Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 13:51, реферат
С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей меняется и расширяется. Главным для детей становится учеба. В учебно-воспитательном процессе школьники должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем.
Каждый раз, набирая детей в первый класс, я замечаю, что большинство детей, приходящих в школу имеют невысокий уровень воспитанности.
Школьники очень любят уроки изобразительного искусства и технологии. Организуя работу по созданию небольших творческих работ, я нередко предлагаю изготовить открытку или поделку в подарок своим близким (или друзьям) к празднику (или дню рождения). Таким образом, я учу не только проявлять внимание к близким людям, но и показываю ценность ручной работы, воспитываю уважение к умелым рукам.
На любых комбинированных уроках (по любому предмету) школьники работают парами или группами — учатся работать сообща, вкладывая в общее дело что-то свое, прислушиваясь к мнению одноклассников. Потом им будет легче строить свои отношения в семье и в рабочем коллективе.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.
Сформировать интерес к учебным предметам помогает мне внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе, позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн.др. Поэтому я считаю, что нравственное воспитание является основой всех основ.
В своей педагогической деятельности я использую формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). А также, использую формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, проекты, олимпиады, конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
В таблице представлена классификация форм и педагогических средств нравственного воспитания учащихся, которые использую в системе урочной и внеурочной деятельности:
Форма |
Педагогические средства | ||
У
Р
О
Ч
Н
А
Я |
Урок-путешествие Урок-презентация Урок-ролевая игра Урок-беседа Дидактические игры |
Прием комментирования и раскрытия аспектов нравственности в процессе объяснения урока, выполнения заданий. Прием сочетания содержания образовательной программы с контекстом, содержащим аспекты нравственности. Использование дидактических материалов и форм занятий, способствующих усвоению базовых ценностей нравственности. | |
С
М
Е
Ш
А
Н
Н
А
Я |
Совмещенные уроки Классный час Мастер-класс Викторина Уроки мастерства (подготовка мероприятия) «Музей одного дня» Выставка работ в классе |
Прием совмещения уроков внутри одной возрастной группы и между группами разного возраста. Прием опоры на народные традиции и декоративно-прикладное творчество народов России и мира. Приемы стимулирования знаний: гибкая система оценивания творческих работ; поощрения допуском к проведению «мастер-класса» и к подготовке праздника. Средства формирования положения мотивации обучения, связанные с предоставлением учащемуся возможности свободного выбора материалов, форм и техник. | |
В
Н
Е
У Р
О
Ч
Н
А
Я |
Мастер-класс. «Мастерская». Художественно-творческие проекты. Викторина. Экскурсия. Мероприятие. Праздник класса. Конкурс и выставка работ. Подготовка школьного издания. Факультатив. |
Применение вариативных форм занятий (мастер-классы, приглашение специалиста и т. п.). Организация совместной деятельности по художественной подготовке мероприятий. Использование приемов и форм занятий, способствующих выстраиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества. Методы развития системы отношений: педагогическая организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) в урочной и внеурочной деятельности. Приемы стимулирования творчества: демонстрации ЗУН на олимпиадах, выставках, конкурсах, в различных видах совместной деятельности. | |
Кружок, студия. Ток-шоу, дискуссии. Театрализованные представления. Школьный праздник. Театры моды и т. д.
|
Педагогические средства развития коммуникативной культуры учащихся, создающие условия для демонстрации «мастерства» и личностных данных учащихся в практической деятельности. Педагогические средства содействия социализации учащихся (вовлечение в общественно-полезную деятельность). | ||
М О Н И Т О Р И Н Г |
Анкетирование. Опрос. Беседа-интервью. Наблюдение. Тестирование. Измерение. |
Социологические измерения и диагностика запросов и притязаний учащихся с целью наполнения их досуга. Социологические измерения характеристик образовательной среды, диагностика уровней воспитанности и самоактуализации с целью корректировки педагогической практики. |
Перечислю основные коллективные формы и методы нравственного просвещения и убеждения школьников, которые использую в своей работе по данной теме.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня
их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического
коллектива. В 3-4 классах обычно проводятся беседы о товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности, культуре общения и др.
Тематика классных
часов: «О невежах и вежливости»,
«Что значит быть
Наряду с систематическими
беседами проводятся и эпизодические
беседы, связанные с обсуждением
поступков учащихся. Такой
разговор следует проводить
сразу после совершения
В моей деятельности основное место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Например, провожу с ребятами беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице и т.д. При проведении бесед о дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.
Беседы провожу
с классом или индивидуально
с учеником, совершившим недостойный
поступок, не увлекаюсь коллективным
осуждением недостатков в
В целях убеждения использую и нравственные требования к поведению школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, я сообщаю им знания о нормах и правилах поведения, обогащаю их нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей.
Использую в своей работе упражнение в системе нравственного воспитания.
Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение
воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это, прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.
В процессе
нравственного воспитания я
Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией
нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, – основное условие приучения. Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к коллективной деятельности.
Воспитание в
труде – это наиболее
Целесообразны также упражнения в форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь отстающему в учении, собрать цветы, шары для украшения школы и т.п.
Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения ряда требований. Это – осознание учащимися важности и необходимости проведения упражнений; их систематичность и последовательность; общественно полезную направленность; взаимосвязь упражнений с различными формами убеждения.
Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей.
Они предполагают
Методы организации
деятельности и поведения
Итак, проанализировав методы формирования нравственного поведения школьников, применяемые мною в работе, отмечу, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система.
Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели. И ещё нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.
Внеурочную деятельность по нравственному воспитанию веду не только с детским коллективом и в отдельности с каждым, но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей.
Всем известна фраза: «Все начинается с детства». И это в действительности так.
И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце. Огромна роль учителя — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.
Основными задачами работы с родителями
по нравственному воспитанию младших
школьников в школе являются:
1) повышение педагогической
2) стремление к организации
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе