Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 13:51, реферат

Описание работы

С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей меняется и расширяется. Главным для детей становится учеба. В учебно-воспитательном процессе школьники должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем.
Каждый раз, набирая детей в первый класс, я замечаю, что большинство детей, приходящих в школу имеют невысокий уровень воспитанности.

Файлы: 1 файл

Тихонова.docx

— 48.80 Кб (Скачать файл)

Школьники очень любят уроки изобразительного искусства и технологии. Организуя работу по созданию небольших творческих работ, я нередко предлагаю изготовить открытку или поделку в подарок своим близким (или друзьям) к празднику (или дню рождения). Таким образом, я учу не только проявлять внимание к близким людям, но и показываю ценность ручной работы, воспитываю уважение к умелым рукам.

На любых комбинированных уроках (по любому предмету) школьники работают парами или группами — учатся работать сообща, вкладывая в общее дело что-то свое, прислушиваясь к мнению одноклассников. Потом им будет легче строить свои отношения в семье и в рабочем коллективе.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.

                                 Внеурочная деятельность

Сформировать интерес к учебным предметам  помогает мне внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе,  позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и   развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн.др. Поэтому я считаю, что нравственное воспитание является основой всех основ.

В своей педагогической деятельности я использую формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). А также,  использую формы  организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, проекты, олимпиады, конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

В таблице представлена классификация форм и педагогических средств нравственного воспитания  учащихся, которые использую в системе урочной и внеурочной деятельности:

   

Форма

Педагогические средства

 

У

 

Р

 

О

 

Ч

 

Н

 

А

 

Я

 

Урок-путешествие

Урок-презентация

Урок-ролевая игра

Урок-беседа

 Дидактические  игры

Прием комментирования и раскрытия аспектов нравственности в процессе объяснения урока, выполнения заданий.

Прием сочетания содержания образовательной программы с контекстом, содержащим аспекты нравственности.

Использование дидактических материалов и форм занятий, способствующих усвоению базовых ценностей нравственности.

 

 

 

 

С

 

М

 

Е

 

Ш

 

А

 

Н

 

Н

 

А

 

Я

Совмещенные уроки

Классный час

Мастер-класс

Викторина

Уроки мастерства

(подготовка мероприятия) «Музей одного дня» Выставка работ в классе

Прием совмещения уроков внутри одной возрастной группы и между группами разного возраста.

Прием опоры на народные традиции и декоративно-прикладное творчество народов России и мира.

Приемы стимулирования знаний: гибкая система оценивания творческих работ; поощрения допуском к проведению «мастер-класса» и к подготовке праздника.

Средства формирования положения мотивации обучения, связанные с предоставлением учащемуся возможности свободного выбора материалов, форм и техник.

 

 

В

 

Н

 

Е

 

У

Р

 

О

 

Ч

 

Н

 

А

 

Я

Мастер-класс. «Мастерская». Художественно-творческие проекты.

Викторина.

Экскурсия.

Мероприятие.

Праздник класса.

Конкурс и выставка работ.

Подготовка школьного

издания.

Факультатив.

Применение вариативных форм занятий (мастер-классы, приглашение специалиста и т. п.).

Организация совместной деятельности по художественной подготовке мероприятий.

Использование приемов и форм занятий, способствующих выстраиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества.

Методы развития системы отношений: педагогическая организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) в урочной и внеурочной деятельности.

Приемы стимулирования творчества: демонстрации ЗУН на олимпиадах, выставках, конкурсах, в различных видах совместной деятельности.

 

Кружок, студия.

Ток-шоу, дискуссии. Театрализованные представления.

Школьный праздник.

Театры моды и т. д.

 

 

Педагогические средства развития коммуникативной культуры учащихся, создающие условия для демонстрации «мастерства» и личностных данных учащихся в практической деятельности.

Педагогические средства содействия социализации учащихся (вовлечение в общественно-полезную деятельность).

М

О

Н

И

Т

О

Р

И

Н

Г

 

Анкетирование.

Опрос.

Беседа-интервью.

Наблюдение.

Тестирование.

Измерение.

Социологические измерения и диагностика запросов и притязаний учащихся с целью наполнения их досуга.

Социологические измерения характеристик образовательной среды, диагностика уровней воспитанности и самоактуализации с целью корректировки педагогической практики.


 

  Перечислю основные  коллективные формы и методы  нравственного  просвещения  и  убеждения школьников, которые использую  в своей работе по данной  теме.

  • Классный  час.  Это   наиболее   распространённая   форма   организации воспитательной работы.    При  проведении классных часов преобладает форма  свободного  общения  учащихся  с педагогом. Классный час – это не обычное воспитательное  мероприятие.  К нему надо хорошо готовиться,  чтобы  он  запоминался  школьниками,  оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

    Тематика классных  часов во многом зависит от  возраста учащихся,  уровня

их воспитанности, от конкретных условий жизни  и  деятельности  ученического

коллектива.  В  3-4  классах  обычно  проводятся  беседы  о  товариществе, дружбе, справедливости, доброте и  отзывчивости, непримиримости к равнодушию,  скромности, культуре  общения  и  др. 

 Тематика классных  часов: «О невежах и вежливости», «Что значит быть ответственным», «О лени и лентяях», «Об обидах и причинах обид», «Эгоисты. Кто они такие?», «О жадности и жадных», «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего», «Не стесняйся доброты своей» и мн. др.

  • Беседы. В воспитательной деятельности  большое место занимают  этические  беседы.  Они  имеют  целью  обогатить  моральными представлениями  и  понятиями,  связанными  с  положительными  поступками  и действиями,   ознакомить   с   правилами   поведения.   В   процессе   бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению  и  поведению других людей.

    Наряду с систематическими  беседами проводятся и  эпизодические  беседы, связанные  с  обсуждением  поступков  учащихся.   Такой   разговор   следует проводить  сразу после совершения поступка.

    В моей деятельности  основное  место  занимает разъяснение  «Правил  для  учащихся»   как   главных   критериев   поведения  школьников.  Например, провожу с  ребятами беседы о правилах  поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице  и т.д. При проведении бесед  о  дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том,  что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

   Беседы провожу  с классом или индивидуально  с  учеником,  совершившим недостойный  поступок,   не  увлекаюсь  коллективным  осуждением недостатков в поведении школьников. В  ряде  случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При  этом важно создать атмосферу доброжелательности  и  доверительности.

  • Читательская  конференция –  одна из форм нравственного убеждения.  Она помогает  не  только  расширить   кругозор   школьников,   развить   у   них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы  нравственности.  Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный  характер, и конференция перерастает в диспут.
  • Приобщение  учащихся  к  искусству.  Привлекаю учащихся  к  участию  в  викторинах, в конкурсах,  на  лучшего  чтеца  или  рассказчика,  к художественной самодеятельности, обогащающей  нравственный мир школьников. 
  • Приобщение к спорту. Привлекаю учащихся к участию в спортивных мероприятиях, посещению спортивных секций и т.д.

В целях убеждения использую и нравственные  требования  к  поведению школьников. Требуя, чтобы они  хорошо  вели  себя  на  уроке  и  вне  школы, уважали  старших,  были  правдивыми  и  искренними,  я сообщаю им знания о нормах и правилах поведения, обогащаю их  нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению  достигают  цели лишь  при  условии,  если  они  понятны  и  доступны,  связаны  с  практикой повседневного поведения детей.

Использую в своей работе упражнение в системе нравственного воспитания.

Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя  приучение

воспитанников к выполнению норм и правил общественной  морали,  выработку  и закрепление у них устойчивых  привычек  поведения.  Достигается  это,  прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.

    В процессе  нравственного воспитания я применяю  в  основном  два   типа   упражнений:    организация   нравственного   опыта воспитанников  путём  вовлечения   их   в   разнообразную   деятельность   и специальные упражнения для  детей.

    Особенно  велико  значение   упражнений,   связанных   с   организацией

нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, –  основное  условие  приучения.  Упражнения  в  разнообразной деятельности имеют целью  выработать  привычки  в  труде  и  в  общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом.  Они  содействуют  приучению  к коллективной деятельности.

    Воспитание в  труде – это наиболее действенное  воспитание. Если школьник занят  трудом, он обычно любознателен  и дисциплинирован, требователен  к  себе и честен, он надёжный  помощник  в  семье.  У  него  больше  развито  чувство ответственности.    Серьёзное  влияние   на  формирование  поведения  оказывает  выполнение  различных  общественных  поручений.  Они  тесно  связаны,  прежде   всего,   с организационной  деятельностью. У каждого ребёнка  в классе есть своё поручение, например, есть ответственный за  дежурство по классу и по  столовой, физорг, редколлегия, ответственный  за классный журнал и т.д.  Это  подтягивает  школьников  к тому, чтобы быть  ответственнее, ощущать себя частью коллектива.     

Целесообразны  также  упражнения  в  форме  организации   положительных поступков. Например, ученику поручается навести  больного  товарища,  помочь отстающему в учении, собрать цветы, шары для украшения школы и т.п.

Успех применения упражнений, их  эффективность  зависят  от  соблюдения ряда  требований.  Это  –  осознание  учащимися  важности  и   необходимости проведения упражнений; их систематичность и последовательность;  общественно полезную  направленность;  взаимосвязь  упражнений  с   различными   формами убеждения.

  • В своей деятельности использую методы стимулирования учащихся.

Поощрение, как один из методов,  применяется  в  различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных  прав, награждение.

Методы  стимулирования  помогают  человеку  формировать   умение   правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им  своих  потребностей.

  • Использую методы воздействия на эмоциональную сферу учащихся.

 Они предполагают формирование  необходимых навыков в  управлении  своими эмоциями, обучение его  управлению  конкретными  чувствами,  пониманию  своих эмоциональных  состояний  и  причин  их  порождающих.  Методом,  оказывающим влияние  на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные  с  ним приемы аттракции. Внушение  может  осуществляться  как  вербальными,  так  и невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать  на  чувства, а через них на  ум и волю человека. Использование  этого  метода  способствует переживанию  детьми  своих  поступков  и  связанных  с  ними   эмоциональных  состояний.

  • Мною используются методы воспитывающих ситуаций.

 Методы организации  деятельности и поведения воспитанников  в специально созданных условиях  сокращенно называют методами  воспитывающих ситуаций.  Это  те ситуации,  в  процессе  которых  ребенок  ставится  перед  необходимостью  решить какую-либо проблему. Модификацией  метода   воспитывающих ситуаций  является соревнование, оно способствует  формированию качеств конкурентоспособной  личности. Этот метод опирается  на  естественные склонности ребенка  к лидерству, к  соперничеству.  В  процессе  соревнования ребенок  достигает  определенного  успеха   в   отношениях   с   товарищами, приобретает  новый  социальный  статус.  Соревнование  вызывает  не   только активность ребенка, но и формирует у него  способность  к  самоактуализации.

Итак,   проанализировав   методы    формирования    нравственного поведения    школьников, применяемые мною в работе,  отмечу,   что   в   реальных   условиях педагогического  процесса  методы   воспитания   выступают   в   сложном   и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не  логика  отдельных «уединенных»   средств,   а   гармонично    организованная    их    система.

Разумеется,  на  каком-то определенном этапе  воспитательного  процесса  тот или иной метод может   применяться   в   более   или   менее   изолированном виде.  Но  без   соответственного   подкрепления   другими   методами,   без взаимодействия   с   ними   он   утрачивает   свое   назначение,   замедляет движение   воспитательного    процесса    к    намеченной    цели.   И   ещё нравственность формируется не на словесных или деятельностных  мероприятиях, а  в  повседневных  отношениях  и  сложностях  жизни,  в   которых   ребёнку приходится  разбираться,  делать  выбор,  принимать  решения   и   совершать поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть  взаимосвязаны с жизнью.

Внеурочную деятельность по нравственному воспитанию веду не только с детским коллективом и в отдельности с каждым,  но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей.

Всем известна фраза: «Все начинается с детства». И это в действительности так.

И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце. Огромна роль учителя — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.

Основными задачами работы с родителями по нравственному воспитанию младших школьников в школе являются:                                                                                                             

1) повышение педагогической культуры  родителей,

2) стремление к организации коллективных  семейных отношений, где присутствуют  общие перспективы и цели, традиции  взаимопомощи и взаимовыручки;                                                                                                                            

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе