Нравственное воспитание ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:43, реферат

Описание работы

Цель работы – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка, рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье. Достижению поставленной цели служат следующие задачи: Изучая научно-педагогическую литературу по данной проблеме выявить уровень нравственного воспитания детей в семье. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты нравственного
воспитания ребёнка в семье
1.1. История проблемы……………………………………………………………..5
1.2. Сущность нравственного воспитания……………………………………….6
2. Проблемы нравственного воспитания в семье
2.1. Основные пути и условия формирования нравственности
ребёнка в семье…………………………………………………………………....13
Заключение……………………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..22

Файлы: 1 файл

Готовый реферат.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

3.  Разъяснение. Воздействие словом.

В. А. Сухомлинский отмечал, что слово  должно применяться именно к конкретному  человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную  окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого  надо учить вникать в смысл  слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Воспитатель  должен своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию  обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки  постигают нравственные понятия.

Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку  или подростку то, что он очень  хорошо знает без нас. Это бессмысленно. 

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы  избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как связать  нашу беседу с жизнью, какого практического  результата мы хотим добиться.

Содержание, тон,  место, время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писал В. А. Сухомлинский.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют  убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4. Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.

 Одни упрекают ребенка в  том, что он уже большой,  но плохо учится, другие ставят  в упрек и возраст, и физическую  силу. Правильно поступают те  родители, которые вызывают у  детей чувство гордости их  взрослостью, подбадривают, вселяют  уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5. Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание.

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным  поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие  в него.

6. Порицание.

Воспитательная сила порицания  зависит от моральных качеств, тактичности  воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя  ребёнка, дать справедливую, хотя, может  быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит  в мудром сочетании строгости  и доброты. Очень важно, чтобы  ребёнок в порицании взрослого  почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7. Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение.

Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно  относиться к своим желаниям. Желаний  у детей и подростков очень  много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие  стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом, потворство родителей действует очень вредно «Искусство повеления и запрета даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

8. Необходимо воспитывать чувства.

 Это значит и словом и  делом вызывать переживания, пробуждать  чувства, умышленно создавая соответствующую  ситуацию или используя естественную  обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как  средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие  переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

9. Регулярный труд в присутствии ребёнка.

Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это  в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный  исполнитель.

10. Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11. Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.

Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка  пытаться воспроизвести все действия и поступки  окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания  и может оценивать поведение  и поступки окружающих людей. Поэтому  взрослые, которые любят ребёнка  и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы  не послужить ему примером безнравственного поведения.

12. Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи этим:

а) остерегаться слишком чувственной  «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными  неумеренными физическими ласками;

б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей. «Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», - писал И. А. Ильин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Заключение

Учитывая всё вышеизложенное можно  сделать следующие выводы. Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим  воспитанникам культурные и моральные  ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности, а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется  ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни  каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка  – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно  богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка  в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного  поведения.

Нравственность ребёнка – это  необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога – объяснить  любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться  в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

 

 

 

 

 

 

            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Варюхина С. И. Истоки доброты. – Минск, 1987.

2. Волостных Е.И. Нравственные приоритеты семьи [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://volostnix.blogspot.com/2011/05/blog-post_5885.html

3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский - М.: Академия 2006. 512с.

4. Кулик Л.А. Семейное  воспитание: Учебное пособие / Л.А.  Кулик - М.: Просвещение 2003. 175с.

5. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.

6. Ожегов  С. И. Словарь русского языка.  – М., 1989.

7.  Розанов В. В. Сумерки просвещения.  – М., 1990.

8. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.

9.Сухомлинский, В.А. Собрание  сочинений: Учебное пособие/ В.А.Сухомлинский - М.: Логос 1999. 400с.

10. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. – 1993. - №6.

11. Шестакович А.В. Нравственная ответственность и ее

воспитание у детей в семье [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.razumniki.ru/nravstvennost_vospitanie_v_semye.html

12. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://dohcolonoc.ru

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       


Информация о работе Нравственное воспитание ребенка в семье