке таблицы умножения и деления, который проводится, когда школьники давно выучили всю таблицу и готовы продемонстрировать свои знания родителям и учителям. На таком уроке ученики берут со стола (как на экзамене) карточки-билеты, на которых написано по пять примеров на табличное умножение и деление, и дают ответы. В основном все получают четверки и пятерки. Что несет такой урок? Он подтверждает народную пословицу «По труду и честь»; дети осознают результаты своего труда, им приятно, что их успеху рады взрослые. Происходит понимание того, что радость и успех в жизни зависят от себя самого.
Особо стоит выделить уроки с использованием регионального компонента. Вот где можно и нужно растить «чистого сердцем гражданина». Неважно, где растет ребенок, ведь любой уголок России всегда гордится чем-то своим, неповторимым. Важно осознать, что наравне с полученными знаниями о своем крае ученик должен испытать чувство гордости за свою малую родину, ее неповторимость, осознать себя ее частью и как следствие почувствовать желание сохранить ее уникальность, продолжить традиции предков. Эти же задачи будут выполнять уроки-экскурсии по родной земле.
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе