Нравственное воспитание ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:43, реферат

Описание работы

Цель работы – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка, рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье. Достижению поставленной цели служат следующие задачи: Изучая научно-педагогическую литературу по данной проблеме выявить уровень нравственного воспитания детей в семье. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты нравственного
воспитания ребёнка в семье
1.1. История проблемы……………………………………………………………..5
1.2. Сущность нравственного воспитания……………………………………….6
2. Проблемы нравственного воспитания в семье
2.1. Основные пути и условия формирования нравственности
ребёнка в семье…………………………………………………………………....13
Заключение……………………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..22

Файлы: 1 файл

Готовый реферат.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

                                           Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты нравственного

воспитания ребёнка в семье

1.1. История проблемы……………………………………………………………..5

1.2.  Сущность нравственного воспитания……………………………………….6

2. Проблемы нравственного воспитания в семье 

2.1. Основные пути и условия формирования нравственности

ребёнка в семье…………………………………………………………………....13

Заключение……………………………………………………………………21

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..22

 

                                                 Введение

Проблема  нравственного воспитания в широком  смысле слова относится к числу  проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного  развития, диктует необходимость  нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью  своих родителей. В них всё  им мило и дорого. Но не всегда они  задумывались над тем, что привлекательность  ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность и трудноискоренимая наркомания. Следствием этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно  связанные понятия можно расположить  в такой последовательности: семья  – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети. Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут  наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным  институтом воспитания. То, что ребёнок  в детские годы приобретает в  семье, он сохраняет в течение  всей последующей жизни. Важность семьи  как института воспитания обусловлена  тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Цель работы – показать, что  семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей  являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка, рассмотреть  проблемы нравственного воспитания детей в семье.

Достижению поставленной цели служат следующие задачи:

  1. Изучая научно-педагогическую литературу по данной проблеме выявить уровень нравственного воспитания детей в семье.
  2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно  развитой личности в семье.

Объект исследования – взаимоотношения  в семье. Предметом моего исследования в данной работе является процесс нравственного воспитания детей в семье.

Информационными источниками для  пополнения содержания реферата стали  статьи, опубликованные в сети Интернет, посвященные проблемам нравственного  воспитания и авторские работы.

 

1. Теоретические аспекты нравственного  воспитания ребёнка в семье.

                                          1.1. История проблемы

Социальные, общественные, политические, нравственные трудности в каждом временном отрезке истории имеют  свои особенности. Это побуждает  философов, психологов, педагогов того или иного исторического периода  рассматривать указанную проблему под тем углом зрения, который  данные особенности в большей  мере отражает. Безусловно, не всегда точки  зрения совпадали и, более того, часто  бывали диаметрально противоположными. В. Титаренко в статье «Семейное  воспитание, его специфичность и  необходимость» отмечает: «Что же касается семьи, то её роль ставилась под сомнение целым рядом представителей общественной мысли в прошлом (Платон, Гегель, Т. Кампанелла, Ш. Фурье), да и сейчас ещё существует такое мнение». Да, в нашей стране, во всяком случае, взгляды на семейное воспитание долгое время были неоднозначными. Профессор Ф. Фрадкин и доктор педагогических наук М. Плохова обращались к истории этого вопроса. Вот что они отмечали: «До революции школьное воспитание рассматривалось как нечто дополнительное к основному – воспитанию в семье. Основы нравственности, утверждали Л. Н. Толстой и С. А. Рачинский, К. Д. Ушинский и П. Ф. Каптерев, другие педагоги, закладывались в семейном воспитании, а основная задача школы – дать ученику образование. Воспитание эффективно, если есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Именно эту связь обеспечивает семья. Добрая воля и совесть человека пробуждаются в благоприятной семейной обстановке.

Принципиально по-иному решался  вопрос после революции. Задача формирования человека нового типа требовала «разрыва»  с семейным «консервативным» воспитанием, которое вызывало тревогу. Н. И. Бухарин  говорил, что необходимо «разрушать старые отношения в семейной организации» и вести «медленный подкоп под  самую консервативную твердыню всех гнусностей старого режима».

В эти же годы определяется вторая стратегия по отношению к семейному  воспитанию. С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, Н. Н. Иорданский, А. В. Евстигнеев-Беляков считали необходимым опереться на положительное в семье, использовать традиции семейного воспитания. Необходимо, утверждала эта группа педагогов, использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений.

Но, несмотря на существование этой точки зрения, набирала силу тенденция, в соответствии с которой необходимо было вырвать ребёнка из семьи  и воспитать его в специально созданных учреждениях – школах-коммунах, детских городках и т. п.

В 50-60-е годы эта идея возродилась  вновь. Школы-интернаты должны были избавить детей от пережитков, сохранившихся  в советской семье. Они были призваны уберечь ребёнка от разногласий, семейного стремления  к накопительству в ущерб общественным интересам, корыстных расчётов и простого легкомыслия. Планировалось довести к 1980 году число детей в школах-интернатах до двух с половиной миллионов. Предполагалось добиться того, чтобы каждая семья  имела бы возможность бесплатно  содержать детей и подростков в детских учреждениях.

В 60-х годах павлышский педагог В. А. Сухомлинский вступает в отчаянную борьбу с сохранившимся с 30-х годов педагогическим подходом к семейному воспитанию. Отец и мать – величайшие авторитеты для ребёнка. Существует глубокая связь поколений, писал учёный, ребёнок – одно  из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал.

Заслуга В. А. Сухомлинского в возвращении  к общечеловеческим ценностям. Он первым в советской педагогике обратился  к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, созидания необходимых  условий для воспитательной деятельности родителей и учителей».

                         

                               1.2. Сущность нравственного воспитания

Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова.

Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся  в общественной жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение [6].

Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

Что же представляет собой нравственное воспитание?

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез  с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные  идеи становятся достоянием каждого  воспитанника, превращаются в нормы  и правила поведения. Основным содержанием  нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств  личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными  средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает  нижнюю границу возможных для  человека действий и поступков; через  требования нравственности переступить  невозможно. Нравственность – граница  дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна. У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека. Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность, не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания» [8].

Нравственные ценности, ориентиры  и убеждения личности заключаются  в семье. Семья – это особого  рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую  роль.

Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «Лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы» [7].

Итак, семья – ребёнок – нравственность – вот цепочка, интересующая меня.

Исследователь проблемы нравственного  воспитания детей в семье С. И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке. Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.

«Что же следует воспитывать  в наших детях с самого раннего  детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?» - задаётся вопросом С. И. Варюхина и приводит такую классификацию.

«Моральное сознание человека, или  нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

  1. мотивационно-побудительный;
  2. эмоционально-чувственный;
  3. рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит  из элементов, составляющих суть нравственного  мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть). Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится».

Чешский педагог М. Климова –  Фюгнерова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему. Сочувствие – одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности.

Чувства – движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему  радость. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

 Рациональный, или умственный уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Информация о работе Нравственное воспитание ребенка в семье