Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:43, реферат
Цель работы – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка, рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье. Достижению поставленной цели служат следующие задачи: Изучая научно-педагогическую литературу по данной проблеме выявить уровень нравственного воспитания детей в семье. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты нравственного
воспитания ребёнка в семье
1.1. История проблемы……………………………………………………………..5
1.2. Сущность нравственного воспитания……………………………………….6
2. Проблемы нравственного воспитания в семье
2.1. Основные пути и условия формирования нравственности
ребёнка в семье…………………………………………………………………....13
Заключение……………………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..22
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта [1].
«Настоящим человеком
Что же такое потребность вообще?
Потребность – это стремление
пополнить в организме то, что
отсутствует для его
Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить,
не осознавая речь и поступки взрослых,
уже понимает, «улавливает» моральный
климат семейного окружения и
по-своему реагирует на него. Доброжелательность
в отношении друг к другу, спокойная
ласковая речь, спокойный тон в
общении – хороший и
Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.
Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.
Нравственные потребности начинаются:
Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.
Нравственную установку у
Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.
Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму».
С. И. Варюхина также отмечает, что одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.
Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.
Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека – чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств.
Осознание ребёнком сущности понятия
«совесть» подготавливается совокупностью
нравственного семейного
Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.
Таковы элементы нравственных потребностей.
Знание их поможет родителям воспитать
детей добрыми счастливыми
Нравственные потребности
Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
2.1. Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье
Социальному педагогу чаще всего приходится работать с подростками. Это очень сложный возраст. Целые клубки подростковых проблем приходится распутывать педагогам и психологам. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. В этом возрасте для ребёнка особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания. Обратимся к реальным ситуациям. Исследователь С. Э. Карклина приводит такой пример. Мать воспитывает дочь Инну одна, отец ушёл, когда девочке было 3 года. Мать активно настраивала Инну против отца, который приезжал к дочери: «Он человек отвратительный. Он тебя бросил, он тебя не любит, и ты с ним даже не здоровайся!» Далее С. Э. Карклина пишет: «Я вызвала Иннину мать. Пыталась ей объяснить, что нельзя в девочке убивать уважение к отцу. Она посмотрела на меня поверх очков и чётко произнесла:
– Я сама знаю, что можно и что нет. Он негодяй, и дочь должна знать это. Я её мать, я её люблю, я одна сделаю её счастливой.
Ни учителя, ни родительская
общественность не могли
– Инна – это единственное, что у меня есть в жизни. Я всё отдала ей. Я работаю день и ночь.
И на самом деле было так. Инна занималась с учителем английского языка, для уроков музыки мать приглашала ей лучших преподавателей. Девочка ни в чём не знала отказа. Всё свободное время мать отдавала ей: они вместе ходили по музеям, смотрели фильмы, читали книги, и казалось, что лучших друзей, чем мать и дочь не найти.
Но это всё только казалось. Инна росла вздорной и эгоистичной. В классе её не любили. Подтверждением непозволительного поведения девочки было множество инцидентов. И вот наступил день, когда мать прибежала в школу и в отчаянии воскликнула, обращаясь к учителям: «Кого вы воспитали из моей дочери? Я жаловаться на вас пойду!» «Женщина залилась слезами. Было трудно, но пришлось сказать ей всю правду:
– Вас об этом предупреждали не один раз. Вы сами подрубили ветку, на которой сидели. Вам хотелось построить свой авторитет за счёт крушения всех авторитетов вокруг. Но вы не подумали о себе самой. Инна не может любить и уважать вас, потому что она вообще никого не любит и не уважает».
Это яркий пример совершенно безнравственного (несмотря на походы в музеи и театры) воспитания.
У подростков часто не ладятся отношения не только с родителями, но и со сверстниками, с учителями, с собой, наконец. Вот отрывок из письма девушки:
«О себе: зовут Наташа, мне 16 лет. Учусь в 11 классе. Надеюсь закончить школу с 2-3 четвёрками и остальными пятёрками. Недавно мои родители в «Комсомолке» прочли в письме 15-летней девчонки: «Я разочарована в жизни». Они посмеялись над этим и сказали что-то вроде: «Ну и молодёжь». Мои родители совершенно не знают меня. Я сама не помню, когда потеряла связь с ними. У меня нет сейчас ни малейшего желания делиться с ними своими переживаниями. Я болтаю о всякой чепухе, и они считают, что в нашей семье всё благополучно. Я не пью, не курю, не гуляю ночами, не стану в наглую хамить. Этого для всех достаточно. Для родителей ещё нужно, чтобы я много читала и готовилась к поступлению в институт. И никого – ни одного человека! – не волнуют мои взаимоотношения со сверстниками. Взрослые во всех нас видят лишь «ребёнка среди взрослого мира». Пока я могу сказать лишь, что в своей жизни я не вижу ни малейшего смысла» [5].
Произошло отчуждение между родителями и ребёнком, которое уходит своими корнями в детство этой девушки, скорее, в период её отрочества. Родители, конечно, любят дочь, но, видимо, любовь эта стала незаметной, повседневной, исчезли доверие и искренность в отношениях между членами семьи. Отец и мать не подозревают, что «проглядели» душевную драму своей уже взрослой дочери.
Но не всегда родители бывают столь
педагогически слепы. Немало таких
отцов и матерей, которые «чувствуют»
критическую ситуацию, обращаются за
помощью к педагогам и
Чем необходимо руководствоваться учителю? Прежде, чем начать беседу с родителями, необходимо определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение (воспитательный потенциал семьи). По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.
В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны следующими причинами:
Задачи педагога:
а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;
б) убедить родителей (в каждом конкретном
случае используя нужный подход) в
ошибочности и
Опираясь на труды педагогов В. А. Сухомлинского, С. И. Варюхиной, и других исследователей, выделим следующие методы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье).
1. Атмосфера любви.
Лишённый этого чувства
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая
неразумная материнская любовь «забивая
ребёнка хуже, чем розги», делает человека
безнравственным потребителем.
2. Атмосфера искренности.
«Родители не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь», такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это, каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности».