Нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

целями, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно - нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Проанализировать задачи и содержание духовно - нравственного воспитания младших школьников;
3. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся.
4. Подобрать методы и приёмы работы по формированию духовно- нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности.

Содержание работы

Введение…………….....................................................................................................................3
Раздел I. Понятие, цели, задачи, виды нравственного воспитания...........................................6
Раздел II. Диагностика нравственной воспитанности младших школьников.......................12
Раздел III. Методы нравственного воспитания.........................................................................17
Заключение...................................................................................................................................22
Список использованной литературы.........................................................................................24

Файлы: 1 файл

Содержание 2345.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Диагностика нравственной воспитанности младших школьников в педагогической деятельности учителя  начальных классов является отправным  пунктом в планировании и организации процесса воспитания нравственных качеств, его коррекции и совершенствования. Она позволяет учителю начальных классов правильно определить воспитательные задачи на определенный период времени, наметить основные направления их реализации,  спланировать воспитательную работу,  а также составить программу нравственного воспитания учащихся на весь период их обучения в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Методы нравственного воспитания

 

Методы нравственного  воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт11.

Ускорение и  углубление нравственного формирования личности в значительной степени  зависит от вооруженности учителя  зданиями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Реализация этого положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся12. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания.

Выбор методов  нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта.

Характер методов  нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Важно в своих требованиях опираться на мнение школьников, советоваться с ними.

Формы организации  и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

Упражнение обеспечивает выработку и закрепление у младших школьников необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Используя этот метод в своей работе, учитель в целом влияет на личность. Убеждение направлено на формирование у учащихся этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный, который позволяет ученикам самостоятельно решать нравственные проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы.

Самостоятельное решение учеником нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет педагогу устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения13. В работе с более сильным коллективом учащихся можно использовать такие приемы, которые помогают педагогу умело изменять - мотивы поведения школьников: изменять состав коллектива при выполнении различных видов деятельности и поведения, создавать благоприятную обстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для личности, но необходимое для коллектива поручение, назначать ответственным лицом за поручение в ту группу, где авторитет ученика незначителен, давать внеочередное задание или выполнение его за товарища, поручать то дело, которое ученик считает плохим, лишать ожидаемого удовольствия, сталкивать личность с множеством выбора вариантов поведения, вызывать у школьника желание поделиться с товарищами чем-то ценным и важным для него лично. С помощью этих методов воспитатель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности.

Опираясь на знание этапов формирования учащихся - читателей и особенностей эстетического  восприятия или литературных произведений, организуется чтение художественной литературы для младших школьников.

Специфические цели учебно-воспитательной работы в  чтении художественной литературы направлены на обеспечение знакомства учащихся с разнообразными детскими книгами, освоение детьми общих свойств и закономерностей, по которым группируют книги, овладение различными видами деятельности с доступными книгами, что, в конечном счете, обеспечивает возможность каждому ученику определить свой круг чтения.

Для методики начального обучения предлагается следующая классификация методов:

1. метод устного  изложения знаний (рассказ учителя,  объяснение, сообщение учителя, беседа);

2. метод работы  с печатным словом (объяснительное  чтение материала);

3. метод наглядного  обучения.

Один и тот  же материал может быть изучен разными методами (приемами) и их сочетаниями. Главное в современной школе - установка на максимальное развитие самостоятельности учащихся, на диалогичность учебного процесса. Учитывается также принцип педагогической целесообразности. Например, выразительное чтение имеет важное значение на этапе первоначального восприятия текста, чтение с комментариями позволяет привлечь внимание к тем сторонам произведения, которые при самостоятельном чтении не могут быть в достаточной степени восприняты и поняты учащимися.

Беседа особенно плодотворна в том случае, когда  в ходе ее не только воспроизводится  прочитанное, но стимулирует размышление  учащихся, сопоставление фактов и  т.д.

В практике обучения младших школьников используется самостоятельная  работа учащихся по заданиям учителя: анализ текста художественной литературы входящих и не входящих в программу. В процессе урока по пропедевтическому курсу учащиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выявляют закономерности, выполняют творческие задания.

Действия с  учебным материалом должны носить преобразующий  характер. На уроках учащимся нужно  создать такие условия, при которых  предлагаемые материалы и задания выходят за рамки общепринятой учебной программы и содержат нечто новое и оригинальное14.Доминирующими методами на уроках являются эвристические методы: решение познавательных задач, выполнение заданий, проблемное изложение, эвристическая беседа и т.д. Во втором классе можно обучать детей исследовательскому методу. Желательно проводить уроки в основном в игровой форме с опорой на базовые знания учащихся. Большое внимание на уроках уделяется образности, занимательности, наполненности практической деятельностью.

Только на основе такого выбора методов обучения с  учетом психолого-возрастных учебных возможностей и особенностей детей младшего школьного возраста вероятно приблизиться к решению стоящих перед курсом задач развивающего обучения.

Нужна активная мыслительная деятельность, самостоятельное  продумывание фактов, поступков людей  и последующая их оценка. Поэтому в учебный процесс включаются вопросы типа: а как бы вы поступили на месте данного литературного персонажа.Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним15.

Как правило, ход  познания нового материала на уроках традиционно организуется "от учителя". Такой путь облегчает познание, но менее эффективен для развития детей. Необходим другой путь познания - от учеников. В данном случае на развитие учащихся влияет только их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональной сферой. "Идти от детей" в процессе познания означает организовать и направлять их поиск, то есть вести учеников в их коллективном творческом поиске.

Вопросно-ответный метод опроса на уроках приемлем лишь с адаптацией к младшим школьникам, так как он сковывает мыслительную деятельность ребенка. При такой организации опроса важно ставить вопросы в общем виде, чтобы пробудить самостоятельность мысли учащихся, а не заставлять их лишь напрягать память.

Активизации мыслительной деятельности младших школьников способствуют:

• вопросы, в  которых сталкиваются противоречия;

• вопросы, требующие  установления сходства и различия;

• действия выбора, основанного на "взвешивании" и сопоставлении друг с другом различных вариантов;

• задания типа "Подтверди собственным примером...", "Докажи...";

•задания, требующие исправления чужих логических, стилистических, фактических и прочих ошибок...

Важным методическим моментом является самостоятельный  поиск учеников, "добывание" знаний из различных источников из списка для внеклассного чтения.

Необходимо  выделить следующие методы, направленные на стимуляцию творческой и умственной активности детей:

1. обеспечение  благоприятной атмосферы на уроках. Доброжелательность со стороны  учителя, его отказ от высказывания  оценок и критики в адрес  ребенка, что должно способствовать свободному проявлению дивергентного мышления;

2. обогащение "окружающей  среды" ребенка самыми разнообразными, новыми для него предметами  и стимулами с целью развития  его любознательности;

3. поощрение  высказывания оригинальных идей;

4. обеспечение возможности для практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа в самых разнообразных областях знаний;

5. использование  личного примера творческого  подхода к решению различного  рода проблем;

6. предоставление  детям возможности свободно задавать вопросы.

Учитывая возрастные особенности (педагогические и психологические) младших школьников, учитель должен обращать внимание на осознанность, действенность  и системность, а также прочность  знаний. Знания должны быть усвоены  на репродуктивном уровне, последующем достижении конструктивного и, по мере возможности и способности детей, творческого уровня знаний.

Достижение  высоких уровней знаний возможно лишь при правильном сочетании информационного, эвристического и исследовательского методов познавательной деятельности16.В процессе работы с художественной литературой могут применяться как традиционные формы обучения, так и уроки нестандартного, нового типа, нашедшие широкое применение в практике современной школы: урок - анализ первоисточников; урок - комментарий; урок - панорама; урок - викторина; экспресс - опрос и так далее.

Учебные формы  такого рода активизируют мыслительную деятельность школьников, развивают  чувство ответственности, повышают творческие способности, побуждают  к изучению дополнительного материала, развивают межпредметные связи. Уроки нестандартного типа приучают ребят к активному восприятию.

Творчество  младших школьников способствует самовыражению, позволяет учителю выходить за рамки  учебной программы. Результаты таких  уроков - творческая активность, высокое качество знаний и умений, достигнутое в процессе общения учеников и учителя, воспитание культуры интеллектуального труда.

Заключение

 

В данной курсовой работе изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме формирования нравственных качеств у младшего школьника, то есть нравственного облика личности.

Рассмотрена классификация  нравственных качеств в психолого-педагогической литературе: патриотизм, любознательность, трудолюбие, доброта и отзывчивость, самодисциплина.

Определены  эффективные методы и формы направленные на формирование нравственных качеств  у младших школьников – метод  формирования сознания в словесной  форме.

Изучены диагностические  методы по формированию нравственных качеств у младших школьников: анкета, тест, опрос, которые позволяют выявить уровень воспитанности.

Проблему нравственного  воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Так  как очень часто не удается  оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Подтверждается  закономерность нравственного воспитания «Если человека учат добру - в результате будет добро", при условии постоянной, требовательной, настойчивой учебы  в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Задача общеобразовательной  школы - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать  происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Ее решение связано  с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников