Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:05, курсовая работа
целями, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно - нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Проанализировать задачи и содержание духовно - нравственного воспитания младших школьников;
3. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся.
4. Подобрать методы и приёмы работы по формированию духовно- нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности.
Введение…………….....................................................................................................................3
Раздел I. Понятие, цели, задачи, виды нравственного воспитания...........................................6
Раздел II. Диагностика нравственной воспитанности младших школьников.......................12
Раздел III. Методы нравственного воспитания.........................................................................17
Заключение...................................................................................................................................22
Список использованной литературы.........................................................................................24
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков4.
Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате " наставление нравов" он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: "научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". Там же цитировал народное изречение: " кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает". Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог - демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.
Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: "Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность". Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: "из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".
Из педагогов - классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье "о нравственном элементе в воспитании" он писал: "Нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…" Но если педагоги - классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль.
Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение. Нравственные нормы, правила и требования к поведению личности - есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. Для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на этот вопрос, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою "нравственность" в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя "нравственная благовидность" есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменений обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.
Раздел II. Диагностика нравственной воспитанности младших школьников
Воспитание нравственных качеств младших школьников не может эффективно осуществляться без учета результативности этого процесса, его диагностики. Необходимо отметить, что в педагогической теории данная проблема освещалась в основном на уровне обобщения результатов опыта воспитательной работы учителей и классных руководителей. Вопросы диагностики нравственной воспитанности младших школьников не получили всесторонней научной разработки и затрагивались при исследовании отдельных аспектов педагогической диагностики в практике учебно-воспитательной работы школы и в связи с изучением эффективности воспитания.
Исходными теоретическими посылками при решении методических основ диагностики нравственной воспитанности младших школьников выступают следующие.
Во-первых. При изучении нравственной
воспитанности младших
Во-вторых. Одной из причин несовершенства диагностики нравственной воспитанности школьников является то, что «при измерении в результат нравственного воспитания и развития обычно включается лишь конечный идеал, а все промежуточные звенья не принимаются в расчет. В связи с этим результативность воспитания оценивается только по внешним показателям, без учета сложных внутренних изменений»5. Поэтому определение критериев и характеристик (структурной и содержательной) нравственной воспитанности должно основываться на положении о том, что нравственные качества как психологические образования имеют внутреннюю содержательно-психологическую структуру, степень сформированности компонентов которой и определяет характер и направленность деятельности и поведения учащихся начальных классов. Изучение содержательной и структурной характеристик нравственной воспитанности младших школьников позволяет установить не только ее внешние поведенческие проявления, но и внутренние психологические изменения, происходящие под влиянием воспитания.
В-третьих. Педагогическая диагностика не является самоцелью. Она не может выступать только в качестве инструмента познания личности младшего школьника6. Поэтому, определяя методические основы диагностики нравственной воспитанности школьников, необходимо придерживаться следующего положения: регулярное и систематическое изучение нравственной воспитанности учащихся является одним из важнейших этапов конструирования воспитательной работы учителя начальных классов, основой ее организации и совершенствования, т.е. диагностику нравственной воспитанности следует рассматривать не только как инструмент познания личности младшего школьника, но и как инструмент воспитания его нравственных качеств.
В-четвертых. Нравственное формирование личности осуществляется под влиянием воспитания, ближайшего круга общения учащихся начальных классов, семьи и других факторов социальной среды. Нередко последние оказывают даже более сильное воспитательное воздействие на формирование нравственности личности младшего школьника, чем воспитательные усилия педагога. Если мы получаем в нравственном воспитании запланированный результат (нравственные качества и свойства личности), то тем самым направляем конечное влияние на личность и неорганизованных воздействий, иначе говоря, определяем получение конечного результата всего процесса формирования личности, конечно, в ограниченном объеме в аспекте задач воспитания»7. Действительно, диагностика нравственной воспитанности младших школьников не позволяет с определенной достоверностью установить, какие нравственные качества сформировались в семье, какие — под влиянием стихийного общения со сверстниками, а какие — в результате целенаправленной воспитательной работы учителя. Тем не менее в структуре педагогической деятельности, как это будет раскрыто ниже, диагностика нравственной воспитанности учащихся занимает значительное место и играет важную роль в организации воспитания их нравственных качеств, оценке эффективности проводимых учителем начальных классов воспитательных мероприятий, повышении его педагогического мастерства.
В практике нравственного
воспитания младших школьников диагностика
нравственной воспитанности личности
выполняет прежде всего информационно-
Процесс воспитания того или иного нравственного качества занимает довольно продолжительное время. В этой связи текущая диагностика нравственной воспитанности младших школьников помогает учителю своевременно выявлять недостатки и отклонения в нравственном формировании личности ученика, учитывать его индивидуальные особенности и на этой основе осуществлять корректировку проводимой воспитательной работы. Контролируя процесс воспитания у младших школьников нравственных качеств, учитель начальных классов имеет возможность управлять им8.
Диагностика нравственной воспитанности позволяет учителю начальных классов не только прогнозировать воспитательную работу по целенаправленному формированию нравственных качеств учащихся, контролировать и корректировать ее, но и оценивать результаты своей педагогической деятельности. В соответствии с поставленными воспитательными задачами учитель начальных классов использует для их реализации разнообразные воспитательные мероприятия: беседы, утренники, экскурсии, посещение музеев, театров, проведение встреч, организацию школьных выставок и др. Каждое из воспитательных мероприятий вносит определенный вклад в формирование нравственных качеств личности младшего школьника. Реализация в педагогической деятельности оценочно-результативной функции диагностики нравственной воспитанности младших школьников способствует также повышению педагогического мастерства учителя начальных классов9. Установлено, что учебно-воспитательная деятельность учителей, которые систематически проводят диагностику нравственной воспитанности младших школьников, характеризуется следующими признаками:
— четкостью и конкретностью в определении воспитательных задач, поиском оптимальных путей их реализации;
— осуществлением преемственности в нравственном воспитании учащихся в течение их обучения в начальной школе;
— творческим подходом к планированию воспитательных мероприятий и отбору методов нравственного воспитания;
— повышением роли обучения в воспитании у учащихся нравственных качеств;
— осуществлением постоянного контроля за ходом нравственного воспитания учащихся и его корректировкой;
— организацией совместной целенаправленной работы с родителями по воспитанию у учащихся нравственных качеств;
— сопоставлением и анализом запланированных результатов с полученными в ходе нравственного воспитания учащихся;
— учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников при организации их нравственного воспитания;
— овладением учителем научными методами изучения личности младшего школьника.
Появление указанных выше признаков в педагогической деятельности учителя начальных классов, несомненно, свидетельствует не только о совершенствовании воспитательной работы по формированию у учащихся нравственных качеств, но и о росте его педагогического мастерства.
Теоретические основы диагностики нравственной воспитанности учащихся начальных классов, базирующиеся на идеи личностно ориентированного воспитания, имеют практическую направленность, в которой выражается весь целостный процесс формирования нравственных качеств младших школьников: его прогнозирование, осуществление, совершенствование, а также оценка результативности.
Нравственные качества не только формируются в деятельности и общении, но и проявляются в них. По характеру и направленности поведения и деятельности учащихся можно судить о наличии у них тех или иных нравственных качеств и устойчивых привычек. В любой деятельности и общении ученик так или иначе обнаруживает свою нравственную воспитанность или проявляет признаки невоспитанности. Нравственность ученика характеризуется совокупностью разнообразных нравственных качеств и их содержательно структурных компонентов, отражающих его отношения к Родине, другим странам и народам, к выполнению своих обязанностей, к материальным ценностям и природе, другим людям и к самому себе10.
Большая часть
времени жизнедеятельности
Диагностика нравственной
воспитанности младших
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников