Нравственное воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

«Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания………………………5
1.1. Нравственное воспитание как система…………………………….….......5
1.2. Методы и формы нравственного воспитания…………………………….8
1.3. Влияние мотивационной сферы на формирование личности……....…..11
1.4. Социальные аспекты нравственного воспитания…………..…….…….. 18
Глава 2. Методические разработки для нравственного воспитания
5-6 классов……………………………………………………………..…...23
Заключение…………………………………………………………………………...26
Литература………………………………………………………………………..…..

Файлы: 1 файл

Нравственное воспитание школьников .doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания………………………5

  1.1. Нравственное воспитание как система…………………………….….......5

  1.2. Методы и формы  нравственного воспитания…………………………….8

1.3. Влияние  мотивационной сферы на формирование личности……....…..11

1.4. Социальные аспекты нравственного воспитания…………..…….…….. 18

Глава 2. Методические разработки для нравственного воспитания

               5-6 классов……………………………………………………………..…...23

Заключение…………………………………………………………………………...26

Литература………………………………………………………………………..…..28

 

 

 

Введение

«Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении».

Воспитание растущего  человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения  человека  от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе  исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей,  и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом  этапе  новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития  человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных  условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося  на  знании  и учете объективных закономерностей развития личности процесса  воспитания,  который служит необходимой  и всеобщей формой этого развития.

Всё выше изложенное позволило  выбрать следующую тему для настоящего исследования: «Нравственное воспитание школьников».                                                     

Объект исследования: процесс нравственного воспитания школьников.

Предмет исследования: формы и методы организации нравственного воспитания школьников 5-6 классов.

Цель работы: выявить условия эффективного формирования нравственности школьников.

Задачи исследования:

    1. Проанализировать состояние проблемы в современной педагогической теории.
    2. Рассмотреть влияние  мотивационной сферы на формирование личности, социальные аспекты нравственного воспитания.
    3. Разработать этические воспитательные дела, с использованием различных методов организации нравственного воспитания.

Гипотеза исследования: процесс нравственного воспитания будет эффективным и будет способствовать развитию нравственности у школьников, если:

  • Будут выделены принципы: целостность, последовательность, систематичность и другие.
  • Будут использованы динамичные, тренинговые формы работы и методы упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью и другие.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы такие методы исследования: теоретические (изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и эмпирические (обобщение опыта).

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания

1.1.Нравственное воспитание как система

Целевая установка воспитательного процесса состоит в  том,  чтобы  каждого растущего человека  сделать борцом за человечность,  что требует не только умственного развития  детей,  не  только  развития  их творческих потенций,  умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания,  но и развития образа мышления,  развития отношений, взглядов,  чувств, готовности к участию в экономической, социальной,  культурной и политической жизни, личностно-общественного становления,  развития  многообразных  способностей, центральное место в которых занимает способность быть  субъектом общественных отношений,  способность  и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно  включен  в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные,  традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей  нового круга способностей и потребностей,  то для  этого  необходимо преобразование системы воспитания,  способной организовывать эффективное функционирование новых форм  воспроизводящей  деятельности. Развивающая  роль  системы  воспитания при этом выступает открыто,  делаясь объектом специального обсуждения,  анализа  и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества  постоянного  и  сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания,  преодоления застойных,  традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на  научно-теоретическое  психологическое  знание  закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза,  ибо без опоры на такое  знание  существует опасность  возникновения волюнтаристского,  манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена  в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое  условие воспитательного процесса,  но сама эта активность, формы ее проявления и,  главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе  исторически  сложившихся  образцов, однако не слепого их воспроизведения,  а творческого использования.

Следовательно, важно  так  строить  педагогический  процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание  путем  совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку  пройти  этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного  и  социального  развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей,  подростков, юношества к наличным формам социального бытия,  не подгонку  под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности  происходит  дальнейшее  развитие  формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.  «Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности».

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека,  через построение такой  общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.  «Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии  с тем нравственным образцом,  идеалом,  который воплощает требования общества к растущему человеку,  а с  другой стороны,  преследуя  цель  максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С.Выготский,  «учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды,  регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником».

Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места  генотипа растущего человека в становлении его личности.

Достижения современной  науки,  в том числе труды  отечественных философов  и психологов,  педагогов и физиологов,  юристов и генетиков, свидетельствуют о том,  что только в социальной среде в процессе  целенаправленного  воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения  человека,  формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные  общественные  действия,  сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности.  Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Установлено, что ценностно  ориентированная внутренняя  позиция  ребенка возникает не как итог некоторых «педагогических воздействий» или даже их системы, а в результате организации  общественной практики,  в которую он включен.  Однако организация общественной практики  воспитания  личности  ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера.  Такому типу организации  соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития  ребенка.  Подобная  организация  воспитания  ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества,  поскольку здесь  требуется решение задачи преобразования сознания человека.

В связи с этим, отечественные  ученые и педагоги-практики исходят из того,  что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись «в хвосте детского развития»,  ориентируясь на его вчерашний день,  а должно соответствовать «завтрашнему дню детского развития». В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.

Управление процессом  воспитания,  осуществляемое  как  целенаправленное построение  и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка,  реализуется  педагогами,  вводящими детей в «зону ближайшего развития». Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше  не  самостоятельно,  но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно.

 

1.2. Методы и формы нравственного воспитания

     Процесс  воспитания  осуществляется  в  различных  формах  при   помощи разнообразных методов,  приемов  и  воспитательных  средств.  Понятие  форма воспитания  в  педагогической  литературе  определяют  так  –   это   способ организации  воспитательного  процесса.  Формы  организации  воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые  складываются  между воспитателями и воспитанниками.

     Классифицируют   формы   воспитания   в   зависимости   от   количества

воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие  группы или отдельные  ученики

(фронтальная,    групповая,    индивидуальная    работа).    Это    наиболее распространенная классификация.

     Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные  формы  (собрания,  сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2)  практические  формы  (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и  т.п.); 

3)  наглядные  формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). 

     Приведенные классификации, разумеется, не  раскрывают  всего  богатства

воспитательного  процесса.  В  сложном  процессе  нравственного   воспитания

возможны  разные  формы  организации.  Из  приведенных  классификаций   форм

воспитания  наиболее универсальной нам представляется первая.

     По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания  важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика  непосредственно,  с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.

     Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей  на воспитанников  и   организацию   их   деятельности.   Методы   нравственного воспитания  выступают  как  пути  и   способы   формирования   нравственного сознания,  развития  моральных  чувств  и  выработки  навыков   и   привычек поведения.

Информация о работе Нравственное воспитание школьников